Фотоархив «Краснодарских известий»

Особенные дети — особенная жизнь… Большинство родителей, воспитывающих детей с инвалидностью, живут в постоянном страхе: «Как он будет учиться? А жить вообще как будет? Его никогда не примет общество, а значит, он обречен на страдания. Если с нами что-нибудь случится, тогда его ждет ПНИ».

Родителям проще вообще не выходить из дома, чем ловить на себе косые взгляды в транспорте, поликлинике или в парке. Но к счастью, в последнее время ситуация стала меняться к лучшему. В нашем городе живет много неравнодушных людей, которые профессионально помогают таким семьям. В самых разных вопросах подставляет плечо и департамент образования Краснодара. Наше издание тоже старается не оставаться в стороне. Мы оказываем информационную поддержку организациям, которые дают шанс на развитие и полноценную жизнь особым детям.

Выход за пределами квартиры

— У меня был такой случай в практике: мама принимает тот факт, что ее ребенок — особенный, но всячески ограждает его от социума. Она практически никуда не выходит с ним. Я пыталась донести до нее, что с этим страхом должен работать психолог. Если мы закрываем ребенка с раннего возраста, то дальше будет только хуже. Его необходимо включать в общественную среду, чтобы он привыкал к людям, а они — к нему. Но важно, чтобы и среда была готова к этому,
— рассказывает учитель-дефектолог, коррекционный педагог Елизавета Коломиец.

Руководитель «Открытой среды» — проект помогает людям с РАС, Анна Малова уверена, что инвалидность в России пока не воспринимается как норма жизни. И это неудивительно: мы почти не видим таких людей в фильмах, в социальных сетях, на улицах, в магазинах или театре. Как бороться с этим?

— Мы убеждаем наших подопечных, что необходимо выходить из дома, потому что пока мы не выйдем — нас не увидят, а если нас не увидят — к нам не привыкнут,
— считает специалист.

На попечении организации сегодня находятся 170 семей, и это одна из крупных НКО в городе, которая бесплатно помогает людям с РАС. Работают преимущественно с подростками, но недавно запустили новое направление 12+. Специалисты нацелены на индивидуальный подход к каждому. Студенты учатся жить самостоятельно, осваивают основные адаптивные навыки: общаются и принимают простые решения, ходят в кафе, расплачиваются за покупки, рисуют, занимаются творчеством, участвуют в выставках и интересных городских проектах, посещают учреждения культуры.

— У театров в Краснодаре есть специальные инклюзивные программы. Выделяются билеты, но чаще всего это специальный день, когда люди с инвалидностью могут прийти. Хорошо, что эти программы есть, и я очень благодарна нашим театрам и музеям за то, что они для нас делают,
— поясняет Анна Малова.

Право на образование есть у каждого

Специалисты отмечают, что, как правило, к моменту поступления в первый класс у ребенка уже есть какая-то маршрутизация: обычная группа в детском саду либо группа развивающей направленности. Исходя из этого, можно делать выводы, к какому виду занятости он готов.

— Родители боятся коррекционных школ, но на самом деле они могут многое дать и там тоже работают хорошие специалисты. Хотя бы то, что мама не сидит дома и может выйти на работу, пусть и на 4 часа. Но есть одно но: туда берут не всех детей, потому что таких школ в городе не хватает,
— говорит Анна Малова.

Теперь что касается инклюзии. Россия к ней стремится, и она развивается, но пока что не так быстро, как бы нам того хотелось. Причин — масса. Многое зависит и от нас самих: мы все еще воспринимаем людей с ментальными нарушениями с опаской, некоторые учителя делают из особенных детей изгоев, а в основе концепции инклюзивного образования лежит идея о равных правах на образование всех детей вне зависимости от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей. Вопрос, решение которого требует времени, находится на контроле у местных властей. 

«Краснодарские известия» говорили об этом в рамках большого интервью с вице-мэром Лилианой Егоровой, курирующей образование.

— У нас практически в каждой школе есть особенный ребенок, и даже одному ребенку нужно создавать условия. Есть школы, где мы полностью собрали классы и создали целую программу, которая работает. К сожалению, это не везде так, опять же в силу достаточно большой переполненности образовательных учреждений. Выделить отдельный целый блок для таких деток достаточно сложно, но мы идем к тому, чтобы дети были в социуме. Резервация в любом случае плоха, причем как для одной стороны, так и для другой. Я рада, что эта система, когда у нас не было инвалидов, исчезла,
— уверена Лилиана Николаевна.

По словам Анна Маловой, мы также должны помнить, что существует закон об образовании, который говорит о том, что необучаемых детей нет. Если ребенку, к примеру, рекомендован наставник, тьютор, то родители имеют право добиваться его.

— Мой брат учился в коррекционной школе № 21, и на тот момент это был хороший выбор. Если дети имеют достаточно поведенческих навыков для того, чтобы сидеть за столом и слушать учителя, мы советуем родителям пробовать поступать в обычные школы, чтобы у них проходила социализация. Это всегда очень индивидуальная история, но я знаю, что департамент образования идет навстречу таким родителям и информирует их обо всех возможностях,
— продолжает специалист.

Театр — лекарство для души

Отвлечься и почувствовать себя частью классной команды в Краснодаре можно в инклюзивной театральной студии «Лестница». Она была создана для детей, молодежи и взрослых людей с особенностями развития. Сюда приходят целыми семьями.

— Мы занимаемся актерским мастерством: изучаем все дисциплины, которые есть в театральной студии. У нас обучаются ребята с ДЦП, синдромом Дауна, аутизмом. Есть воспитанники с нарушениями слуха и зрения. Можно сказать, что многие из них заново учатся говорить,
— поделилась с «Краснодарскими известиями» руководитель проекта Елена Гаипова.

«Лестница» — это уютный классический театр с домашней обстановкой на Зиповской. Благодаря поддержке Фонда президентских грантов было куплено световое звуковое оборудование и полностью оснащен зал. Со спектаклем «Остров» начинающие актеры побывали в шести городах России, где выступили на профессиональных сценических площадках.

— То, что мы съездили на гастроли — это огромная победа для нас. Очень важна социальная составляющая: ребята впервые отправились в путешествие без родителей, многие первый раз в жизни увидели самолет, поезд, побывали в кафе. В нашей команде было 13 человек, и мы, конечно, очень долго делали заказ, но в итоге справились!

Студия взаимодействовала с ведущими «особенными» театрами России, для того чтобы у «Лестницы» была возможность общения и обмена опытом с другими инклюзивными коллективами страны.

— Мне хотелось создать что-то стоящее, нужное. Не просто провести какой-то разовый фестиваль: сделала, галочку поставила, молодец. Важно заниматься проектом на постоянной основе и чтобы это был именно репертуарный театр. Главное, что «Лестница» объединила детей с особенностями и без, а также их родителей. Все это очень ценно.

Мы можем сделать простой вывод, что сегодня возможностей для ребят с ментальными нарушениями в Краснодаре становится больше. Главное — это знать свои права, не бояться консультироваться со специалистами, которые подскажут, какой вид образования подойдет вашему ребенку, и научиться выходить из дома. Этот мир не прост, но создан для всех и каждого. И наша общая задача — сделать его лучше.