Фото: Владимир Бензик

Если спросить у дончанина, какую фразу он выберет в качестве лучшего примера, характеризующего донбасский характер, то, безусловно, фаворитом станет цитата из стихотворения Павла Беспощадного: «Донбасс никто не ставил на колени/ И никому поставить не дано». Кто-то знает это стихотворение, кто-то нет, но каждый раз, когда по городу прилетает очередной горячий привет от «жовто-блакытной неньки», все повторяют — «Не дано! Не дано! Не дано!»

Зачем скрывать, что весь прошлый год, начиная с двадцатых чисел февраля, был годом надежд и ожиданий. В светлых мечтах центральные улицы города вновь наполнялись счастливыми детьми и молодыми мамочками, «Донбасс Арена» звенела голосами десятков тысяч болельщиков, а застывшие, словно исполины, строительные краны спустя столько лет снова вращали своими башнями, продолжая созидательный труд.

Увы.

Но не стоит думать, что Донбасс застыл, пораженный апатией и удрученностью. Ситуация иная. Сегодня свой край я бы сравнил с больным на операционном столе: вокруг него снуют врачи, порой боль поражает каждую клеточку его тела, но борьба идет постоянно, и пациент верит и ждет, когда покинет, наконец, больничную палату и вернется к обычной жизни.

Что поменялось в городе за этот год? Стало намного меньше людей на улицах. Мы пережили две волны эмиграции. Первая была в 2014-м, в результате которой в центре города проезжающие машины стали редкостью, а прохожие встречались с периодичностью раз в десять минут. Прошло время, и постепенно стали возвращаться те, кто отправился за счастьем в другие места, но вернулся, понимая, что Донецк — это навсегда.

Сегодня его улицы вновь опустели. Дончане защищают свой город с оружием на передовой, уехали с семьями на «материк», а кто-то попросту не выходит из дома, понимая, что каждую секунду небо может разорваться на тысячу осколков.

В кафе и ресторанах города можно встретить молодежь, но вся она представлена в форме цвета хаки, а любимыми песнями, звучащими из колонок, стали военные и патриотические хиты, заменившие собой неуместную ныне попсу. Не вслушиваясь в текст, ребята особенно яростно подпевают припевам, вкладывая в него свой смысл и весь спектр эмоций — от безусловной гордости до некоторой горечи от того, что свои молодые годы приходится проводить с винтовкой в руках.

Но, так или иначе, наш город жив, утром и вечером уставшие троллейбусы развозят людей на работу и с работы, а во время обстрелов люди выбегают из транспорта, чтобы спрятаться в переходе, переждать опасность и вновь вернуться на привычное место у окошка. А потом все добираются до своей работы и делают ее хорошо. Мы словно стали живым воплощение слов: «Делай, что должно, и будь, что будет». И мы делаем!