Уникальный проект «Педагогические династии. Признание» в Год педагога и наставника запустили администрация города совместно с телеканалом «Краснодар». Весь месяц главными героями были семьи учителей, преподавателей вузов, воспитателей детских садов, педагогов дополнительного образования, тренеров, в которых опыт передается из поколения в поколение. Главным условием было, чтобы хотя бы один представитель династии и сейчас работал с детьми в учреждениях образования, культуры или спорта.
Стаж в полтысячелетия
Заявки на участие прислали 28 краснодарских семей. Про всех участников телеканал «Краснодар» снял ролики, рассказал об их педагогическом опыте. Победителей выбирали горожане по итогам голосования в соцсетях. Ролики просмотрели более 280 тыс. человек и оставили более 10 тыс. комментариев.
Победителей чествовали в трех номинациях: «За преданность профессии», в которой были отмечены династии с самым внушительным трудовым стажем; «За профессиональные достижения»; «Трудовые династии. Призвание» — это победители народного голосования в соцсетях.
Начнем с истории трех династий, чей стаж насчитывает без малого… половину тысячелетия. За многовековую преданность профессии семьи Глазковых-Сосновых-Кантемировых, Яицких и Албановых стали лауреатами I, II и III степени премии в направлении «За преданность профессии».
Общий стаж Глазковых-Сосновых-Кантемировых — 457 лет. Родоначальниками династии стала чета Глазковых: Григорий Васильевич — учитель математики и Антонина Константиновна — учитель начальных классов. Свой путь в профессии они начинали на Урале. После Великой Отечественной войны Глазковы переехали на Кубань, где до самой пенсии преподавали в сельских школах.
Григорий Васильевич и Антонина Константиновна за много лет работы на селе стали очень уважаемыми учителями. Они не только давали уроки, но и приучали молодежь к культуре, прививали любовь к чтению, выписывали массу научных журналов, делились всеми знаниями, что имели. Ученики и их родители через многие годы приходили к ним, благодарили за труд.

Их дочь Евгения Григорьевна окончила Армавирский пед-институт и по распределению отправилась в Карелию. Там преподаватель русского языка и литературы вышла замуж и попала в семью Сосновых, в которой насчитывалось шесть педагогов. Вскоре пара вернулась в Краснодарский край, где у них родились дочери-близнецы Татьяна и Светлана. Девушки вместе поступили в Краснодарское педучилище, окончили его, стали работать в школе.

— С раннего детства нас окружали талантливые педагоги, мы слышали нескончаемые разговоры о школе, учениках, отметках и уроках. О другой профессии и не думали. Сейчас сестра работает логопедом в специальной коррекционной школе №91, а я уже почти 30 лет тружусь учителем начальных классов в любимой школе №89. Мне кажется, более сплоченного и дружного коллектива, чем наш, не бывает,

По иронии судьбы, она так же, как однажды ее мама, связала свою жизнь с представителем педагогической династии — Виктором Кантемировым. В его семье в разное время трудились и продолжают четыре педагога: учитель математики, физики и астрономии, учитель русского языка, литературы и истории, учитель химии, а также преподаватель кафедры социологии.
— Наша дочь Екатерина свернула с протоптанной дорожки, она по профессии экономист. А не так давно неожиданно заявила: «Все, мама, буду учителем русского языка и литературы», и заочно поступила в Московский городской педагогический университет. Так-то Катя гуманитарий до мозга костей: будучи маленькой, ставила в ряд свои игрушки, заводила для каждой тетрадку. Сдала ЕГЭ по русскому языку на 100 баллов. А сейчас в свободное от работы время готовит ребят к экзаменам,
В День знаний и День учителя династию Глазковых-Сосновых-Кантемировых поздравляют со всех уголков страны — от Урала до Карелии.
— Муж уже знает, как планировать учебные занятия, рисует школьные плакаты. Говорит: «Я уже и урок могу провести». Ну а учебники, тетради, книги — это неизменный антураж нашего дома,
Музыка их связала
Свое начало педагогическая династия Яицких берет с 1946 года. Илларион Лоза работал в колхозе на пасеке в селе Крутое Орловской области, а в свободную минутку любил развернуть гармошку-трехрядку и спеть на все село. Пчеловод грамоте не обучался, но всем своим четырем дочерям, включая Александру, дал образование. Девушка стала учителем начальных классов.

По распределению Александра Илларионовна поехала на Дальний Восток, где познакомилась с пограничником Иваном Яицким. У них родились сыновья Станислав и Эдуард. Стасика отдали в музыкальную школу по классу баяна и аккордеона. Когда он занимался дома, Эдик со всей детской восторженностью наблюдал за тем, как пальцы брата перебирают клавиши, а в его отсутствие то и дело брал в руки инструмент и старался повторить мелодии. Родители восклицали: «Хватит и одного музыканта в семье!» Поэтому Эдуард получил профессию инженера-механика, но в его душе всегда была музыка, которой он впоследствии и посвятил жизнь. Оба брата удостоены звания «Заслуженный работник культуры Кубани».

Братья Яицкие и жен нашли себе с педагогическим образованием. Елена Степановна — педагог по классу фортепиано, а Галина Федоровна — учитель начальных классов. Теперь их дело продолжают дети. Светлана — дочь Эдуарда и Галины — уже более тридцати лет работает педагогом по эстрадному вокалу в Межшкольном эстетическом центре.
— Я с детства росла в окружении музыки. Мы много времени занимались с папой: он музицировал на фортепиано, а я пела. В 15 лет поступила в Краснодарское музыкально-педагогическое училище №2. Окончила его с красным дипломом и вернулась в родной Новокубанск, стала работать учителем музыки в сельской школе,

По признанию Светланы, подсчитав однажды педагогический стаж своей семьи, она очень удивилась: целых 447 лет! И он продолжает расти. Племянница педагога Юлия Яицкая сейчас обучается в Московском городском педагогическом университете.

Дело продолжают внуки
История династии Албановых начинается в середине XX века. Иван и Лидия родились и выросли в Крыму, в 1958 году переехали в Краснодар.

В семье музыка звучала отовсюду: радио работало почти круглые сутки, а из патефона звучали голоса Леонида Утесова и Сергея Лемешева. Ни одно домашнее торжество не обходилось без песен и игры на музыкальных инструментах: Иван играл на баяне, Лидия — на гитаре.

У пары родилось четверо детей: Иван, Светлана, Алексей и Алина. Все они получили музыкально-педагогическое образование и в разные годы трудились в детских садах, школах и учреждениях культуры. Младшая, Алина Ивановна, окончила с отличием музыкальный колледж имени Н.А. Римского-Корсакова и осталась в нем преподавать.
Сегодня дело династии продолжают их внуки: пятеро выбрали профессию педагога и получили высшее музыкальное образование. Начинают свои первые шаги на пути к педагогической деятельности и правнуки.
— Педагог определяет судьбу и будущее ребенка. «Учитель продолжается в своем ученике» — в этих словах весь смысл нашей профессии,

Всего в системе музыкального образования семья Албановых трудится уже 400 лет.
Все началось с физкультуры
О педагогической династии, которая насчитывает семь поколений педагогов, мы поговорили с учителем начальных классов гимназии №82, лауреатом II степени премии по направлению «Призвание» Сабиной Тлюстен.
Основателем династии семьи Тлюстен стал дедушка Сабины Руслановны — Хазрет Юсуфович Тлюстен. Свой путь он начинал с преподавания физической культуры. Через какое-то время стал республиканским судьей, затем заслуженным тренером по волейболу, был удостоен звания отличника народного просвещения.

Преподавательская ветвь на Хазрете Юсуфовиче не остановилась, а стала разрастаться дальше. Глядя на него, тетя Сабины — Лариса Жане — пошла по его стопам и тоже стала учителем, но уже не физической культуры, а начальных классов.
— Тридцать три года я в образовании, и ни одного дня об этом не пожалела. Спасибо папе, который привел меня в эту профессию. Он был замечательным педагогом. Грамотный, порядочный, ответственный, добрейшей души человек. Когда я пришла работать в школу, много мне подсказывал, направлял, давал советы,

Именно Хазрет Юсуфович помог дочери выбрать вуз и определиться с планами на будущее. Лариса Жане окончила Краснодарское педагогическое училище, после поступила в Адыгейский государственный университет и стала учителем начальных классов в 84-й школе. Сейчас Лариса Хазретовна трудится в Краснодарском научно-методическом центре — продолжает работать с талантливой молодежью, привлекать ребят к науке и творческой деятельности.

Уже с малых лет Сабина наблюдала за педсоветами, которые частенько проходили у них дома по вечерам, девочка ненароком слышала беседы своих родственников-педагогов.
— Глядя на все это, я стала мечтать стать учителем. Уже три года работаю в гимназии №82 в Краснодаре. Учу малышей читать, считать, познавать этот мир и видеть в нем самое лучшее,

Преподавательский стаж семьи Тлюстен насчитывает более 70 лет. А если немного выйти за семейные рамки, то он вовсе составит около ста лет.
— Например, если посмотреть по линии дедушки, то его тетя тоже была заслуженным учителем города Адыгейска. В нашей маленькой семье я учитель в третьем поколении, а если взять всю нашу родословную, то семь поколений насчитается,
Как бы представители семьи Тлюстен ни обходили стороной профессию учителя, выбирая другие специальности, они все равно оказывались в школе.
— Мы всегда смеемся на эту тему, когда собираемся по вечерам. Моя мама — бухгалтер с большим стажем работы, но половину своей трудовой деятельности проработала именно в бухгалтерии при департаменте образования. А моя бабушка была шеф-поваром, и угадайте, где она работала? Правильно, в школьной столовой. Как-то все так сложилось, что, даже выбирая другую профессию, мы все равно всегда оказывались в школе. Это, наверное, какой-то знак, символ нашей семьи,
Сабина Тлюстен хотела бы, чтобы педагогическая династия их семьи продолжала расти. Свои надежды она возлагает на свою младшую сестру Дарину Жане — кандидата в мастера спорта по художественной гимнастике:
— Я думаю, что в будущем она продолжит нашу династию, но уже на спортивной стезе, и будет тренировать юных гимнасток. Я знаю, что и некоторые мои ученики хотят, глядя на меня, быть учителем.
На вопрос, что все-таки значит быть учителем, Сабина Тлюстен ответила так:
— Одной фразой здесь не обойдешься. Быть учителем — это всегда учиться самой. Поэтому, чтобы обучать своих маленьких «почемучек», я сама всегда развиваюсь, узнаю что-то новое, для того чтобы затем преподнести им эту информацию. Работа учителя многогранна. Мало того, что ты их учишь, но ты же еще должен воспитать из этого ребенка личность, которая затем выйдет за порог школы, пойдет дальше. На самом деле это очень светлая профессия, потому что потом, какой бы тернистый путь ни прошел, ты видишь горящие глаза своих учеников, которые стремятся к знаниям. Наверное, это самая лучшая благодарность для любого педагога.
В одной семье — учителя биологии, истории, химии
Общий учительский стаж работы семьи Меньшиковых-Караченко составляет 136 лет. Эта династия стала лауреатом III степени премии в направлении «Призвание». Как удается пронести через поколения любовь к учительскому делу, нам рассказала Людмила Караченко, учитель гимназии №82.

Начало династии учителей Меньшиковых-Караченко положила прабабушка Людмилы Владимировны, которая служила гувернанткой в богатой семье помещика, а после революции работала в яслях при ткацкой фабрике. Именно она открывала мир прекрасного и таинственного, обучая детей читать и писать. Ее сын Павел Меньшиков после педагогического училища стал учителем истории, жена работала в детском саду воспитателем. Гелетруда, Валентина, Ариадна и Капитолина — дочери Павла Александровича — продолжили династию Меньшиковых. Все они окончили педагогические вузы и разъехались по стране, стали учителями биологии, истории, химии, иностранных языков. Одна из этих сестер — Гелетруда Меньшикова — мама нашей собеседницы.

Гелетруда Павловна сначала окончила Мичуринский сельскохозяйственный институт. Так как там она была активисткой, общественницей, отличницей, спортсменкой, ей сразу предложили работу в райкоме ВЛКСМ. Вскоре по зову сердца решила сменить сферу деятельности и ушла работать в школу, поступив в Волгоградский педагогический институт.
Почетный работник Министерства образования, Гелетруда Павловна в свое время работала учителем биологии, директором школы и заместителем директора по научной работе в Краснодарском эколого-биологическом центре. Ее трудовая книжка заполнена благодарностями, почетными грамотами и поощрениями. Она — ветеран педагогического труда, награждена медалью «За доблестный труд», значком «Отличник народного просвещения». Сегодня, находясь на пенсии, она продолжает заниматься с ребятами, подготавливая их к сдаче ЕГЭ и поступлению в вуз.
— Я следующий представитель династии. В моем случае огромную роль сыграл пример близких людей. Школа — это моя жизнь. Вот уже более тридцати лет работаю учителем начальных классов. Каждые четыре года возвращаюсь в первый класс, и каждый раз это очень волнительно. Какие придут ко мне малыши? Как будут складываться наши взаимоотношения? Понравлюсь ли я им? Ведь их родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть,

За 34 года работы в школе учительница сформировала собственную педагогическую концепцию. В центре — любовь к чтению, книгам.
— Педагогическая деятельность — это сложный, многогранный процесс. Можно найти готовый конспект урока, перечитать много литературы, ознакомиться с современной методикой, но подобрать ключик к сердцу каждого ребенка, пробудить нравственные стороны намного сложнее.
В своей работе учитель начальных классов стремится к тому, чтобы на каждом уроке ребенок переживал радость открытия, мог поверить в свои силы и возможности. Если учитель не боится созидать, постоянно находится в творческом поиске, то и его ученики тоже любят творить, стремятся узнать много нового и интересного.
— Я учу их, а они учат меня. Ведь неотъемлемой частью образования является воспитательная работа. Я первый учитель, который входит в жизнь ребенка и его семьи. Я должна стать для малыша его второй мамой, ведь он со мной тоже будет делиться своими радостями и неудачами. А мне необходимо вовремя поддержать его, успокоить, порадоваться вместе с ним,
В жизни учителя есть еще один интересный факт: ее муж тоже происходит из учительской семьи, его мама — учитель математики. По первому образованию супруг — педагог, тренер по тяжелой атлетике, по второму — юрист, но всю жизнь проработал в боевом подразделении с личным составом. Старший сын нашей собеседницы — психолог служебной деятельности, в своей работе он соединил педагогику от мамы и службу под погонами от папы.
— Общий учительский стаж работы моих родных составляет 136 лет. Размышляя над тем, почему мой выбор остановился именно на этой профессии, пожалуй, соглашусь с такими словами: «Проживи одну свою жизнь и тысячу жизней своих учеников — и ты проживешь вечность!»
Материалы подготовили Юлия Банщикова, Екатерина Усатюк, Ульяна Кузнецова