Фото: из архива респондента

Историю подвига Степана Дмитриевича Передерия, ценой собственной жизни задержавшего наступление гитлеровцев на Краснодар, чем давшего возможность отойти без потерь 1195-му гаубичному артиллерийскому полку Резерва Главного Командования, знают многие краснодарцы.

В немалой степени благодаря краснодарскому подростку, участвовавшему в том бою и рассказавшему о нем потом в подробностях. Через пару лет после этих событий он ушел на фронт. Эта история о нем, рассказанная его сыном.

Приказ

Летом 1942 года Южный фронт подходил к Краснодару. Мой отец, Виктор Иванович Кантемиров, будучи подростком, вместе с матерью и сестренкой остался в оккупированном фашистами городе. Он стал свидетелем подвига артиллериста Степана Дмитриевича Передерия, который один огнем из пушки сдерживал наступление немцев на западной окраине Краснодара в течение нескольких часов.

Степану Передерию, потомственному казаку из ст. Ивановской, было 33 года, когда он совершил свой подвиг, за который посмертно был удостоен ордена Красного Знамени.

В октябре 1941 года будущему герою пришла повестка. Его направили во второй дивизион 1195-го гаубичного артиллерийского полка Резерва Главного Командования. В это время полк входил в состав 56-й отдельной армии, которая с 17 октября 1941 года заняла позиции в 25 км к западу от Ростова-на-Дону на линии Генеральское — Синявка.

56-я армия сдерживала наступление фашистов под Ростовом, сама провела ряд контрнаступательных операций, но в июле 1942 года отошла на юг и приняла участие в оборонительных сражениях под Краснодаром.

9 августа 1942 года 1195-й полк был вынужден покинуть краевой центр. Командир полка поставил задачу Степану Передерию: сдержать фашистов на северной окраине города, чтобы прикрыть отход основных сил.

Виктор Кантемиров с сослуживцами на Западной Украине (в первом ряду слева)

Пятеро смелых мальчишек

К грузовику ЗИС-5 бойца была прицеплена пушка, а в кузове находилось достаточное количество снарядов для ведения боя. На перекрестке улицы Луговой и Казарменного переулка (сейчас это Воровского и Головатого) красноармеец в одиночку оборудовал огневую позицию. Отцепил от грузовика и установил пушку, замаскировал ее и начал выгружать снаряды. Ему на помощь кинулись пятеро местных мальчишек. Это Виктор Кантемиров, Федор Сычев, Александр Репалов и Николай Коваль. Имя пятого юного героя пока не установлено. Им тогда было всего 14-15 лет…

Ребята помогли перенести тяжелые снаряды от грузовика на позицию к пушке. После этого Степан поблагодарил их и потребовал, чтобы они ушли, сказав, что им здесь не место. Но подростки не ушли, а только спрятались неподалеку, наблюдая за происходящим.

Через короткое время показалась колонна фашистов. Они двигались быстро и не скрываясь, уверенные в том, что части Красной Армии отступили за Кубань. Для немцев стал полной неожиданностью внезапный кинжальный орудийный огонь на пустынной улице.

Мальчики, видя, что красноармейцу тяжело одновременно вести огонь и подносить снаряды, опять кинулись к нему на помощь. Более трех часов продолжался неравный бой.

Подошла немецкая танковая колонна. Степан точным выстрелом уничтожил первую машину. Но вторая все же успела нанести удар и повредила орудие. Тогда отважный красноармеец попытался перекрыть улицу своим грузовиком, но танковый снаряд повредил его. Боец схватил гранату и собрался кинуть ее в танк, но был срезан пулеметной очередью…

После боя фашистский офицер построил своих солдат и сказал, что этот рядовой русский солдат должен служить им примером, как надо воевать. Местные жители обратились к немцам с просьбой забрать тело героя. Степана похоронили здесь же, на месте боя, под тополями.

В день освобождения Краснодара, 12 февраля 1943 года, его останки перезахоронили на Всесвятском кладбище, а в 1972 году — на его родине, в станице Ивановской. В 1947 году улицу Луговую по ходатайству местных жителей переименовали в имени Степана Передерия.

А 12 февраля 2015 года в Краснодаре на пересечении улиц имени Воровского и Головатого торжественно открыли памятный знак в честь героя. Инициатором выступил Виктор Иванович Кантемиров.

Вся семья Виктора Кантемирова в начале войны. Виктор в летном шлеме

Борьба с бандеровцами

А теперь расскажем, как сложилась его судьба. В ноябре 1944 года 17-летнего Виктора призвали в Красную Армию. Первым местом его службы стала Западная Украина, освобожденный Львов. В 128-м запасном стрелковом полку 43-й стрелковой дивизии, куда прибыл Виктор Иванович, курсантов минометной роты готовили к фронту и часто направляли на операции по подавлению националистического движения на территории Западной Украины. Таких операций по ликвидации банд бандеровцев, в которых он принимал участие, было много.

В детстве отец часто рассказывал мне занимательные истории из военной жизни про солдатскую смекалку и про воздушные бои в небе над Краснодаром, которые он наблюдал с крыши сарая. Один из его рассказов был про операцию на Западной Украине.

В лесу скрывались бандеровцы, которых никак не удавалось обнаружить. С наступлением ночи эти бандиты нападали на наших военных, расстреливали активистов советской власти, запугивали и держали в страхе местное население. Это был коварный и безжалостный враг, своими зверствами порой превосходящий даже фашистов.

В один из рейдов по прочесыванию леса наша спецгруппа вышла на поляну и, осмотревшись, устроила привал. Один из красноармейцев решил закурить, присел на большой пень и стал о него выколачивать свою курительную трубку. Но, услышав громкий звук от удара по дереву, удивился. Еще больше бойцы удивились, когда приподняли пень. Оказалось, что под ним был лаз в подземный бункер, а сам пень служил наблюдательным пунктом со смотровыми щелями. Бойцы забросали гранатами это волчье логово, уничтожив спрятавшегося под землей врага.

Роковая погоня

День Победы 9 мая 1945 года отец встретил в Чехословакии. Но с Победой он домой не вернулся: как и многие его ровесники из последнего военного призыва 1926-1927 годов рождения, они должны были служить по восемь и более лет сверхсрочно. Некому было сменить их на воинской службе.

Позже Виктора Ивановича перевели в 105-й запасной стрелковый полк, а с сентября 1945 года он прибыл в город Острог, в 159-й укрепрайон, где его 494-й отдельный пулеметно-артиллерийский батальон продолжил ликвидацию бандеровского подполья. Через год его служба продолжилась в авиационных частях 14-й Воздушной армии при гарнизоне города Дубно в Ровенской области. Он тогда уже работал на органы госбезопасности.

Последним местом службы отца стал 348-й отдельный авиатехнический батальон на территории гарнизона под Дубно. Работая под псевдонимом, отец выполнял задания Особого отдела ШАД. Он вел наружное наблюдение и контактировал со многими гражданскими лицами, одновременно учился в 10-м классе вечерней школы. Его последним важным заданием было обнаружить местонахождение и определить связи бывшего гестаповца, руководителя одной из групп в концлагере на территории Польши. В городе его опознал один из сослуживцев отца, и тогда же началась охота на «зверя».

26 февраля 1949 года, возвращаясь с занятий в вечерней школе, отец опознал в одном из четверых мужчин, выходивших из ресторана «Голубой Дунай», того, кого они так долго искали. Вся четверка села в легковую машину и поехала по дороге, проходившей в непосредственной близости от авиагарнизона.

Отец вскочил на подножку стоявшего поблизости грузовика-лесовоза и, достав пистолет, приказал водителю немедленно следовать за легковой машиной. Место рядом с водителем было занято вторым пассажиром, и ему пришлось ехать снаружи кабины, стоя на подножке. Он не догадывался, что водитель грузовика и его пассажир сопровождали этих незнакомцев.

На большой скорости они преодолели несколько километров, как вдруг водитель лесовоза сделал резкий маневр с заездом правым колесом в небольшой кювет. Машину сильно тряхнуло. Отец не удержался и полетел под задние колеса тяжеловоза, которые переехали его поперек. Боли тогда он еще не успел почувствовать, лишь блеснула обидная мысль, что сорвал операцию, и он потерял сознание.

Учитель математики и физики

В таком состоянии Виктора Ивановича обнаружили военнослужащие гарнизона, принесли в санчасть, а затем немедленно отвезли в военный госпиталь города Ровно, где в ту же ночь его прооперировали. Почти полгода он лежал на спине в неподвижном состоянии, пока не срослись кости таза. Военные медики с большим трудом смогли поставить отца на ноги, но кости таза срослись неправильно, а левая нога стала короче правой. Будучи непригодным к военной службе, он демобилизовался по состоянию здоровья.

Вернувшись в Краснодар в ноябре 1949 года, он окончил вечернюю школу, а затем и Краснодарский пединститут. Получил специальность учителя математики и физики, преподавал в школах Калининского и Динского районов Краснодарского края. Его успехи как преподавателя заметили руководители отдела образования и пригласили в Краснодарский институт усовершенствования учителей на должность заведующего кабинетом физики и математики.

Несколько лет назад Виктор Иванович ушел из жизни. У него остались трое сыновей, внуки, правнуки.