Фото: пресс-служба администрации г. Краснодара

Говорили о принципах развития территорий, строительстве социальных объектов, модернизации системы водоотведения, благоустройстве парков и скверов и многом другом. Кому не удалось посмотреть интервью, расшифровываем его содержание.

Развивать электротранспорт и возвращать эвакуаторы

— Удастся ли Краснодару избавиться от пробок? Что для этого нужно: строить новые дороги, развязки, может, расширять уже существующие проезжие части?

— В краевой столице, по данным ГИБДД, зарегистрировано порядка 600 тысяч автомобилей. Плюс ежедневно прибывают на территорию города с близлежащих районов минимум 200 тысяч автомобилей. Это в два с половиной раза, по самым минимальным оценкам, больше норматива. А согласно ему, на тысячу жителей должно быть от 160 до 180 автомобилей, в Краснодаре же – 400-430 автомобилей.

Генеральный план, который мы утвердили в 2020 году, учитывает все потребности для развития города Краснодара как центра агломерации до 2030 года. Необходимо построить порядка тысячи километров дорог и больше 85 путепроводов, чтобы Краснодар поехал в час пик. Это всё требует колоссальных финансовых вложений.

Большая составляющая часть — это развитие электротранспорта. Уже заключено первое соглашение по трамвайной ветке «Концессия Запад», которая закольцует трамвайную сеть от Западного депо через Красных Партизан, Западный обход, Немецкую деревню, Дзержинского. Поднимаемся и стыкуемся с трамвайной веткой на улице Московской.

Второе направление, по которому мы движемся, — это развитие трамвайной ветки восточной части Краснодара. Это ещё в проработке, потому что нужны очень большие финансовые вложения. Продолжительность трамвайной линии западной части – 35 километров, в восточной части – порядка 28 километров. Плюс ещё маленький отрезок. Утверждаем планировку, техническую составляющую прорабатываем.

— Что-то еще начали воплощать в жизнь?

— Конечно. Город растёт, развивается. Сейчас реконструируется девять улиц, а также зимний переход в районе Краевой больницы № 2. Уже открыты два масштабных проекта – Дальний Западный обход, Яблоновский мост.

— Может быть, для решения проблемы пробок Краснодару нужны жесткие кардинальные меры?

— Много говорилось о перехватывающих парковках, но проект будет работать только при симбиозе городской электрички, развития общественного транспорта. А вот возврат эвакуаторов позволил бы навести порядок на дорогах Краснодара. Это дисциплинирует водителей. Мы тратим большие деньги на установку паркоматов и обслуживание этой системы. Да, они окупаются. Но эта мера позволит нам ещё больше пополнять доходную часть бюджета, чтобы совершенствовать и улучшать улично-дорожную сеть.

Подробнее о дорогах

— Краснодарцы иногда недоумевают, зачем ремонтируют дорогу, которую ремонтировали в прошлом году. Или она не требовала ремонта, не было там ям, но при этом её ремонтируют. А дороги, которые нуждаются в благоустройстве, остались без ремонта. По какому параметру выбираются дороги для ремонта?

— Есть нацпроект «Безопасные качественные дороги». И любая дорога, попадающая в данный проект, проходит экспертизу и оценку специалистов: требует ли она технического ремонта. Но жители часто опираются только на свое мнение, при этом не учитывая нормативы, СНИПы, правила. Ведь для того чтобы заасфальтировать новую дорогу, должен быть проект, экспертиза, а это уже не ремонт, а реконструкция. В то время как программа «Безопасные качественные дороги» — это ремонт. Поэтому, прежде чем включить любой участок улично-дорожной сети, нужно пройти экспертизу, общественные обсуждения, получить оценку специалистов.

Краснодар имеет порядка двух тысяч дорог, это большее 1800 километров. С 2017 года в городе отремонтировали 326 участков дорог общей протяженностью более 400 км. В этом году обновили ещё 40 объектов протяженностью свыше 60 км.

Фото: пресс-служба администрации г. Краснодара

Все под контролем

— Вспомним ЧП 26 мая, когда на город упали беспилотники. Как была проанализирована эта ситуация и что с безопасностью Краснодара на сегодняшний день?

— Утро 26 мая выдалось сложным. От ЕДДС поступил звонок, незамедлительно выехал на место лично. Все наши экстренные службы не допустили паники, оперативные службы, службы безопасности сработали слаженно. Сразу же взяли на себя восстановление жилого фонда, который был поврежден. Безопасность усиливается каждый день. По программе «Безопасный город» Краснодар и Сочи являются двумя пилотными проектами по внедрению системы распознавания лиц.

Топит там, где строить было нельзя

— Улицу Московскую топит при каждом ливне – к этому уже привыкли. Но ведь топит и новые построенные ЖК. Это кто-то допустил ошибку при выдаче разрешения?

— Мы знаем все точки, которые топит. Российский, Краснодарский, Московская, Музыкальный микрорайон, где большая часть домов сдана по решению суда. Так называемые самострои. Назовите хоть одну новую застройку, введенную по разрешениям, которую топит. Хотелось бы отметить, что в настоящее время в Краснодаре точечная застройка невозможна. Строительство МКД возможно только при комплексном развитии территорий. Соответственно, они подразумевают обеспечение социальной, дорожной инфраструктуры, парковочного пространства, озеленения.

Вернемся к ливневкам. Мы создали именно свою муниципальную службу по расчистке ливневой канализации. И теперь даже залповые ливни Краснодар переживает намного легче.

— А как планируете модернизировать сеть коллекторов и канализационных стоков?

— Предшествующие и новый Генеральные планы всегда предусматривали вторую очередь 20-го фекального коллектора. Благодаря нашим усилиям и поддержке губернатора мы добились выделения федеральных средств на его строительство. Речь идёт о более 13 миллиардах рублей из федерального бюджета для модернизации системы водоотведения в северо-восточной части Краснодара.

К работам приступят в этом году. Полностью реализовать этот проект планируем за 2–2,5 года. Помимо федеральных средств, из бюджета края выделено порядка 3 млрд руб., ещё 200 млн руб. — из муниципального бюджета.

Отмечу два масштабных проекта. К реализации одного из них уже приступили. Речь идёт о строительстве сетей протяженностью 11 км в районе Западного обхода по нацпроекту «Жильё и городская среда». Они будут собирать ливневые стоки в западной части города и сбрасывать их в канал Балка Осечки. Ещё один жизненно важный объект — это 8 км ливневого коллектора Балки Осечки от ул. Ростовское Шоссе до ул. Ягодина и далее до пос. Колосистого.

Держать темп!

— Доступность соцобъектов. Как у нас в этом плане развивается город-миллионник? И все ли новые районы предусмотрены со школой, поликлиникой?

— Мы поставили барьер точечной застройки. Да, ощутили сопротивление и непонимание. Но сейчас то, что мы сделали тогда, приносит плоды. И сейчас мы одномоментно строим 65 соцобъектов. К вводу в эксплуатацию до конца года — порядка 35 соцобъектов. 10 школ мы должны ввести до конца года, 5 должны открыть двери к 1 сентября. Порядка 50 соцобъектов сейчас в проектировании.

Если мы этот темп удержим в течение 3-4 лет, то мы выйдем на то плато, когда проблема, что мы не можем устроить ребенка в детский сад или школу, в Краснодаре минимизируется. Но это возможно в том случае, если новые микрорайоны строятся параллельно с социальными объектами. И сейчас, как уже говорил ранее, мы не выдаем разрешение не строительство многоквартирного дома, пока не выдано разрешение на строительство соцобъектов. Да, остаётся нехватка с объектами допобразования. Это следующий этап, над которым работаем.

Фото: пресс-служба администрации г. Краснодара

Зеленые зоны

Мы активно развиваемся, строимся, но хочется и досуг свой как-то организовать…

— Зеленые зоны — одна из наших приоритетных задач. В рамках нацпроекта «Жильё и городская среда» сейчас благоустраивают две знаковые территории — Николаевский бульвар в микрорайоне Гидростроителей и сквер Изумрудный в микрорайоне Молодёжном.

В прошлом году Николаевский бульвар не получилось реализовать по ряду причин, но мы не остановились, добились повторного финансирования. До ноября мы этот бульвар построим. Сквер Изумрудный, который на шоссе между ул. 9-й Тихой и микрорайоном Молодежным, тоже получится очень красивым, рельефным.

Бродячие собаки

— Как вы видите решение этой проблемы?

— В этом вопросе наши действия четко регулирует федеральное законодательство. И по-другому действовать мы не можем: отлов, стерилизация и возвращение на то место обитания, откуда отловили бездомное животное.

— На каком этапе строительство приюта для бездомных животных?

— Он запроектирован, получил положительную экспертизу, выделены средства на его строительство, к которому приступим в ближайшее время. Он будет располагаться в районе поселка Березового на выезде из Краснодара.

Вывески на русском языке

— Краснодар — один из первых городов, где предложили на законодательном уровне сделать регламент по замене вывесок с иностранными названиями на российские. Инициативу поддержали на федеральном уровне. Как сейчас идет ее реализация?

— Эта инициатива внесена в Правила благоустройства, которые вступят в силу 1 сентября. В первую очередь они коснутся замены вывесок на иностранных языках, кроме утвержденных брендов, на центральных улицах нашего города. Там замену необходимо произвести до 1 марта следующего года. Остальным дали промежуток до 1 сентября 2024 года.

Юбилей Краснодара

— В этом году Краснодару исполняется 230 лет. Уже начали готовиться? Чем будете удивлять?

— Удивим. Но чем – пока секрет. При планировании праздничных мероприятий прежде всего будем исходить из того, какая будет ситуация в стране.

О личном

— Откуда вы узнаёте новости? Вы активный пользователь соцсетей?

— Соцсети читаю, телеграм-каналы, просматриваю информационные ресурсы. Негативные новости, сведения о проблемах, чрезвычайных ситуациях получаю незамедлительно от ЕДДС, от моих заместителей по направлению. Я не имею право расстаться с телефоном на длительный промежуток. Встаю рано, еду на работу тоже рано. У меня есть золотое время, когда я могу полистать, почитать.

— С чего начинается ваш день?

— Просыпаюсь в 5 утра без будильника. Три дня в неделю, если нет никаких чрезвычайных ситуаций, стараюсь посещать спортивный зал. В 6:30 утра уже занимаюсь спортом. Холодный душ, яичница, погладил рубашку, в машину — и на работу.

— Сами гладите?

— Сам.

— Отвечая на вопросы, вы не раз акцентировали внимание на жёстком контроле – деталь, которая характеризует вас как строгого руководителя. Или вы всё-таки мягкий?

— Наверное, всё-таки строгий. По-другому не получится.

— А родитель? Легко ли вам перестраиваться с такой ответственной должности, приходить домой и быть любящим папой, мужем?

— 21 год в браке, двое сыновей: одному 18 лет, другому 10. В этом году старший окончил школу, будет поступать в университет. Для меня важно уделять время семье, детям.