Фото: Инга Арутюнян

Нация есть — государства нет

Инга Арутюнян, в замужестве Новикова, родилась и выросла в Краснодаре. Ее бабушка Софья и дедушка Андрей Арутюнян в 1959 году переехали сюда из города Ханлар Азербайджанской ССР, где проживало множество ассирийских семей. Позднее они, одни из первых ассирийцев в краевой столице, вместе с другой молодежью встали у истоков зарождения Краснодарской краевой общественной организации ассирийцев Кубани «Хаядта».

Что нам известно об ассирийцах? Первой приходит на ум история города-государства Вавилона, которым по просьбе самих же вавилонян, очень близких по этносу с ассирийцами, с 722 года до нашей эры правил самый воинственный народ в Месопотамии. Ассирийцы по праву заслуживают звание удивительного этноса. Их государство закончило свое существование за много веков до современности, но они сумели сберечь собственные традиции, продолжают поддерживать национальную самобытность. Таких примеров в истории за все время существования человечества совсем немного.

Это могучее древнее государство было создано у берегов реки Тигр и погибло после почти 2000 лет процветания. В 614 году до н.э. мидийцы разрушили древний Ашшур — сердце Ассирии. Многие ассирийцы были захвачены в плен, а те, кто бежал, рассеялись по городам и весям, сумев, однако, сохранить язык и память о своей необыкновенной культуре.

— Часть наших предков жила в Иране, другая в Ираке — на землях исторической родины ассирийцев. Моя мама чистая ассирийка, а папа — наполовину армянин, поэтому во мне течет и эта кровь. Но, знаете, культура армян и ассирийцев настолько схожа, что, будучи маленькой, я не разделяла эти две национальности. Дедушка, чистокровный армянин, готовил долму и исполнял ассирийские танцы. На нашем столе всегда стоит хариса — пшеничная каша с курицей, которая подается с кусочком топленого сливочного масла. Принято считать ее национальным армянским блюдом, тогда как на самом деле это ассирийская кухня,
— рассказывает Инга.
Фото: Инга Арутюнян

Первый праздник для ассирийцев

Потомки древнего народа появились на Кубани в 1924 году. Здесь они поселились в Лабинске, в Чамлыкской, Курганной, Константиновской станицах, а неподалеку от Армавира основали единственное ассирийское село в России — Урмия. Сегодня в селе работают библиотека и школа, где новые поколения учеников-ассирийцев изучают родной язык, национальные танцы, историю, культуру, традиции. Разъехавшись, они продолжают общаться, дружить. Некоторые создают семьи.

Вернемся в годы создания ассирийской общины в Краснодаре. Ее идейные вдохновители — супруги Алла и Олег Георгизовы, выходцы из села Урмия — в 1980-х жили по соседству с четой Арутюнян. Все вместе они собирались на маленькой кухоньке в доме у Софьи и Андрея и обсуждали, как собрать воедино всех ассирийцев Краснодарского края. А что сближает лучше, чем национальные песни и танцы? 1 апреля 1987-го, в ассирийский Новый год, они устроили в Краснодаре первый праздник для потомков строителей Вавилонской башни.

— К тому же мой папа Роберт и его брат-близнец Рафаэль во время обучения в институте культуры создали с друзьями музыкальную группу под ассирийским названием «Хубба», что в переводе означает «праздник». Они и стали развлекать публику на всех наших национальных торжествах,
— говорит Инга.

Сегодня ассирийская община «Хаядта» («единство») является частью Центра национальных культур и объединяет четыре тысячи ассирийцев, живущих на Кубани. В стенах общины они танцуют и изучают родной язык.

— Я с детства проникнута родной культурой, выступаю в ассирийском ансамбле «Ниневия». Но и русские традиции мне, конечно, не чужды, поскольку я и мой отец родились здесь. Поэтому, когда я вышла замуж за русского мужчину, это не было проблемой для моей семьи,
— вспоминает собеседница.
Фото: Инга Арутюнян

Пение на арамейском и Хаб Нисан

Инга и Станислав познакомились в 2014 году на работе. Молодых людей сплотило общее служебное задание.

— Сначала мы созванивались по телефону, общались исключительно по рабочим моментам. Спустя какое-то время Стас написал мне в одной из социальных сетей, позвал на свидание. Так все и началось,
— рассказывает Инга.

По словам Станислава, он сразу ощутил какую-то колоссальную энергетику, исходящую от Инги. Кроме того, его впечатлило, насколько быстро она отработала материал, который им поручили: мужчина ожидал его через две недели, а получил на следующий день.

— Стало интересно, что это за человек, который так оперативно реагирует на обращения. Вот и заглянул в соцсеть. Увидел на фотографиях очень красивую девушку и решил не медлить,
— вспоминает он.

В 2016 году пара вступила в брак. В 2017 году родилась их первая дочь Регина, а в октябре этого года — Риана. До знакомства с Ингой Станислав не интересовался культурой ассирийцев, поэтому его ждало много нового.

— К примеру, религия. В моей семье есть традиция — каждое воскресенье посещать службу в Ассирийской церкви Востока. Священник читает молитвы на арамейском — языке Христа. Ходим теперь с мужем вместе — его восхищает пение на этом языке. Также он гость на всех наших национальных праздниках. Главные из них — ассирийский Новый год Хаб Нисан и фестиваль ассирийской культуры «Хубба», который традиционно проводим в село Урмия, куда съезжаются все ассирийцы мира. В наступающем году отмечается сто лет со дня образования этого местечка. Устраиваем турнир по футболу, а вечером танцы. Стас тоже иногда пританцовывает. Муж гордится тем, что я ассирийка. Ведь это удивительно: государства нашего давным-давно нет, но до сих пор мы едины и храним нашу культуру,
— улыбается Инга.

Станислав, в свою очередь, привил супруге любовь к щам — традиционному блюду русской кухни. В его семье, где отец и дед — военные, есть традиция — собираться каждый год в День защитника Отечества и есть щи.

— Моя свекровь Нина обалденно их готовит! Кстати, ее имя происходит от ассирийского бога Нин. Вот такое совпадение,
— рассказывает Инга.

Что касается ассирийской кухни, то ее основа — крупы. Земледельцы-ассирийцы испокон веков выращивали зерновые культуры. Мясо ели нечасто. А еще ассирийцы любят красную фасоль и свежую зелень. Без нее в семьях за стол не садятся.

Фото: Инга Арутюнян

Выдает русский акцент

Детей Новиковы воспитывают в духе русских и ассирийских традиций. Шестилетняя Регина танцует в ансамбле «Ниневия» и любит покрасоваться перед зеркалом в национальном костюме. Кстати, базовой одеждой ассирийцев была узкая рубаха до колен с короткими рукавами — канди. Ее подвязывали кушаком или поясом, концы которого заправляли внутрь. Знатного ассирийца можно было узнать по длине канди. Привилегированные слои носили разноцветные рубахи до пят, которые в некоторых случаях повязывали поясом. Еще одной отличительной чертой являлся шарф с бахромой.

— Всего в нашем ансамбле более полусотни детей, начиная с 1,5-летнего возраста. Они разных национальностей, но все в ассирийских костюмах,
— отмечает собеседница.

Ассирийские народные танцы в основном состоят из круговых плясок, которые исполняются в одну линию: она может быть прямой, изогнутой или и тем и другим. Большинство танцев допускают неограниченное количество участников, за исключением танца с саблями, который исполняют не более трех человек.

Арамейский язык Инга понимает, но практически не говорит на нем — с рождения девушка слышала русский язык, а потому он стал родным.

— Когда я пытаюсь говорить по-ассирийски, меня выдает русский акцент, уж слишком он силен. Но сейчас в нашей общине я все же изучаю язык по крови, и дочерей отправлю, когда подрастут. К тому же он очень приятный на слух, с мягким восточным произношением. А письменность — справа налево, буквы схожи с арабскими,
— признается она.

По словам Инги, преимущество межнационального брака — красивые дети, являющиеся носителями разных культур и традиций, их кругозор всегда будет шире, чем у тех, кто родился у родителей одной национальности и веры.

Фото: Инга Арутюнян
— Ну а чтобы такой брак был непременно счастливым, нужно уважать и принимать традиции других народов, обладать воспитанием,
— заключает ассирийка.

Ранее «КИ» побывали на мастер-классе татарского клуба рукоделия и узнали, как правильно носить изю, от чего оберегает хаситэ и зачем коту тюбетейка.

Читайте также: «КИ» как почетных гостей и друзей пригласили на корейский праздник асянди.