Шли как расходный материал
Нынешнее реконструированное здание бывшей армянской школы на ул. Красной, 8 — шестой дом краевой универсальной научной библиотеки за его 124-летнюю историю. Сюда она переехала в 1956 году, а до этого времени, с 1925-го, занимала помещения нынешней библиотеки им. Братьев Игнатовых. Во время оккупации Краснодара немецко-фашистскими войсками 80% фондов Пушкинки были уничтожены, поэтому уже после освобождения их пополняла Москва.
Возможно, папка пришла в нашу библиотеку вместе с другими пополнениями, но, может быть, плакаты собирал и подшивал кто-то из библиотекарей. Как бы то ни было, но она пролежала в книгохранилище десятки лет, пока в 2007 году ее не обнаружили при сверке фонда. Почти сразу же началось ее постраничное изучение. У нас есть такая задача: изучать единицы хранения, буквально перелистывая книги, журналы, газеты, брошюры и пр.,
– рассказывает завотделом библиотечных мероприятий и связей с общественностью краевой научной библиотеки им. А.С. Пушкина Елена Захарова.
Узнав, обладателем какой уникальной коллекции оказалась библиотека, ее директор Виктория Гончарова вышла с предложением на тогда еще департамент культуры края и предложила сделать репринт находок, чтобы распространить плакаты на все муниципальные библиотеки региона. Так и было сделано. Несколько экземпляров репринта Пушкинка оставила себе, чтобы выдавать читателям по требованию, а оригиналы поместила в свой фонд редкой книги.
Нужно сказать, что плакаты, хотя и печатались огромными тиражами, не предназначались для библиотек, шли как расходный материал: их клеили на стены, заборы, броню, кузова полуторок, в блиндажах, на командных пунктах, в местных райкомах, в других многолюдных местах, в них заворачивали боеприпасы и в ящиках отправляли на фронт. Считалось, что они будут использоваться интенсивно и безвозвратно, поэтому о сохранности таких агиток никто не думал. А ведь это своего рода произведения искусства.
С кого писали «Родину-мать»?
Перед нами на стеклянных витринах разложено более 60 разноцветных разноформатных плакатов, изданных в 1942-1944 годах. Конечно, агитационные листовки на военную тему появились уже на следующий день после начала Великой Отечественной и выходили вплоть до Победы, но в подшивке обнаружили экземпляры только этого периода.

Вот смотрите. Это один из самых известных плакатов того периода — «Воин Красной Армии, спаси!» художника Виктора Корецкого. У нас второе издание, вышедшее 12 мая 1943 года 100-тысячным тиражом в государственном издательстве «Искусство» и отпечатанном в типографии «Гудок» в Москве. Всего же за всю войну этот плакат переиздавался много раз и в общей сложности насчитывает тираж в 10 млн экземпляров,
– указывает на отлично сохранившийся, если бы не дырочки от дырокола по краям, плакат формата примерно А3 Елена Захарова.
Но, пожалуй, самый известный плакат Великой Отечественной — «Родина-мать зовет» Ираклия Тоидзе: на белом фоне в красных одеждах женщина держит в правой руке листок со словами военной присяги, а левую призывно подняла вверх. За ее спиной — штыки красноармейцев.

Однако это была далеко не единственная «Родина-мать», написанная тем же художником. Во время войны очень известным и популярным был его рисунок «За Родину-мать!», где женщина в тех же красных одеждах левой рукой обнимает сына, а правой держит красное знамя. А на переднем фоне в шеренгу выстроились грозные бойцы Красной Армии — в касках, казачьих папахах, пилотках, держащие в руках автоматы и пулеметы. В библиотеке хранится такой плакат, выпущенный 5 апреля 1943 года тем же издательством «Искусство».
Ираклий Тоидзе писал Родину-мать со своей жены, намеренно состарив женщину и сделав ее лицо универсальным. Тогда было много отзывов на эту работу: русские говорили, что она похожа на славянку, грузины — на грузинку, армяне — на армянку,
– говорит Елена Олеговна.
Народные мифы
Переходим к следующему плакату. На ней юноша, наклеивающий рукописную листовку на стену здания. Позади мы видим кусочек темной улицы, повешенного на фонарном столбе человека — наверное, партизана, немецкого солдата, проходящего мимо. Внизу рисунка размещена небольшая заметка под заголовком «Слава «Молодой гвардии «Краснодона»!»

В ней рассказывается о работе подпольщиков шахтерского Краснодона (ныне находится на территории ЛНР) — молодых комсомольцах, которые всячески портили жизнь немецким оккупантам. Читаем далее:
«Когда презренные предатели выдали немцам «Молодую гвардию», герои-комсомольцы стойко и мужественно выдержали жестокие пытки. С пением «Интернационала», измученные и связанные, но гордые и непокоренные, пошли они на казнь, полные ненависти к немецким палачам, полные веры в победу своего народа.
Организаторам «Молодой гвардии» Олегу Кошевому, Сергею Тюленину, Ивану Зеленухину, Ульяне Громовой и Любови Шевцовой присвоено звание «Герой Советского Союза». Их славные соратники по борьбе награждены орденами».
Любопытно, что после войны многие люди, видевшие этот плакат, были уверены, что парень на нем, — это Сергей Гурзо, снявшийся в фильме режиссера Сергея Герасимова «Молодая гвардия». Считалось, что художник Виктор Корецкий рисовал портрет молодого человека с него. Однако плакат был издан в октябре 1943 года, а фильм вышел в 1948-м. Это режиссер специально подобрал актера со своего знаменитого курса, походившего на парня с плаката. К слову, подбирали актеров, максимально похожих на героев одноименного романа Александра Фадеева.
Злые рисунки
С десяток рисунков из папки Пушкинки принадлежат карандашу знаменитых Кукрыниксов — художников-карикатуристов Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова, из фамилий которых и сложилась аббревиатура. Они сотрудничали с известными поэтами, сатирические четверостишия которых о Гитлере и его приспешниках оформляли в виде злых карикатур.

Выходили их рисунки в «Окнах РОСТА» (Российское телеграфное агентство), затем в «Окнах ТАСС» (когда агентство преобразовалось в Телеграфное агентство Советского Союза»). «Окна» специализировались именно на плакатах, которые очень быстро и остро реагировали на происходящие внутри страны и за ее пределами события. Они возникли и получили распространение в Гражданскую войну, когда полиграфическая промышленность испытывала значительные сложности. Бюллетени большого формата выполнялись от руки сотрудниками агентства и выставлялись в пустующих витринах магазинов.
Среди плакатов Кукрыниксов в папке есть рисунок на знаменитое четверостишие Осипа Брика «Не до жиру, быть бы живу»: «Орал он грозно: «Эй, за мной!/ Мы завоюем шар земной!»/ Теперь орет он громче вдвое./ Но не грозит, а в страхе воет». На нем фюрер облизывается на карту СССР, но когда пытается обнять шар с нею, натыкается на десятки штык-ножей.
А еще мы заметили плакат Кукрыниксов, который очень подходит к сегодняшней мобилизации на Украине. Рисунок подписан «Сверх-хватальная мобилизация в Германии». На узком листе альбомного формата изображены двое нацистов, которые привели на призывную медкомиссию колченогого старика. Подпись — «Годен. Следующий!»
Отметим, что плакаты 1942 года — мрачные, темные, черно-белые или кроваво-красные. На них рисовали взятых в плен женщин и детей, людей за колючей проволокой, молодежь, угоняемую на работы в Германию. А еще — советских солдат, дающих присягу, бойцов, сражающихся на фронте, и пр. Но в начале 1943 года, после победы СССР в Сталинградской битве, тематика агитлистовок стала меняться: уже наши танки давили немецкого врага, солдаты подбивали немецкие «тигры», красные знамена развевались над освобожденными городами. Сатиры насчет доблестной немецкой армии и ее руководителей становилось все больше. Советские граждане знали: наша Победа не за горами.

Отмечено. Виктория Гончарова, директор ГБУК КК «Краснодарская краевая универсальная научная библиотека им. А.С. Пушкина»:
Когда мы обнаружили папку с плакатами, были изумлены тем, какое сокровище у нас хранится. В нашем фонде около 1 млн 200 тысяч единиц хранения, и иногда мы делаем подобные открытия, особенно после ремонта. Поэтому уверена, что нам еще предстоит сделать не одну интересную находку. С каждым годом ценность плакатов растет — ведь это настоящая история, к которой можно прикоснуться, посмотреть, прочесть.