Сегодня практически все пользуются услугами такси. Высокая цена в час пик — не главная проблема. Иногда пассажиры, как и сами водители, попадают в, мягко скажем, неприятные, а порой и опасные ситуации.
Потребовал 60 тысяч рублей
Далеко ходить за историями не надо. Не так давно наша коллега Ульяна попала в руки недобросовестного таксиста. Вместе с ней мы возвращались с задания на работу. Водитель подъехал к пункту назначения, однако не заехал во двор, а остановился возле проезжей части. Мы начали выходить: я открываю правую дверь, Ульяна — левую. И тут — грохот!
Я не сразу поняла, что произошло. Оборачиваюсь — в двери вмятина, а у коллеги — испуганные глаза, состояние шока… Оказывается, когда она открывала дверцу автомобиля, рядом на большой скорости проезжала машина, которая не успела затормозить и прочесала дверцу, оставив вмятину. После чего таксист, обвинив Ульяну во всех смертных грехах, начал требовать с нее деньги — 60 тысяч рублей.
Позже юрист разъяснил, что вины пассажирки нет. Водитель припарковался в опасном для высадки месте, не предупредил о возможной угрозе, более того, у него даже не было страховки.
Ульяна не стала скидывать ему деньги. Хотя она уже была согласна отдать 30 тысяч «чисто по-человечески» — он не соглашался. В результате не получил ничего.
Чуть не села в машину к маньяку
Заглянули мы и в соцсети. В одном из пабликов мы нашли жалобу Анастасии, которая чуть не села в машину к маньяку. Возможно, иначе мы бы не узнали об этом случае.
Девушка вызвала такси, водитель любезно поинтересовался, сколько человек поедет сзади, его аргументом была фраза «больше двух я не вожу». Когда она вышла из парадной, заметила, что номера машины не соответствовали тем, что были в приложении.
Анастасия решила заказать другую машину. Казалось бы, беда миновала. Однако на трети пути она обнаружила, что за ними увязался «хвост». По словам бдительной пассажирки, ее спас просмотр тру-крайма (документальный жанр, включающий в себя литературу, подкасты, фильмы и сериалы, в которых автор исследует криминальные преступления и подробно описывает действия людей, связанных с этими событиями и пострадавших от них). А еще — хорошо развитая интуиция. К счастью, все обошлось.
Другая история — мужчина ехал в такси вместе с двумя детьми. Почти в конце поездки его младшего ребенка стошнило, что очень возмутило водителя. Он потребовал немедленно оплатить химчистку, причем сумму запросил немаленькую: 15 тысяч рублей. Кроме того, он остановил машину, заблокировал двери и потребовал отдать деньги прямо сейчас.
Пассажир объяснил, что он не имеет при себе такой суммы, и вообще — уж слишком высокая цена за химчистку. На что таксист ответил, что ему виднее и пассажир обязан отдать ему деньги.
Ребенку становилось все хуже и хуже, но, видимо, водителя это не волновало. В итоге мужчине пришлось перевести таксисту 11 тысяч. Только после этого тот удосужился довезти пассажиров до места назначения. После того как отец двоих детей обратился в техподдержку, ему ответили, что в качестве компенсации следующая поездка будет бесплатной. Вот такой «приятный» бонус за 11 тысяч!
Как разъясняет начальник пресс-службы управления МВД России по городу Краснодару Артем Коноваленко, в подобных случаях необходимо сразу звонить в полицию.
Стражи правопорядка приедут на место, рассмотрят заявления с обеих сторон и примут процессуальное решение. Таксист не имеет права требовать с пассажира возмещения компенсации, тем более запирать его в автомобиле, — это ограничение свободы. Подобные действия уголовно наказуемы,
— объяснил Андрей Коноваленко.
Обошлось без стрельбы
Читать истории в интернете — одно, совсем другое — слушать их вживую. «КИ» связались с одной из пассажирок Алиной Румянцевой, которая рассказала о своем случае в такси.
Когда я только открыла дверь, заметила, что по всему салону стоят какие-то игрушки, на панели, например, были многочисленные болванчики. За рулем сидел дедушка. Первое, что он мне сказал: «Здравствуйте, сейчас мы поедем вместе со всеми моими друзьями». Мне сразу стало не по себе…
— вспоминает она.
Алина предположила, что у него какое-то психическое расстройство.
Наверное, для детей такое поведение было бы милым, но для меня —
— продолжает Алина.
нет.
Пока они ехали, дедушка достал из бардачка маленького бычка, показал Алине и сказал: «А бычок сейчас спит». Потом показал на другую игрушку: «А белочка сейчас едет со мной».
Я сижу и думаю, а доеду ли я вообще до дома живой… Когда мы добрались до места, выходя из машины, я услышала: «Поставьте 5 звезд нашему бычку!»,
— вспоминает девушка.
Впечатляющий случай рассказал один из моих знакомых Валентин Смычков.
Мой таксист устроил ругань с другим водителем, причем из-за того, что сам же его и подрезал. Тот его обогнал, отчего таксист сильно разозлился и выжал педаль газа. Так как я сидел спереди, он попросил меня отодвинуть ноги. Я послушался, он открыл бардачок и достал оттуда… пистолет. Сказать, что я был в шоке, — ничего не сказать,
— делится Владимир.
Водитель положил оружие себе под ногу. Он продолжал яростно ругаться и сигналить впереди стоящей машине. К счастью, стрелять так и не начал.
Приставил нож к горлу, чтобы прокатиться бесплатно
Хотя случаи с неадекватными таксистами встречаются часто, это не значит, что нет таких же пассажиров.
Мы познакомились с таксистом, который сталкивался с криминалом. Владимир Ярцев работает в этой сфере уже около 10 лет, ему попадались самые разные пассажиры. Но больше всего запомнились те, кого он сопровождал в ночную смену.
Как-то раз подвозил компанию молодых людей. Доехал до пункта назначения, как обычно, хотел нажать на кнопку: «Завершить поездку». И вдруг сидящий сзади парень приставил мне нож к горлу со словами: «Давайте эта поездка будет бесплатной, и никто не пострадает». Жизнь дороже денег, потому я просто их отпустил,
— вспоминает Владимир.
По словам мужчины, он даже не захотел обращаться в полицию, боясь дальнейших преследований.
Никто не имеет права вымогать у человека деньги
Чтобы узнать, какую поддержку оказывают в Яндекс такси в подобных ситуациях, мы решили написать им на почту. К сожалению, ответа мы не дождались даже спустя 5 дней. Благо, нашелся таксист, который смог нам объяснить, как работает приложение в случаях, когда кто-то отправляет туда жалобу.
Яндекс не является каким-то официальным такси, это просто агрегатор, обычное приложение, как Avito. Какую-либо ответственность агрегатор ни за что никогда не будет нести. Служба поддержки существует больше для успокоения, как водителей, так и пассажиров (они отвечают скриптом). Допустим, на меня напали, я звоню в поддержку и спрашиваю, что мне делать в этой ситуации, они отвечают — мол, обратитесь в полицию. Если пассажиру нахамили и отобрали деньги, Яндекс даст такой же ответ,
— пояснил таксист Евгений Картышов.
Как рассказал Артем Коноваленко, в полицию регулярно поступают сообщения о конфликтах между гражданами, когда предоставляются услуги служб такси. Особенно в случаях, когда пассажир и водитель несогласны либо со стоимостью оплаты поездки, либо оскорбляли друг друга или дело дошло до рукоприкладства.
В любом случае никто не имеет права вымогать у человека деньги, даже если причинен материальный ущерб. Если же пассажир или таксист признает свою вину, то можно достигнуть устной договоренности, компенсировав ущерб. Все это совершается на добровольной основе, никак иначе,
— отметил Артем Коноваленко.
Юрист Михаил Усатюк добавил, что все зависит от ситуации, произошедшей между пассажиром и таксистом.
Важно понимать, что они бывают разные. Если возникла угроза здоровью или произошло ДТП, то необходимо обращаться в полицию. Если же причинен имущественный вред потребителю или таксисту, то нужно идти непосредственно в суд, так как это уже гражданско-правовые отношения,
— пояснил юрист.
Как отметил Михаил Максимович, у таксиста обязательно должна быть в наличии страховка, которая в случае чего может покрыть расходы нанесенного ущерба.