Об этом и многом другом корреспондент «Краснодарских известий» побеседовал с Николаем Суетиным, вице-президентом Фонда «Сколково» по науке и образованию.

Фото: пресс-служба Сколково

— Как сегодня меняется взаимодействие науки и бизнеса?

— В последние годы российские ученые, в основном, старались заниматься фундаментальными исследованиями, публиковать статьи, участвовать в международных проектах и не сильно откликались на нужды реальной, в том числе, российской индустрии, по одной простой причине – легче было получить грант на фундаментальные исследования и отчитаться публикациями, чем создавать реальный продукт, который потом еще предстоит продать и поддерживать. Сейчас, на мой взгляд, ситуация кардинально меняется.

Судя по всему, в институтах Академии наук ситуация меняется довольно быстро, поскольку новый президент РАН ставит задачи, чтобы большая часть научных исследований потом была кем-то «подхвачена», внедрялась и использовалась для развития новых технологий и материалов, в первую очередь, для достижения технологического суверенитета.

При этом, конечно, сохраняется задача научных публикаций. Это тоже важный фактор, но не самоцель. Хотелось бы, чтобы наши ученые были максимально увлечены задами технологической независимости страны. И сегодня все это поняли и осознали свою роль. В Министерстве науки и образования РФ есть несколько новых инициатив, которые позволяют российским университетам и академии активно включиться в проекты, востребованные реальной индустрией. В частности, появились передовые инженерные школы – проект, который обязательно должен поддерживаться кем-то из ведущих индустриальных партнеров, должен софинансироваться. Со стороны вуза люди должны подключиться к решению задач, стоящих именно перед индустриальным партнером.

Я считаю, что новые ниши, которые появились особенно после ухода зарубежных компаний, и острая необходимость индустрии в отечественных разработках открыли окно возможностей для отечественных компаний, ученых. И они активно этим пользуются. Так, например, за год выручка наших участников выросла больше чем на 60%. Если сравнить со средним по индустрии, то это фантастические показатели.

— Ученые жалуются на ограничение международных контактов в связи с геополитической обстановкой. Как это отражается на работе Фонда Сколково?

— Давайте быть честными. Конечно, отражается не в лучшую сторону. Не секрет что в Сколтехе работало достаточно много зарубежных ученых, в том числе наших бывших соотечественников. Часть из них была вынуждена уйти в связи с санкциями. Есть проблемы с публикациями в некоторых зарубежных научных журналах. Действуют ограничения на покупку оборудования и материалов для научных исследований. Это отрицательные стороны.

Связи же с Китаем, Индией и рядом других стран наоборот активно развиваются. Мы привыкли к тому, что все делается на Западе, но на самом деле многие технологии уже давно делаются не там. Возьмите, для примера, Li батареи – ведущие исследования и производство сосредоточено в Китае. Мы активизировали усилия по работе со странами BRICS, Ближним Востоком, Вьетнамом. Все международные связи мы пытаемся сохранить и развивать. Что называется, «окукливаться» ни в коем случае нельзя. Это неизбежно приведет к потере конкурентоспособности.

Как всегда, медаль имеет две стороны. С одной стороны, есть проблемы с ремонтом и обновлением оборудования. С другой — рынок освободился для отечественных разработчиков и производителей.

— Какие направления науки на Ваш взгляд, самые перспективные сегодня?

— Я скажу, наверное, банальность. Есть мировые тренды, есть потребности страны, которые несколько отличаются от общемировых, но в целом, близки. Самые горячие темы сейчас это искусственный интеллект и все, что с ним связано. В нашем департаменте тестируется все, что можно и доступно по приложениям ИИ. В чем уникальность современного развития искусственного интеллекта? Практически все продукты находятся в открытом доступе (Open Source), так что любой желающий может взять и оттестировать. В прошлом году самым выдающимся достижением в науке, которое опубликовал журнал Science — авторитетное мультидисциплинарное научное издание — это фолдинг белка. Компанией Deep mind была создана программа на основе ИИ, которая позволяет предсказать трехмерную структуру белка. Разработчики при помощи ИИ предсказали миллионы новых конструкций белков, которых нет в природе. Открывают фантастические возможности для медицины, фармацевтики и т.д.

Ну а использование всевозможных чат-ботов, систем анализа текстов уже сейчас сильно помогают в работе как ученых, так и бизнеса. Кстати, федеральный проект «Искусственный интеллект» является одним из самых успешных, так как результаты внедрения ИИ положительно влияют на жизнь практически всех россиян.

Другое важное направление – новые технологии коммуникаций, в частности 5G. В России появилось уже несколько компаний, которые успешно занимаются разработкой соответствующего оборудования для сетей мобильной связи.

Куда идти учиться выпускникам школ?

— Я думаю, нужно идти туда, к чему лежит душа. Не надо гнаться за модой, хайпом. Нужно учитывать свои способности и возможности. Трудно «гуманитария» заставить заниматься физическими экспериментами и наоборот. В целом же, нужно обучаться использованию передовых технологий, искусственного интеллекта, фармацевтике, экологии. Фармакология, медицина и информатика – наверное, самый хот-топик по специальностям на ближайшее десятилетие.