Вместе с кандидатом филологических наук, доцентом кафедры современного русского языка филфака КубГУ Людмилой Костиной разбираемся, какой новый тип речи уже сформировался в наших мессенджерах и почему точка в сообщении считается барьером для дальнейшего общения.

Мобильная связь, мобильные мы

— Людмила Юрьевна, за последние 15-20 лет вся сфера общения перевернулась с ног на голову. Переломный этап, когда появились первые мобильные. Помните, люди спрашивали в сообщениях, могут ли они позвонить? Тогда это казалось абсурдным: зачем писать с телефона, если можно взять и набрать. А сегодня в порядке вещей. Только сейчас мы еще расшаркиваемся в первые секунды разговора: «Удобно, не отвлекаю?» И это при том, что сколько-то лет назад наши родители ходили друг к другу в гости без предупреждения. А как с появлением мобильной связи и интернета поменялись языковые нормы?

— Начать надо с того, что существует несколько хронологических шагов в развитии языка. Например, есть так называемый низкодинамический темп, когда изменения накапливаются лет за 50. Мы говорим прежде всего о лексической системе языка. Грамматика и фонетика тоже меняются, но медленнее.

— Сейчас налицо высокодинамический темп. Язык стал стремительно меняться в последние 30-35 лет. Именно в этот промежуток появились не только интернет и мобильная связь, но и произошел целый ряд социальных, экономических и геополитических изменений, что, конечно, не могло не сказаться на языке.
Фото: Людмила Костина

Такое уже случалось не раз. Например, огромное количество слов влилось в русский язык в Петровскую эпоху, они ассимилировались и комфортно себя чувствуют до сих пор. К примеру, из немецкого к нам пришли: контракт, штраф, архив, формуляр, нотариус, губернатор, президент, ефрейтор, вахта, лагерь, штурм. Из французского — армия, корпус, батальон, гарнизон, атака, команда, десант. Голландский нам подарил гавань, рейд, фарватер, руль, шлюпку, каюту, рейс.

Сегодня, кроме появления новой лексики, мы еще наблюдаем мощную тенденцию к упрощению языка. Это происходит не только у нас, но и во многих европейских странах. Связано в том числе с тем, что увеличивается скорость жизни. И не только связь стала мобильной, мы сами стали мобильные. Насколько увеличилась наша скорость передвижения в пространстве! Известно, что современные люди быстрее двигаются, быстрее разговаривают. Безусловно, это влияет на язык. Появилась потребность более скоро и кратко передавать информацию. На уровне грамматики и лексики побеждают более короткие формы, распространяются фонетические варианты записи, например «щас».

— Точка — крохотный знак, но такой весомый. Особенно в сообщениях. Если наш собеседник ставит точку, то мы расцениваем это как некий барьер для дальнейшего общения, иногда даже как агрессию. Об этом написано в учебниках, в которых гении, покорившие интернет, монетизируют свои знания. А как вы считаете, нам нужно придерживаться правил русского языка в мессенджерах?

— Безусловно, такое явление есть в соцсетях, и оно чрезвычайно интересное. По сути, мы видим появление нового знака препинания. Отсутствие точки — это ведь тоже знак препинания. С одной стороны, он говорит нам о неком упрощении письменной речи, о чем мы уже упоминали. С другой — об отсутствии законченности фразы, а это вполне конкретный сигнал собеседнику: «Я готов общаться дальше». И наоборот. Точка в сообщении «звучит» категорично, подводит черту. Так что тут все логично.

Нужно ли придерживаться правил русского языка в социальных сетях? Ну, даже если скажу, что нужно, то это ни к чему не приведет. На стихийную письменную разговорную речь сложно повлиять.

— Письменная разговорная речь?

— Да, это по сути оксюморон, но тем не менее. Раньше разговорная речь существовала лишь в устной форме, а теперь на наших глазах сформировалась и ее письменная форма. Феномен много описывается в научной литературе. Разговорная речь допускает разного рода неточности, неполноту предложений, и мы видим, как все это теперь переносится и на письмо, делая наше общение в Сети более быстрым и неформальным.

Другой вопрос, кому мы пишем и с какой целью. В деловой переписке важно и нужно придерживаться правил и норм. У меня есть знакомый, который занимает должность коммерческого директора в одной из компаний города. Как-то он поделился, что очень обращает внимание, как оформлены коммерческие предложения и как потенциальные клиенты, деловые партнеры пишут в мессенджерах. Ошибки и несоблюдение профессионального этикета трактуются не в пользу соискателя. Мой знакомый считает, что неряшливость в деловой переписке дает основания усомниться в профессиональных качествах человека.

— А в дружеской переписке можно отступать от правил?

— Лично я этого не делаю. Профессия накладывает отпечаток. Отступить от правил для меня то же самое, что пересечь двойную сплошную на дороге: это словно бетонная стена. Если случится, что в моем сообщении нет той же точки, то это значит, я сильно спешу и просто промазала по клавиатуре.

Сейчас мало хороших середнячков

— Людмила Юрьевна, не проходит мода на смайлики и стикеры. Есть мнение, что современная молодежь не умеет выражать свои эмоции без закорючек и картинок. А что наблюдаете вы?

— Современная молодежь — она очень и очень разная. Я проработала 10 лет в школе, хорошо помню и свои школьные годы. Вот что могу отметить. Сейчас меньше, чем раньше, хороших середнячков. Нынешние дети или очень продвинутые, умненькие, разумные, имеющие цель и стремящиеся к ней, или с достаточно низким уровнем образованности. Не могу сказать, что в целом дети стали глупее, но и широкого кругозора тоже нет. И студенты у нас очень разные. Есть просто умницы, а есть и чрезвычайно слабые, им и учиться неинтересно.

— Умеет ли молодежь выражать свои эмоции без помощи картинок? Да все она может! Просто все эти смайлики и стикеры — тоже своего рода аналог разных элементов разговорной речи. Ведь когда мы вживую общаемся, мы что-то выражаем жестами или мимикой, разве нет? Поначалу я была против всевозможных закорючек, а теперь сама их использую. Сдаются и более консервативные коллеги. Считаю, ничего тут страшного нет.

— Несколько лет назад били тревогу, обвиняя интернет: дети стали хуже писать, делают больше ошибок. Ситуация изменилась в лучшую сторону?

— Это очень трудный вопрос. Опять-таки дети слишком разные. Исходя из своего опыта, скажу, что всегда были и есть дети с практической грамотностью, то есть с умением писать без ошибок без опоры на правила. Это такая же способность, как чувство ритма или способность к вокалу и рисованию. Есть и те, кто все учит, очень интересуется русским языком, много читает, но их письменная речь оставляет желать лучшего. Нельзя сказать, что ситуация с грамотностью школьников стала хуже или лучше. Она более-менее в равновесии.

Если говорить о студентах, то я заметила один очень важный момент — это моя субъективная точка зрения, подчеркну! — сейчас молодежь слишком зациклена на своей мотивированности и комфорте. Юноши и девушки в меньшей степени думают, что бывают моменты и даже периоды в жизни, когда что-то надо делать просто потому, что надо, надо и все. Без оглядки на то, мотивированы вы или нет, комфортно вам или не очень.

— Вот вы не хотите читать, не хотите учить, а сделать это нужно! Нередко слышу: «Мне некомфортно на занятии» или «Я жду особое настроение, чтобы погрузиться в эту тему». Не нужно ничего ждать. Как Николай Гумилев учил молодых поэтов: стол поэта — это рабочий стол, ты сел за него и стал писать, не надо ждать вдохновения.

Возможно, это не самое высокое отношение к творческому труду, но, мне кажется, надо уметь делать то, что делать следует. Ты поступил, ты студент — вот и учись, делай свое дело хорошо.

Материал подготовила Елена Дубова