Все это обсудили на III Всероссийской научно-практической конференции «Культурная глокализация: стратегии развития медийной регионалистики», прошедшей в стенах Литературного музея Кубани.
«Что успел, то сказал. Остальное доскажет молчание»
С приветственным словом выступили президент Академии наук и региональной печати России Владимир Тулупов, заведующая отделом Литературного музея Кубани Нафсет Хук, член Общественной палаты Краснодара Станислав Домбровский и председатель конференции доктор филологических наук Юрий Лучинский.
Научная конференция началась с документального фильма о Владиславе Смирнове — профессоре ЮФУ, наставнике, мыслителе, старшем товарище для студентов. Его путь — от мечты стать астрономом до глубокой любви к слову и радио — привел его в РГУ, где он преподавал до конца жизни. Его кандидатская работа о донском радио стала первой в стране, а подход к преподаванию — образцом: он вдохновлял, заражал интересом, находил подход к каждому. Смирнов — автор сотен научных трудов и уникальной книги «Ростов под тенью свастики», основанной на рассказах очевидцев. Она трижды переиздавалась и вошла в международные списки лучших книг о Второй мировой войне.
Он был блестящим специалистом в области радио и выдающимся краеведом. Знал о Ростове, казалось, все: перечитал десятки книг об истории города, о военном Ростове, нашел множество писем, собирал редкие свидетельства… Делал огромную, кропотливую работу. И тем горше, что все так нелепо оборвалось. Он просто вышел за газетой в киоск, и его сбила машина, за рулем которой находился пьяный человек,
— дополнил Юрий Лучинский.
Не только скульптор, но и журналист
Одним из центральных докладов конференции стало выступление профессора Юрия Лучинского, посвященное 190-летию со дня рождения Михаила Микешина.

Его знают прежде всего как автора монументальной скульптуры Екатерины II, установленной в Краснодаре, хотя сам Микешин никогда не бывал в нашем городе. Между тем его творческое наследие куда шире, и об этом сегодня известно не всем. Микешин был не только скульптором, но и художником, журналистом и даже издателем. Учился он в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, куда поступил почти без средств к существованию. Будучи бедным студентом, он впервые выставил свою работу в 17 лет — картину с драгунами, разгуливающими среди фантастических пейзажей. Художник решился на дерзкий шаг: добавил к пейзажу итальянские пинии, что в русском контексте выглядело абсурдно. Однако картина неожиданно получила малую серебряную медаль.
Сам Микешин вспоминал в мемуарах, как шел за наградой в порванной перчатке и, не имея денег, вынужден был заложить медаль за 3 рубля, чтобы купить себе еду. Однако уже на следующий день выставку посетил император Николай I, который приобрел его картину за 150 рублей, по тем временам огромную сумму. Это событие стало переломным в судьбе художника: он смог сменить жилье, купить себе приличную одежду, а главное — начать путь к признанию.
Позже он получил и малую золотую, и большую золотую медали, которые открывали дорогу к преподаванию и поездке за границу. Однако вместо поездки в Италию он выбрал участие в конкурсе на создание памятника, который позже установят в Великом Новгороде, и обошел в нем 52 именитых скульптора. Конкурс был анонимным, и именно Микешин одержал победу, что стало подтверждением его большого таланта. В своей композиции он отразил исторический размах и богатство культурного наследия страны: среди фигур памятника 10 представителей литературного мира.
Любопытно, что, формируя состав литературных фигур в монументе, Микешин настоял на включении Николая Гоголя, несмотря на сопротивление Александра II. Он лично писал императору, убеждая, что без Гоголя композиция получится неполной. Впоследствии Николай Васильевич стал одной из центральных фигур и в его издании «Пчела»,
— подчеркнул профессор.
Отдельной строкой в его биографии стоит увлечение журналистикой. В журнале «Пчела» он выступал сначала в роли художника-оформителя, после стал редактором, а затем и вовсе владельцем издания. Журнал был богато иллюстрирован, в нем публиковались графические работы и литературные произведения, в том числе роман А.Ф. Писемского «Мещане». Микешин также оказал влияние на развитие батальной живописи. Именно он инициировал поездки художников на театр военных действий во время Русско-турецкой войны, в том числе Василия Поленова, который позже прославится своими мирными пейзажами, но тогда писал как баталист. Его интересовали и политические, и патриотические темы, в журнале публиковались гравюры, стихи и поэмы, отражающие события войны, судьбу добровольцев и историю русского народа. Михаил Микешин прожил непростую, но богатую событиями жизнь. Его художественное и литературное наследие сегодня становится предметом новых исследований и все активнее возвращается в научный и культурный оборот.
Катались на трамвае, ночевали в сене
Главный научный сотрудник отдела комплексных проблем изучения культуры Южного филиала Института наследия Анна Еремеева рассказала о том, что даже в годы Первой мировой войны туристско-экскурсионная деятельность в учебных заведениях не прекращалась.
Министерство народного просвещения курировало учебные округа и обязывало школы ежегодно отчитываться о проведенных экскурсиях. Особую активность проявлял Кавказский учебный округ. В его состав входили территории нынешнего юга России, а также Закавказья (Армения, Грузия, Азербайджан). Руководство успешно объединяло интересы разных народов. Издавались специальные брошюры с отчетами об экскурсиях, которые сегодня разбросаны по библиотекам (в РГБ, РНБ, Ставрополе, Тбилиси и др.). Тематика экскурсий оказалась широкой: от природоведческих до промышленных. Использовались льготные тарифы, существовали специальные детские вагоны. Ученики путешествовали в пределах округа и за его границами, вплоть до Парижа и Вены.
Особой популярностью пользовались поездки в Екатеринодар. Детей удивлял трамвай, Художественный музей, кабинеты естествознания, а также преподаватели вроде Федора Андерсона — друга Вернадского. Студенты посещали промышленные объекты: маслозаводы, электростанции, типографии. Любимыми были экскурсии в ботанические сады (Тифлисский, Батумский, Сухумский) и на сельхозстанции. Например, в Сочи, где дети знакомились с цитрусовыми и чайными плантациями, а также получали пакетики чая на память. На шелководческой станции в Пензе изучали процесс производства шелка. Необыкновенно популярны были поездки в удельное имение Абрау-Дюрсо — «Русскую Шампань». Там школьников знакомили с процессом виноделия, они ночевали в сене, а старшеклассникам даже устраивали дегустацию шампанского.
Театральная жизнь портового города
Доцент КубГУ Ольга Болтуц рассказала, что театр в Новороссийске появился еще до создания Черноморской губернии благодаря актеру Семену Митяеву, уроженцу Калужской губернии.
В Новороссийск он приехал в 1880-х годах с уже немалым актерским багажом за плечами. На тот момент Митяев считался одним из самых талантливых актеров провинциального театра. Однако к 1880-м он устал от сцены и решил попробовать себя в новой роли сценариста и создателя театра. У Митяева была мечта — создать по всей России провинциальные народные театры. Действительно народные, популярные, доступные. У него даже родился слоган: «Не только забавы ради». И он сумел воплотить эту мечту: свой первый народный театр открыл к концу 1888-го именно в Новороссийске. Сценическое прошлое не отпускало его. На сцене он продолжал выступать под псевдонимом Семен Томский, именно так его знали зрители.
Интересный момент: любой провинциальный театр того времени по сути антреприза. Но Томский не просто управлял, он сам выходил на сцену вместе со своей труппой, которую собрал из 14 актеров. И держался с ними на равных, без позерства. Он устраивал бесплатные спектакли для школьников, играл в выходные и праздники. Это был редкий пример настоящей благотворительности. Театральные постановки, особенно любительские, нередко шли в Новороссийске именно с этой целью: собранные средства передавали на помощь бедным, устройство дешевых столовых,
— рассказала Ольга Болтуц.
Такое событие, как открытие театра, не могло пройти мимо внимания прессы. Тогда в городе выходила лишь одна газета — «Новороссийский листок». Правда, газетой в привычном нам смысле назвать ее было сложно: всего две страницы, телеграммы Российского телеграфного агентства, частные объявления, реклама… Но даже в таком формате находилось место для объявлений о спектаклях труппы Томского. Это были редкие вкрапления в довольно однообразную информационную картину.
В 1896 году образуется Черноморская губерния. К этому моменту театральная жизнь в Новороссийске уже кипит. Помимо Летнего театра, созданного Томским, открывается Народный дом. Появляется Новороссийское музыкально-драматическое общество. На сцене ставятся антрепризные и местные спектакли, которые становятся привычной частью жизни города. На сцену выходили не только местные артисты. Иногда приезжали настоящие экстравагантные труппы. Например, 14 декабря в зимнем помещении клуба выступали русско-малорусские и балетные артисты-карлики. Их рост — от одного аршина и двух вершков. Возраст — от 2 до 20 лет. Такие гастроли тоже являлись частью культурной жизни Новороссийска. К сожалению, построенный Митяевым Летний театр сгорел в 1911 году, но уже в 1912-м открылся новый. Семен Томский прислал жителям города телеграмму с поздравлением, доказав, что память о нем и его театре живет.
Об актере, журналисте и активном участнике медиапространства Дона и Кубани Николае Литвине рассказала доцент Зарема Кидакоева. А старший преподаватель Альвина Аллахвердова напомнила, что настоящей «живой газетой» того времени была «Синяя блуза» — театрально-агитационный коллектив, основанный Борисом Южанином в 1923 году. Завершили конференцию студенческие выступления.