books 7051311 960 720 62b2d7ac80 Краснодарские известия
Фото: pixabay

«И каждый день наш — день свершенья»

Пожалуй, самыми известными поэтическими памятниками освобождения кубанской столицы можно назвать стихотворения Виталия Бакалдина и Владимира Архипова.

Виталий Борисович Бакалдин — коренной краснодарец, родился в 1927 году. Война застала его в Краснодаре. Полгода оккупации немецко-фашистскими захватчиками города, бои за его освобождение, в которых он принимал посильное участие, оставили след в душе пятнадцатилетнего подростка. В своем творчестве Бакалдин будет часто возвращаться к военной теме. 

Напишет стихи «Сентябрь сорок второго в Краснодаре», «Октябрь сорок второго в Краснодаре», «12 февраля 1943 года», «Наш день». Почетный гражданин Краснодара, заслуженный работник культуры РСФСР, заслуженный учитель Кубани посвятил своей родине немало произведений. Сегодня, в канун освобождения Краснодара, вспомним стихотворение Виталия Бакалдина «12 февраля 1943 года»:

День нес зарю освобожденья,

В руках сжимая автомат,

И как дурное наважденье

Гнал прочь минувшей ночи ад.

День шел сюда из волжской дали

По вьюгам ратного пути…

И как его прихода ждали,

Чтобы припасть к его груди!

Как плакали,

Еще не веря,

Что он вступает на порог,

И настежь открывали двери,

Чтоб в каждый дом войти он мог!

День не остался местной датой.

Его не потерялся след.

Он влился в мая день девятый —

Великий день великих лет!

И каждый день наш —

День свершенья.

Но не уйти от одного:

Мы помним день освобожденья

Как день рожденья своего.

Владимир Афанасьевич Архипов родился в 1939 году на вятской земле. В Краснодар переехал в 1979-м, где в течение многих лет работал в краевом управлении культуры и комитете по физической культуре и спорту. Написал и опубликовал в газетах и журналах сотни очерков о лучших людях Кубани. Произведения Архипова включены в хрестоматию по литературе для учащихся общеобразовательной школы. На его стихи написано более тридцати песен известными композиторами, в том числе руководителем Кубанского казачьего хора В. Захарченко. Кстати, на одном из песенных конкурсов о краевом центре его песня «Храни тебя Бог, Краснодар!» признана лучшей. Владимир Афанасьевич — заслуженный работник культуры Кубани.

В феврале 2013 года к 70-летию освобождения Краснодара поэт написал стихотворение «Весна освобождения в Краснодаре».

Было так:

Февральской стылой ранью

Пролетали птицы над Кубанью.

Весть с небес неслась весенним жаром:

«Поднят красный флаг над Краснодаром!

Враг разбит!

И скоро солнце встанет

От Новороссийска до Тамани!..»

По степям, сметая все преграды,

Шла Победа к нам от Сталинграда!

На заре — повзводно и поротно —

Наступала матушка-пехота.

Воинам — и слезы, и улыбки:

Больше нет фашистской душегубки!

«Смерть ушла! — кричали в небе птицы. —

Слышите, весна в сердца стучится!..»

Двадцать первый век. Иду по Красной.

Как и город, улица прекрасна!

«Крепости в степи — победный норов!» —

Так кубанцам повелел Суворов.

Краснодар — души моей столица!

Рад тебе и людям поклониться!

Город мой, весенний и любимый,

Как Суворов

Мы — непобедимы!

Архипов

Архипов
Бакалдин

Бакалдин

«Это, конечно, очень противно — улыбаться немцам…»

Если говорить о прозе, меня невероятно потрясла повесть краснодарца Петра Игнатова «Братья-герои», в которой он рассказывает о подвиге своих сыновей. Есть у Петра Карповича и повесть про освобождение Краснодара, мощное партизанское движение во время оккупации города. Называется «Записки партизана» — книга вторая «Подполье Краснодара».

Вклад партизан в разгром врага неоценим. Каждый день велась та самая подрывная деятельность, которая помогала нашим войскам победить немцев. Вот как автор описывает время перед освобождением Краснодара:

«Примерно с середины января события начинают быстро развиваться. Советская Армия наступает. Надо рвать коммуникации немцев на суше и на воде.

«Тихая война» кончилась, начинаются открытые боевые действия подпольщиков. Их удары по врагу крепнут с каждым днем. С замечательным мужеством сражаются эти люди, закаленные борьбой в подполье».

«Наступление Советской Армии продолжается: шестого февраля взяты Батайск и Ейск. Краснодарские подпольщики наносят новые и новые удары по врагу.

Первый удар обрушивает на головы немцев наш яблоновский филиал. Здесь уже давно работают две девушки-рыбачки. Им удается наладить «дружеские» отношения с немецкой охраной. Обычно около полудня девушки подходят к мосту с корзинами, полными яблок и яиц, и дешево распродают свой товар немецким часовым. Рыбачки веселы, миловидны, они знают несколько немецких слов и флиртуют с солдатами напропалую. Это, конечно, очень противно — улыбаться немцам и любезничать с ними, и все же девушки каждый день ходят к мосту и, сидя около стальных тросов моста, пересмеиваются с часовыми…

Девушки-рыбачки, спрятав на себе тол, днем выходят на мост. В руках у них плетеные корзины: они идут якобы на базар.

На середине моста часовых нет, и девушки начинают быстро привязывать пакеты с толом к стальным канатам.

Останавливаться на мосту строго запрещено. Часовые с одного края моста окликают девушек. Рыбачки продолжают свою работу. Охрана открывает стрельбу. Двое часовых бросаются к девушкам. Но добежать не успевают: грохочут два взрыва.

Мост сотрясается и разваливается на части. Обломки барж, крутясь в водоворотах, быстро плывут вниз по течению.

Девушки-рыбачки погибли…»

Игнатов

Игнатов
false

«Не тронь советское добро!..»

Читая строки повести, ясно представляешь, что происходило в последние дни оккупации, когда у врага началась агония, а краснодарцам — наоборот, вера в победу придала силы.

«Девятого января немцы налаживают движение по дороге Кавказская — Краснодар. Но первый же поезд, пущенный ими, взрывается на минах, поставленных минерами Бибикова».

«Девятое февраля… В Краснодаре хорошо слышна артиллерийская стрельба: бои идут на ближайших подступах к городу. Немцы лихорадочно эвакуируются: сплошным потоком движутся транспортные колонны. У них остался последний мост через Кубань — у Горячего Ключа».

«Днем десятого февраля артиллерийская канонада под Краснодаром усиливается с каждым часом. Немцы мечутся, ища пути отхода. И вот тогда-то на улицы города выходит молодежь, мобилизованная Котровым и Сухоребровой.

Школьники, рабочие, студенты режут провода. Заранее высмотрев немецкие склады с горючим, они с боем прорываются к цистернам и бакам, рвут их толовыми шашками, забрасывают бутылками с горючей жидкостью или поджигают брусками тола, полученными из подпольного арсенала.

То здесь, то там гремят выстрелы. Многие из ребят погибают в схватках с немцами. Но на место погибших встают новые бойцы, и немцы вскоре начинают предполагать, что в город спустился парашютный десант или прорвались партизаны предгорий».

***

«В полдень одиннадцатого февраля бои идут у самых окраин Краснодара.

Разбившись на мелкие группы, немецкие подрывники бегут к заводам.

Очередь доходит до маргаринового завода. Немецкие саперы возятся у бака с маслом. Уже заложены под него пакеты с толом. Все уходят: остается подрывник — он должен зажечь бикфордов шнур.

Вспыхивает огонек зажигалки… Неожиданно за спиной подрывника вырастает рабочий Иван Остроленко. Тяжелым железным ломом он наотмашь бьет немца. Подрывник падает с проломленным черепом. Остроленко бросается к шнуру и руками тушит огонь почти у самого тола. Бормочет, глядя на мертвого немца:

— Не тронь советское добро!..»

***

«Немецкие части, оставшиеся в городе, взрывают крупные здания, грабят квартиры.

Все, кто остался из подпольщиков, вышли на улицу. Выстрелами они снимают факельщиков.

Немцы заметили подпольщиков. Кольцом окружают они хату. Положение тяжелое: патроны на исходе, осталась одна противотанковая граната. Подпольщики хранят ее для себя.

И в тот момент, когда окруженным казалось, что жить им остаются считанные минуты, слышится цоканье копыт и лихое казачье гиканье. На улице появляются конники. Впереди на рыжем скакуне Миша-батуринец.

Немцы думают, что в город прорвалась казачья часть, и в ужасе разбегаются».

В конце повести — главные слова, ради которых бились партизаны вместе с жителями города:

«Двенадцатого февраля столица Кубани освобождена от немцев.

Краснодар — наш!»