Фото: Игорь Чураков, «Краснодарские известия»

Эскиз спектакля «Снегурочка» 16+ театралы увидели в августе на прошлогодней лабораториив, посвященной творчеству выдающегося русского драматурга А.Н. Островского. Он стал лидером зрительских симпатий, набрав наибольшее количество голосов, и отправился на «дошлифовку». Долгожданный показ состоялся 19 мая на планшете основной сцены. Как приглашенный режиссер Артем Устинов адаптировал пьесу, написанную в конце XIX столетия для масштабной постановки в Большом театре с участием оркестра и балета, к нашим реалиям?

Красивая трагедия

Не стану томить и сразу скажу, что в репертуаре Краснодарского театра драмы появилась качественная работа, в основе которой лежит смело интерпретированная режиссером бессмертная русская классика. Да, это трагедия, но это очень красивая трагедия, рассказанная искушенной публике доступным и внятным театральным языком. Я говорю не только о тексте, но и о самой сути постановки, ее сердце, оттенках и послесловии. У части аудитории зрелого возраста может возникнуть ощущение закрытого гештальта — отчасти потому, что зритель видит перед собой кадры из своего прошлого и также «умирает» вместе со снежной девочкой, но делает это легко: недаром считается, что хороший спектакль должен заменить сеанс психотерапии.

По форме постановка очень пластична и музыкальна: удачно подобранный саундтрек дополняет картинку, а местами играет и главную роль, например легендарная вещь группы Metallica Nothing Else Matters в финале.

Актеры двигаются естественно и без напряжения, им веришь. По словам режиссера, хореограф Юлия Блохина во время репетиций следила за тем, чтобы действо не превращалось в танец, а выглядело как жизнь человеческого тела в пространстве.

«Снегурочку» полезно посмотреть как взрослым, позабывшим в пене дней о том, какие опасности таит в себе первая подростковая любовь и к каким последствиям приводит (показателен пример Купавы, оставленной своим возлюбленным Мизгирем), так и молодым людям, соприкасающимся с великим чувством. Особенно остро тема звучит в канун выпускных вечеров.

— Мне бы хотелось, чтобы в зале было больше подростков. Никакого конкретного посыла я не даю и считаю, что ассоциации, которые может вызывать «Снегурочка», гораздо больше, шире и интереснее, чем сам спектакль. Поэтому я не ограничиваю круг тем, на которые можно рефлексировать, но понятно, что это больше поэтическое высказывание,
— отмечает режиссер-постановщик.

Появились новые детали и костюмы, изменился актерский состав

В августе эскиз меня не вдохновил, и я осталась в меньшинстве, так как большая часть театрального сообщества Краснодара приняла его благосклонно. Понятно, что это был всего лишь набросок, но, на мой взгляд, актеры выглядели неубедительно в своих образах и с адаптированным сюжетом что-то не срослось. Не поверила я и Снегурочке в маленькой больничной сорочке, съевшей на завтрак яйцо-пашот (кстати, в финальной версии постановки эта маленькая деталь заменена на простое вареное яйцо), смутили нарочито громкие крики Весны-красны, так не разговаривают в обычной жизни. В готовом варианте спектакля Весну сыграла заслуженная артистка Кубани Евгения Белова, и ее тембр и умение владеть голосом, напротив, показались мне интересной находкой. В спектакле также звучит фрагмент пьесы Виктории Коротковой «Хоть как-нибудь».

— Нужно было сделать так, чтобы текст Островского не выглядел слишком уж литературно, и это была самая сложная часть работы. Мне кажется правильным совмещение стилей, когда кто-то из героев говорит высоким поэтическим языком, а кто-то переходит на повседневную речь. Разность стилей подчеркивает и разность двоемирия, и то, что между этими двумя мирами — сказочным и людским — сложно навести какие-то мосты,
— поясняет Устинов.

Несмотря на не очень удачный августовский шлейф, на майскую премьеру я шла с хорошим и правильным настроем. Первое: из-за продуманных афиш с изображением эффектной Анастасии Поддубной. Второе: случайно оказавшись за кулисами, увидела фрагмент репетиции. Артисты были настолько увлечены процессом, что даже такому театральному скептику, как я, захотелось узнать, как раскроется и чем закончится история о красавице девочке-изгое с холодным сердцем, жаждущей найти ответ на один единственный вопрос: что же такое любовь? Блаженство или смерть? И она раскрылась… как тонкий лесной цветок под сияющим лунным светом, растаяв в лучах жаркого солнца. Сказка? Отнюдь.

— Это произведение сильно отличается по структуре от привычной драматической пьесы, и чтобы сделать из него полноценный спектакль, потребовался несколько иной подход. Пьеса во многом странная, и мне до сих пор непонятно, где Островский серьезен, а где — нет, так как его авторская интонация загадочна и с ней можно разбираться очень долго. То, что создали мы, — это наша версия и наш сюжет. И это единственный верный и в чем-то безжалостный путь во имя идеи,
— продолжает Артем Устинов.

У Устинова вы не увидите ни белокурой девочки из снега с длинной косой, в кокошнике, ни волшебного царства Берендея. Образ дочери Весны-красны и Мороза воплотит яркая рыжеволосая Анастасия Поддубная, а поляну в заповедном лесу — современная школа со сводом жестоких правил, как в лентах Валерии Гай Германики. Сценографии, по сути, нет никакой, ее функцию взяли на себя высокие деревянные стулья. Но взаимосвязь противоположностей, без которой невозможен естественный ход вещей и поиск любви и себя в ней, прописанные Островским, сохранена автором постановки.

Фото: Игорь Чураков

Фото: Игорь Чураков
false

false

false

false

false

false

false

false

false

— Главная задача была не испортить при доработке то, что было уже сделано в эскизе. Мне бы хотелось начать всю историю сначала и написать развернутый оригинальный сюжет, но в процессе работы стало понятно, что это сделать невозможно. Удачно доработанный эскиз — это когда подхватывается основная смысловая линия и доводится до результата,
— считает Артем Устинов.

Снегурочка умерла, и воссияло солнце

Интересен образ отца Мороза в исполнении заслуженного артиста Кубани Михаила Дубовского. Он немногословен и дважды появляется из темноты в форме медицинского работника. Деспот держит шестнадцатилетнюю дочь в заточении (у Островского Снегурочке пятнадцать), и навязывает свои устои. Он строг и безжалостен и больше напоминает сотрудника экспериментальной лаборатории, чем родителя. Мать Весна пытается оградить девочку от тирании, отпускает ее на волю, но продолжает контролировать каждый шаг своего ребенка, словно на привязи держит.

— Мы хотели отца и мать отделить от людей именно с помощью костюмов, ведь они существа сверхъестественные и должны отличаться. Снегурочка растет в изоляции, не понимая, каков он — реальный мир. Она не видит его, и ей кажется, что она в лесу, а на самом деле в цепких руках отца, который ее никуда не пускает,
— говорит постановщик.

Девушка вырывается из плена, не испытывая чувства страха, ведь желание увидеть свет слишком сильно. Она ничего не знает ни о самой себе, ни о том, как устроена эта жизнь и что ей делать с обретенной свободой (мать слишком часто звонит, напоминая о себе), но понимает, что одинока. Ее поступки приводят к попытке самоубийства одноклассницы Купавы. Холодная красавица, ведомая благими намерениями, буквально доводит своего возлюбленного, Мизгиря, до исступления, но при этом не до конца ясно, что чувствует она сама.

Фото: Игорь Чураков

Фото: Игорь Чураков
false

false

false

false

false

false

Главная мысль, которую Островский заложил в свое произведение: жизнь человека без любви бессмысленна. Мое мнение: некоторые девочки, вырастая, так и остаются прекрасными Снегурочками… Неспособными любить, но умирающими без любви. Само существование снежной девочки было нарушением законов природы. И только лишь «с ее чудесной кончиной Ярило перестает сердиться и в стране восстанавливается счастливая жизнь». 

Фото: Игорь Чураков

Фото: Игорь Чураков
false

false

false

false

false

false

false

Так сказано в сказке, этим же заканчивается и новый спектакль. Артему Устинову с артистами и постановочной группой удалось сделать из наброска красивую, полноценную и продуманную до мелочей постановку. Рекомендую к просмотру.

16+