«Краснодарские известия» в честь 150-летнего юбилея рассказывают о Захарии Платоновиче Коршевце — зодчем Екатеринодара и Краснодара, чье архитектурное наследие в своем большинстве сгинуло в годы Великой Отечественной войны, особенно в период немецкой оккупации.

Из математиков — в архитекторы
Захарий Коршевец родился на Кубани в станице Пшехской в 1873 году. К сожалению, точной даты история не сохранила, известен только год рождения. Отец, урядник Платон Степанович Коршевец, был станичным атаманом, ценил образованных людей и с детства занимался образованием сына.
В 1890 году, после окончания станичного училища и Кубанской войсковой гимназии, Захарий со стипендией Кубанского казачьего войска поступает на математическое отделение Московского университета. Но вскоре понимает, что с выбором профессии ошибся: к математике не лежит его душа. И летом 1894-го переводится в Санкт-Петербургский университет гражданских инженеров.
Несмотря на войсковую стипендию, денег Захарию в Санкт-Петербурге не хватало даже на самое необходимое, и тогда он решил составлять для типографий методички для студентов по математике и механике, которые сам же и распространял. Эта деятельность приносила ему существенный доход.
В первую свою практику Коршевец как инженер и архитектор участвовал в строительстве морского порта в Либаве (Лиепае, Прибалтика).
В 1899-м он получает диплом и звание гражданского инженера с формулировкой «…показал при отличном поведении очень хорошие успехи…»
Обратился к общественности и журналистам
После окончания университета Захарий возвращается на Кубань, переезжает в Екатеринодар и вскоре получает первый заказ. К нему обращается православно-церковная общественность города с просьбой выполнить проект «Народная аудитория» — место, где людям читали бы Святое писание и оказывали посильную моральную и духовную помощь.
Коршевец выполнил проект, составил смету, а строительство отдали городскому архитектору Мальгербу, который в силу своего большого опыта в процессе строительства начал вносить изменения в чертежи и эстетический облик здания. Это сильно не понравилось Захарию Платоновичу. Он понимал, что спорить с опытным архитектором Екатеринодара Мальгербом бесполезно, и решился на отчаянный шаг: написал письмо-обращение во все газеты города с жалобой, что уничтожают его первое детище. Эффект был шокирующий: весь Екатеринодар обсуждал дерзкий выпад молодого зодчего в сторону состоявшегося мэтра архитектуры Мальгерба. Сам Мальгерб, удивившись выходке Коршевца и его смелости, пошел на уступки и перестал вносить изменения в его проект.
Это был первый случай на юге России: архитектор, чтобы спасти свой проект, обратился не к властям или коллегам, а к городской общественности и журналистам.
В 1905 году городские власти поручили Коршевцу строительство нового корпуса для старейшего на Кубани духовного мужского училища, основанного еще в 1818 году кубанским просветителем Россинским. Проект корпуса выполнил архитектор Н.Г. Петин. А технический надзор за строительством город поручил кому? Правильно, Мальгербу! Снова столкнулись молодость и опыт. Два года пререканий между ними закончились словами областного архитектора Косякина при приемке корпуса: «Работы строительные исполнены правильно, прочно и с применением материалов надлежащего качества». Следует отметить, что многие конфликты между ними сглаживал мастер-бетонщик И.А. Мезенцев.
Самое интересное, что Захарий Платонович взял за работу 1,5% от стоимости сметы и считал, что это много, а Мальгерб за надзор — 2%.
В настоящее время корпус находится на углу улиц Красноармейской, 54 и Гимназической, 38 (Дворец творчества Краснодарского края).

Расцвет творчества
В 1906 году к нему обращается Комитет попечения о бесприютных детях с просьбой сделать проект здания «Дневного убежища» для беспризорных детей. Городской глава Г.С. Чистяков выделил для убежища участок земли на улице Железнодорожной, а екатеринодарцы Дицманы, Тарасовы, Аведов, Богарсуков, Копанев, Кононенко, Щеголев, Киор-Оглы, Мезенцев и Дитрих пожертвовали деньги и строительные материалы. Строительство вышло в 40 тысяч рублей. Коршевец отказался брать деньги за проект. Строительство началось в 1906 году и завершилось в 1907-м. Сегодня в бывшем здании «Дневного убежища» располагается городской лицей №12 им. Макаренко (ул. Железнодорожная, 8).
Тогда же, 1 октября 1907 года, 39-летний З.П. Коршевец вступил в брак с дочерью надворного советника Ольгой Викторовной Кирпа, с которой у него будут сыновья Денис и Константин.
Следующим проектом Захария Платоновича стала реконструкция Летнего театра в Городском саду. Театр существовал с 1881 года, но двумя годами позже сгорел. В конце 1880-х построили новый, но он явно не соответствовал Екатеринодару своим видом и вместимостью.
Коршевец расширил помещение, надстроил второй ярус, установил ряд лож, увеличил сцену, расширил оркестровую яму, а количество номерованных мест увеличил до 1449. Внешне театр тоже преобразился: добавили деревянные кружевные элементы и башенки, установили символ лиры и электролампочки для освещения в ночное время. Первое театральное представление в обновленном театре прошло 14 апреля 1908 года. А 15 сентября 1910 года Летний театр принимал Федора Шаляпина с концертом.
Захарий Платонович не забывал и о родной станице Пшехской. Благодаря его стараниям параллельно с другими его проектами в станице появился капитальный круглогодичный мост, который станичникам обещали несколько десятилетий.
Первый и последний заказ советской России
После реконструкции Летнего театра городские власти пригласили Коршевца на должность городского архитектора, которую он занимал вплоть до революции. За эти годы в Екатеринодаре не было построено ни одного здания без его участия как архитектора или инженера-строителя. Благодаря ему в Екатеринодаре начался поистине строительный бум. Такой активности в строительстве ранее и близко не было.
В 1911 году архитектор делегировался от Кубани в столицу на Всероссийский съезд зодчих. Захария Платоновича избирали гласным городской Думы. С его подачи город построил барак в Доме призрения на 60 больных.
После революционных потрясений Коршевец лишается всех своих должностей и, как и его давний оппонент Мальгерб, занимается преподавательской деятельностью в инженерно-строительном институте — в том самом, расположенном в здании бывшей мужской духовной семинарии, корпус которой он строил, будучи молодым специалистом.
Последней крупной работой Захария Платоновича стал Дворец железнодорожников (1928 г.) — двухэтажное кирпичное здание со зрительным залом на 1200 человек. Строительство дворца обошлось в 1,5 млн рублей, и все было оснащено по последнему слову западноевропейских технологий.
9 октября 1932 года во дворце открыли первый в Краснодаре звуковой стационарный кинотеатр «Темп».
Умер Захарий Платонович 9 декабря 1943 года. Умирая, видел, как в пожаре немецкой оккупации уничтожили его Дворец железнодорожников, Летний театр и некоторые другие его творения.
А «Дневное убежище» сохранилось — оказались пророческими слова первого директора учреждения: «Убежище» будет существовать всегда».
Ранее «КИ» писали, что 130 лет назад в Екатеринодаре открылась баня купца Лихацкого.
Читайте также о «Школе Брюховецкого» — учебном заведении, где впервые в стране отпраздновали День знаний и Последний звонок.
Автор текста: Алексей Куликов