Бывшие дворяне, бордель и девушки легкого поведения в погоне за мечтой оказаться в Париже. Стильно, со вкусом на сцене Краснодарского академического театра драмы им. Максима Горького была поставлена фантасмагория по пьесе Михаила Булгакова «Зойкина квартира». По традиции сезон здесь закрывают ярко, чтобы зритель обязательно вернулся осенью. Без нового спектакля в отпуск артисты не уходят.
Снова жилищный вопрос людей испортил
Еще одну яркую и запоминающуюся постановку краснодарским зрителям подарил приглашенный режиссер Геннадий Шапошников. Главный режиссер театра Арсений Фогелев тоже задействован в спектакле, он заявлен в качестве актера во втором составе. По его словам, пьеса пользуется неизменным успехом у зрителя на протяжении вот уже почти сотни лет, потому что поднимает важные общечеловеческие вопросы. Произведение написано в 1925 году и переработано в 1926-м.
Честно признаюсь, мне нравится эта пьеса. Она небессмысленна. Здесь есть тема, переживание, нерв. Есть вопросы, которые задает себе каждый человек. Герои в этом произведении пытаются спасти что-то свое. На самом деле это популярная пьеса в театрах страны. Как минимум один раз ее ставили в Краснодаре. Произведение сложное для постановки тем, что это Булгаков со своим мистицизмом, потусторонним миром. Надеюсь, у нас получилось передать его видение,
— заявил перед премьерой Арсений Фогелев.
В действительности мало кто может похвастаться, что знает содержание «Зойкиной квартиры», если только не попал на спектакль. Читают ее редко, хотя здесь тоже фигурирует знаменитая булгаковская тема «нехорошей квартиры». И, как отмечает, Фогелев, мистицизм в этой фантасмагории тоже на своем месте.
Что ж, «квартирный вопрос» всегда волновал Булгакова, но проявлялся в его произведениях по-разному. Дом Турбиных — это очаг уюта и тепла, кусочек прежней мирной жизни в революционном Киеве. Квартира на Большой Садовой — образцовая советская коммуналка, где в романе «Мастер и Маргарита» Воланд устраивает свой сатанинский бал. Еще одна «нехорошая» — Зойкина квартира, где организован притон под видом ателье по пошиву одежды, заправляет которым предприимчивая гражданка Зойка Пельц. Все-таки не поспоришь с Михаилом Афанасьевичем: квартирный вопрос портит людей.
Продажные аристократки и начинающие Бендеры
О чем же пьеса? О том, как люди пытаются любой ценой устроить свое личное счастье. Действие разворачивается в 20-х годах прошлого года во времена НЭПа. Персонажи «из бывших» тщетно стремятся удержать равновесие в этом взорванном, утратившем привычные координаты мире и катятся вниз по наклонной плоскости.
Тридцатипятилетняя вдова Зоя Денисовна Пельц (заслуженная артистка Кубани Юлия Романцова) открывает ателье, которое ночью превращается в дом свиданий. Бывший граф Павел Обольянинов (заслуженный артист Кубани Михаил Дубовский), любовник Зои, принимающий морфий, лабает на рояле и берет чаевые. Томная красавица из высшего света Алла Вадимовна (стильная красавица краснодарской сцены Злата Соколова) приходит работать «модельщицей» в Зойкину швейную мастерскую. Она готова продать себя ради своей мечты уехать за границу.
Юлия Романцова играет Зойку сильной, железной женщиной, готовой драться за жизнь. Она может быть грубой, бесцеремонной, когда нужно, а иногда по-матерински нежной и ласковой к своему Павлику, большому и нелепому ребенку.
Взрывами оваций встречал краснодарский зритель исполнителя роли афериста Аметистова — заслуженного артиста Кубани Алексея Сухоручко. Ну действительно прекрасно удаются этому блестящему актеру роли талантливых жуликов. Вспомнить хотя бы его Остапа Бендера в постановке театра драмы «12 стульев». Хочется также отметить эффектные декорации второго акта и живое музыкальное исполнение Юлии Романцовой.
За пестрым комичным действием, главными героями которого становятся обольстительные негодяи и пронырливые дельцы, кроются человеческие судьбы, полные надежд, опасений и разочарований. Герои в спектакле не плохие и не хорошие — их можно понять и даже хочется посочувствовать, они ведь так страстно желают выжить в этом непростом мире.
Надо отдать должное режиссеру Шапошникову и, безусловно, актерскому составу — спектакль получился легким для просмотра, не замечаешь, как пролетает два часа. Со своей стороны однозначно рекомендую к просмотру. И посмеетесь, и задумаетесь. Комедия, сатира переходит в драму. Героев искренне жаль. Глядя на потерянных, «лишних» героев Булгакова, становится как-то не до смеха.
Сто плюс пять
По традиции после премьеры артисты театра драмы вышли на сцену в полном составе. А после — ушли на каникулы. Правда, не все. Уже в полночь два актерских состава спектакля «Анна Каренина» сели в автобус и отправились на гастроли в Москву. Премьеру этого сезона они представят на сцене Государственного академического театра им. Евгения Вахтангова.
В этом 104-м сезоне Краснодарский академический театр драмы показал 320 спектаклей и выпустил 7 премьер, каждая из которых стала событием и вошла в репертуар, театр посетило 153 028 зрителей. Прошли гастроли в Екатеринбурге, Казани, Кирове и Сочи.
Этот сезон выдался очень плодотворным, и не только в творческой составляющей. Театр приобрел новый красивый облик благодаря нацпроекту «Культура». Проведен капительный ремонт фасада. Сделано все в срок и качественно. Наш театр впервые участвовал в программе реновации учреждений культуры, для нас это была большая ответственность и честь. Впереди ждет не менее насыщенный театральный сезон. В следующем году 29 апреля театру исполнится 105 лет. В силу объективных причин не удалось громко и широко отпраздновать 100-летие, так как был самый разгар пандемии. Поэтому мы берем на себя повышенные обязательства организовать большие торжества под общим названием «100 плюс 5»,
— рассказал директор театра Максим Секачев.
По его словам, весь год юбилей будут отмечать красочными премьерами, яркими мероприятиями и серьезными гастролями.
10 и 11 июля мы покажем премьеру этого сезона «Анна Каренина» в Москве. Ответственно, почетно, непросто. И радостно представить взыскательной публике наш спектакль. Кроме того, на этот показ мы специально пригласили экспертный совет фестиваля «Золотая маска». Для участия в нем мы подали три спектакля. Кроме «Анны Карениной», еще «Вассу Железнову» и «Бесприданницу». Все постановки имеют свой почерк и неповторимый стиль. Кстати, в августе наш театр со спектаклем «Васса Железнова» пригласили участвовать в фестивале «Горький плюс»,
— сообщил Максим Николаевич.
Наш город прекрасен тем, что здесь любят классику
Подводя итоги сезона, главный режиссер театра Арсений Фогелев подчеркнул, что невозможно выделить какую-то одну постановку.
Многое получилось. «Бесприданница», «Спасите Леньку», «Анна Каренина», «Чайка», «Васса Железнова», «Из жизни ископаемых». Все постановки имели зрительский успех. Творческих планов тоже много. Откроем 105-й сезон спектаклем «Евгений Онегин». На камерной сцене будет идти «Варшавская мелодия», в большом зале — «Сказка о царе Салтане».
Режиссер поделился формулой составления репертуара театра драмы:
Как видите, сегодня у нас в основном ставится классика. К современной драматургии мы обращаемся редко. Идет работа над одним проектом, но пока я не буду о нем говорить. Сейчас, наверное, такой период, когда мы всей страной вспоминаем классику, это большой плюс. Краснодар прекрасен тем, что здесь на классику ходят, ее любят. Я общаюсь с коллегами из других регионов — у них с этим сложнее. Хотя, безусловно, театр — это про то, что здесь и сейчас. Людям всегда интересно узнать про человека современного. И это большой вопрос для всей театральной России. Кто он — герой нашего времени? Вопрос есть, а ответа пока нет.
Кстати, недавно известный в России художник-постановщик рассказал автору «КИ» об особенностях театра драмы им. Горького, о трендах в сценографии и о том, почему зритель боится современной драматургии.