Евгения Константинова. Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

Об отношение к родной речи и чтению книг

Ирина Константинова обучает литературе пятиклашек, есть у нее и 10-11 классы. Рассказывает, что младшие активно увлекаются чтением. Старшеклассники же обычно уже профильно ориентированы. 

-Так, я веду занятия у ребят, которые учатся в физико-математическом классе. Там ученики уже говорят, что литература им так глубоко не нужна. Приходится вовлекать. Иногда даже действовать, что называется, из-под палки,
— делится педагог.

Тексты в старших классах объемные. На своих уроках Евгения Константинова использует разные методики. Потому что есть такие произведения, которые должны знать и физики с химиками. Не только знать, но и возвращаться к ним на протяжении своей жизни.

Литература живет в синтезе языка, истории, социологии, психологии и других дисциплин. Каждый должен уметь четко, ясно и красиво излагать свои мысли.

WhatsApp-сообщения Обломова и его возлюбленной

По мнению Учителя года Кубани — 2023, школа должна показать ученикам широту русской и мировой классики. Объяснить, почему эти произведения читают все и во все времена. Потому что они поднимают морально-нравственные темы, рассказывают о конфликтах, учат тому, как, несмотря ни на что, оставаться человеком. Параллельно литература раскрывает факты истории.

— Мне кажется, что русская культура вообще литературоцентрична. Яркий пример — роман Ивана Гончарова «Обломов» с очень интересной любовной линией. Когда проходили это произведение, распечатывали пустые макеты.  Ученики должны были найти в книге текст и заполнить им этот открытый чат перепиской Обломова и Ольги Ильинской, разговором Обломова и Андрея Штольца.Знаете, к какому выводу пришли дети? Что о любви не расскажешь короткими сообщениями и смайлами. О любви надо писать либо стихи и тексты, либо говорить. Мы, кстати, часто показываем на уроках литературы фильмы детям. Это помогает лучше раскрывать произведения.

Дети читают то же, что и бабушки

Есть мнение, что некоторые произведения из школьной программы рано читать в том возрасте, в каком их преподают детям. И оно спорно, считает Евгения Владимировна. Ведь нужно понимать, что эту литературу выбирал не один человек. Это опыт, проверенный временем. Практически все, что когда-то читали наши бабушки, мамы, читали и мы, то же сегодня читают дети.

— Я считаю, что литература многоаспектна. Возьмем роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Некоторые ребята признаются, что им сложно его читать. Кто-то говорит, что это его любимая книга. На филологическом факультете нам рассказывали, что по отношению к этому произведению люди делятся на три группы. Для кого-то оно сразу становится настольной книгой. Кто-то доходит до него в определенном возрасте. Третьи не принимают совсем.

Школа должна дать опорные точки

На вопрос, не много ли Пушкина в школе и, может, стоит пожертвовать частью произведений бесспорно самого величайшего нашего классика ради других авторов, Евгения Константинова ответила категоричным «нет» и пояснила, что Александр Сергеевич основатель того языка, на котором мы сейчас говорим. Его произведения базисны. У Пушкина есть и повести, и роман в стихах, и поэмы, и сказки. Он многогранен.

— Мы не можем отказаться и от Николая Гоголя, Михаила Лермонтова. Другое дело, когда заходит речь о Федоре Достоевском. У него более глубинные произведения. Сегодня в школе проходят роман «Преступление и наказание», рассказ «Мальчик у Христа на елке» и повесть «Белые ночи». Мы изучаем небольшое количество произведений Достоевского, чтобы дети потом к ним вернулись.Школа должна дать опорные точки, на которые дети, уже будучи взрослыми, станут ориентироваться. Да, мы, учителя, понимаем, что сейчас появляется много современной литературы. Но ее должно проверить время.

Программа не резиновая

Каждое произведение в школьной программе важно и нужно. Даже трудная для восприятия детей поэма «Кому на Руси жить хорошо» Николая Некрасова.

— Мы начинаем разбирать этот текст, ребята вникают. Они чувствуют эту поэтическую полифонию, сопереживают бедам народа, отраженным в поэме. Как-то в 5-м классе мы рассматривали стихи Федора Тютчева и Афанасия Фета, и один мой ученик тогда задал вопрос: «А когда же мы будем читать Некрасова?» Я очень удивилась и спросила: почему он так его ждет? Он признался, что очень любит этого поэта.

На вопрос, какое произведение обязательно добавили бы в школьную программу, Евгения Владимировна ответила так: 

— Я увеличила бы время на разбор уже имеющихся произведений. Например, мне по программе на роман Льва Толстого «Анна Каренина» отводится два урока. Этого мало. Возможно, добавила бы рассказ «Кроткая» Достоевского или обратилась бы к «Дворянскому гнезду» Ивана Тургенева.

В настоящее время споры возникают вокруг так называемой антисоветской литературы. Взять, к примеру «Один день Ивана Денисовича» Александра Солженицына.  Там вместе с главным героем сидят бандеровцы, к которым у автора явно сострадательное отношение. И наоборот, отрицательное отношение к советской власти. Но надо понимать, объясняет педагог, что если это произведение есть в программе, значит, оно прошло проверку. Из Солженицына на уроках литературы проходят еще «Матренин двор» — рассказ о праведнице, которая делала добро и столкнулась с нечеловеческим отношением со стороны других.

— Тут важно обращаться к истории. Мы, когда читаем любой текст, обязательно говорим, кто эти герои, почему одни из них плохие, а другие хорошие. Ни одно произведение нельзя преподавать детям без пояснений. В чем тогда роль учителя?! Он должен показывать, чему учит это произведение, в каком историческом и нравственном контексте его следует воспринимать. К тому же к нам, учителям, обращаются за советами. Какие произведения включать в школьную программу, решают лучшие педагоги-словесники России,
— говорит Евгения Владимировна.
Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

— Что происходит с поэзией? Какое к ней сегодня отношение?

— Мои ученики очень удивляются, что в рамках школьной программы они могут обратиться, скажем, к рок-поэзии, бардовской песне: стихам того же Виктора Цоя, Владимира Высоцкого, Булата Окуджавы. А вот рэпу, я считаю, пока еще рано пополнять школьную программу. Должно пройти время, чтобы мы оценили его значение.

— Как сегодня относиться к мату? Ведь сейчас вполне уважаемые в обществе люди позволяют себе ругаться.

— Мы детям объясняем, откуда появилась ненормативная лексика и почему она табуирована. Как учитель русского и литературы я выступаю за сохранение чистоты, логичности и цельности языка.  Для меня мат неприемлем. Я не могу пройти мимо ребенка, который употребляет брань в своей речи. Когда к языку относятся пренебрежительно, это вызывает у меня боль и сострадание.

Да, известные, популярные люди тоже позволяют себе ругаться матом, но для этого мы, педагоги, и нужны, чтобы воспитывать и объяснять. Например, благодаря «Пушкинской карте» нам удалось вовлечь в чтение не только школьников, но и их родителей. Когда по ней мои физики пошли первый раз в театр, нас было всего 9 человек. Сейчас нас уже 96. После того как мы сходили на спектакль «Маскарад», ребята начали читать это произведение. Кто-то стал смотреть другие постановки в интернете. 

Мы же не просто в театр ходим — мы потом обсуждаем спектакль. Дети начинают интересоваться, задавать вопросы, сами что-то искать. Мы как-то ходили на «Горе от ума» с ребятами, которые проходили эту комедию по школьной программе, так после посещения театра дети стали намного артистичнее читать отрывки на уроках.

Самое прекрасное, что нам удалось создать, — сообщество учителей, детей и их родителей. Уверена, такие походы помогают передавать детям нашу культуру, язык.