d5950fbdc5 Краснодарские известия
Фото: Ольга Вирич, «Краснодарские известия»

Соответствующую инициативу внесла член ЛДПР Елена Афанасьева. Сенатор считает, что необходимо разработать комплексную госпрограмму защиты от физического и психологического насилия в семье как со стороны мужей, так и со стороны жен.

— Это шаг к равноправию. Сегодня в обществе много внимания уделяется женщинам, подвергшимся домашнему насилию, что является правильным, при этом не фиксируются случаи женского насилия в отношении мужчин, никакой официальной статистики на этот счет нет,
— сообщила Елена Афанасьева.

По ее мнению, во всех крупных городах и райцентрах должны быть открыты центры поддержки жертв домашнего насилия. Если о проблеме не говорят, это не значит, что ее нет – подобные ситуации в семьях крайне негативно сказываются на формировании мировоззрения детей.

«Краснодарские известия» узнали, насколько это распространенная в столице Кубани проблема, и выяснили, как распознать домашний абьюз.

Злостные рецидивисты

В Краснодаре на учете в категории «нарушитель в сфере семейно-бытовых отношений» (семейные дебоширы) состоят 85 человек. Из них:

  • 14 проживают в Юбилейном микрорайоне;
  • 8 — в Центральном микрорайоне;
  • 5 — в Калинино;
  • 11 — в Прикубанском округе;
  • 22 — в микрорайоне Гидростроителей.
— По таким гражданам ведется профилактический учет в течение года. Участковые обязаны раз в квартал (три месяца) посещать их, смотреть образ жизни, общаться с соседями и проживающими в квартире. Жертвами дебоша становятся и мужчины, но редко. Зачастую наблюдаем обратную ситуацию,
— сообщили «Краснодарским известиям» в пресс-службе полиции Краснодара.

Отметим, что в случае систематической фиксации фактов домашнего насилия виновника привлекут к административной или уголовной ответственности.

Однако статистика отражает лишь явные факты проявления физического насилия – в пресс-службе полиции отметили, что понятия «домашнее насилие» у них не существует, лишь дебош.

dsc 2306 091cffe95b Краснодарские известия
Фото: Ольга Вирич, «Краснодарские известия»

Не выносить сор из избы

Абьюз выражается различными способами. Физически: побои, плохая еда, швыряние предметами и даже отказ в лекарственных препаратах. Все проявления, в результате которых нападению подвергается физическое состояние человека.

Психологическое насилие более изощренное (а зачастую – и более болезненное): оскорбления, унижения, публичные демонстрации, запрет на общение с друзьями или детьми, манипуляции и подлог, различные угрозы, вплоть до совершения суицида или аборта.

— Мужчин защищать надо и нужно. Однако, если парень начнет жаловаться, то его в первую очередь засмеют другие представители сильного пола. Все упирается в понятие мужественности – в обществе оно четко определено поведенческими рамками. У меня был в терапии мужчина, над которым всячески издевалась его жена – била, оскорбляла и так далее. Я достоверно знала об этом из других источников, однако со мной он этим не делился – не принято. За несколько лет он ни разу не поделился этим с терапевтом, с которым обсуждал самые откровенные темы,
— рассказала «Краснодарским известиям» психолог Лариса Выжва.

Исходя из ее практики, узнать о факте домашнего насилия над мужчинами практически невозможно, он тщательно скрывается. При этом навязывать эту тему в разговоре психологи зачастую не могут – нужно дождаться, пока клиент сам заговорит об этом.

— Это крайне важная тема на фоне жестких нападок на все, что являет собой классические примеры нормального мужского поведения. Мальчишки должны драться, увлекаться оружием, уважать мужское братство, зачастую они берут пример с других мужчин – это нормально. Но женщины идут против устоев. У нас в стране сформировалась специфичная феминность, которая низводит маскулинность до состояния ничтожности, объявляет ее порочной. Это очень сложная история,
— подчеркнула Лариса Выжва.

Дефектные паттерны

При этом психолог скептически отнесся к идее разработки законодательной программы защиты мужчин от домашнего насилия в семье, к разделению абьюзивных пар.

— Как по мне, эта идея провальная – в таких отношениях всегда встает вопрос, способен ли этот человек вообще на здоровые отношения. Существует хорошо изученный феномен супругов-алкоголиков. Их просто притягивает друг к другу, из 50 здоровых кандидатов они найдут 51-го. Здесь аналогичная история. Пока человек не разберется в себе сам либо же с помощью специалиста, никаким законодательством эту историю не изменить,
— отметила Лариса Выжва.

Специалист считает, что причина поддержаний таких отношений – отсутствие внутреннего «звоночка», который бы уберег человека от жизни в абьюзивных условиях. Потерпевший просто не осознает, в какой момент необходимо остановиться и уйти.

— Домашнее насилие – нездоровая вещь. Сценарий и частота по всему миру одинаковы – это не частная проблема России. Единоразовое проявление – с ним можно справиться, если оно не было в жесткой форме. Однако систематическое домашнее насилие – это ненормально, нужно разбираться с человеком, почему этот сценарий вообще существует в его жизни,
— подчеркнула психолог.

Причем она отметила, что домашнее насилие над мужчинами не обязательно исходит от жен. Ситуации, в которых мальчишек травмируют их родители, – такая же проблема.

— Есть исследования, которые говорят о том, что общее количество агрессии в мире снижается. Это не может не радовать, люди стали обращать больше внимания на самих себя, прислушиваться к собственным проблемам. Идеальных отношений, конечно, не существует, однако абьюз – это «излом», дефект. Часть проблем тянется за людьми из детства, каждая семья – микрообщество, разрез которого может прояснить причины девиантного поведения,
— заключила Лариса Выжва.