Хотя этот объект — стратегически важный, по мнению многих, его сегодняшнее состояние не соответствует статусу города-миллионника.

Безопасность — в приоритете

«Краснодар-1» — не просто транзитный пункт. Это лицо юга России. И оно должно быть достойным. Об этом говорили на заседании, в котором приняли участие представители городской администрации, РЖД, профильных ведомств и общественных организаций.

Мероприятие прошло в формате открытого диалога, в ходе которого обсуждались вопросы антитеррористической защищенности, санитарного состояния, транспортной логистики, а также доступности среды для маломобильных граждан.

Вокзал отнесен к объектам первой категории транспортной инфраструктуры по уровню потенциальных угроз. По словам исполняющего обязанности начальника вокзала Тимура Комахи, здесь установлены шесть стационарных рамок металлодетектора, системы радиационного контроля и видеофиксации, организованы посты досмотра и мобильные группы реагирования. Каждые два часа проводится патрулирование, действует усиленный режим безопасности.

Как подчеркнул заместитель председателя Общественной палаты, председатель комиссии по вопросам экономики, ЖКХ, ТЭК, транспорта и связи Андрей Погуляйко, все эти меры должны быть не только формальными, но и реально работающими — «для того, чтобы не допустить противоправных действий и создать ощущение защищенности у каждого пассажира».

Доступная среда: проблемы на практике

Особое внимание было уделено вопросу доступности вокзала для маломобильных граждан. Несмотря на заявленные меры поддержки — наличие инвалидных колясок, программ сопровождения и специальных зон ожидания, — в реальности, по словам члена Общественной палаты Владимира Филатова, ситуация остается далекой от идеала.

Он рассказал о своем опыте передвижения после хирургической операции: несмотря на оформленную заявку, помощь оказалась несвоевременной, подъем на платформу и спуск с нее — практически невозможны без физической помощи.

По итогам обсуждения на круглом столе было принято решение разработать конкретные меры по улучшению ситуации. К примеру, установку дублирующих кнопок вызова помощи и адаптацию пандусов. Члены Общественной палаты запланировали выездные проверки совместно с руководством вокзала и профильными ведомствами, чтобы на месте убедиться в выполнении обязательств.

Мы не просто обсуждаем — мы берем на контроль и добиваемся решений, которые почувствует каждый житель и гость города,

— резюмировал Андрей Погуляйко.

От фильтрации пассажиропотоков до профилактики

С приближением курортного сезона и ростом пассажиропотока вопросы транспортной безопасности в Краснодаре выходят на первый план.

Об этом подробно рассказал подполковник полиции Мурат Гонежуков, начальник охраны отдела общественного порядка Краснодарского линейного управления на транспорте.

С начала 2024 года в крае зарегистрировано уже два факта диверсий на вокзале «Краснодар-1», связанных с поджогами. Все преступления раскрыты, подозреваемые установлены и задержаны, дела переданы в ФСБ. В ответ на подобные угрозы управление усилило меры безопасности: от фильтрации пассажиропотоков до профилактических проверок.

Разработаны памятки для пассажиров по предотвращению краж, террористических актов и иных противоправных действий. Особое внимание уделено перевозке детских групп: с РЖД и региональной дирекцией проведены рабочие встречи по вопросам охраны и сопровождения.

На территории вокзального комплекса действуют автоматические системы распознавания лиц «Сфера» и «Визит». С их помощью ежедневно выявляются лица, находящиеся в розыске. По словам Гонежукова, система дает до 96% совпадений.

Участники обсуждения согласились: необходимо усиливать патрулирование, обеспечивать постоянное присутствие кинологов и проверять работу частных охранников.

Чистота, порядок — не только вопрос комфорта, но и имидж города

По мнению участников круглого стола, несмотря на то, что уборка территории вокзала проводится регулярно — официально озвучено, что механическая уборка осуществляется до четырех раз в сутки — на практике поддержание чистоты осложняется из-за большого наплыва пассажиров в часы пик. Особые сложности возникают в выходные и в вечернее время, когда прибывают и отправляются поезда дальнего следования, в том числе в Москву.

Уже сегодня коммунальные службы предупреждают: в летний период ожидается рост пассажиропотока минимум на 30%. Это ставит под вопрос готовность существующей системы справляться с нагрузкой. Члены Общественной палаты призвали заранее пересмотреть схемы работы, чтобы не допустить ухудшения санитарной обстановки.

По общему мнению, вокзал «Краснодар-1» — это лицо города для тысяч пассажиров, ежедневно проходящих через его двери. Чистота и порядок на его территории — не только вопрос комфорта, но и имиджа столицы Кубани. Координация между службами, внимание к деталям и готовность к сезону пиковых нагрузок — ключевые задачи на ближайшее время.

Парковка не по закону

Еще одна актуальная тема — загруженность привокзальной площади и проблемы с парковкой.

Как сообщил директор департамента транспорта и дорожного хозяйства администрации Краснодара Андрей Белугин, официальная муниципальная парковка у вокзала была введена в эксплуатацию в 2014 году на 123 машиноместа, включая места для маломобильных граждан.

Парковка оборудована шлагбаумами, системами видеонаблюдения и контролем въезда и выезда. Однако проблему несанкционированной стоянки это не решает — машины продолжают массово парковаться на полосах, предназначенных для общественного транспорта. Это создает хаос в часы пиковых пассажиропотоков.

Основные заторы возникают в три ключевых временных периода: с 10.00 до 11.00, с 17.30 до 18.00 и особенно — около 22.30, когда прибывают «Ласточки» из Сочи. В эти часы число такси и личного транспорта превышает допустимые нормы, что приводит к блокировке движения. При этом на вокзале работает 11 маршрутов общественного транспорта, включая трамваи, автобусы и троллейбусы.

Особое внимание уделили проблеме стихийных стоянок такси. Водители массово паркуются в неположенных местах, игнорируя правила. Часто это неофициальные перевозчики, навязывающие свои услуги.

По словам члена палаты Владимира Филатова, в позднее время вызов такси зачастую невозможен — поездку перехватывают «нелегальные» таксисты, диктующие завышенные цены. Случай, когда вместо 450 рублей пассажиру предлагают доехать за полторы тысячи, не редкость.

Возле остановки стоят так называемые «смотрящие», которые руководят потоком пассажиров. Это небезопасно, незаконно и требует срочного вмешательства,

— отметил Владимир Филатов.

На круглом столе было предложено: установить камеры автоматической фиксации нарушений ПДД на всей территории привокзальной площади, особенно на полосах общественного транспорта; разработать комплексную схему организации движения с учетом времени прибытия поездов и потребности в общественном транспорте; организовать специальные стоянки для такси, удаленные от входа в вокзал, с четкими указателями для пассажиров.

Цель — не критика, а совместный поиск решений

В ближайшее время Общественная палата сформирует итоговое предложение, включающее все высказанные на круглом столе идеи, и направит его в профильные ведомства для проработки и реализации.

Только слаженная работа всех структур, готовность к диалогу и реальные действия способны превратить вокзал в точку притяжения, а не раздражения.

Организаторы мероприятия подчеркнули: цель заседания — не критика, а совместный поиск решений. Ключевая задача — создать безопасную, чистую и комфортную среду для всех пассажиров и горожан.