Открывал оперой «Руслан и Людмила»12+, заканчивает опереттой «Девичий переполох»12+, написанной композитором Юрием Милютиным в 1945 году, в год Победы, 80-летие которой все мы торжественно отметили всего пару месяцев назад. Театр завершил сезон, который по праву можно назвать русским.
Культурный обозреватель «КИ» Анна Климанц побывала на закрытом показе и узнала у заслуженного деятеля искусств Краснодарского края режиссера-постановщика, балетмейстера-постановщика Александра Мацко, а также у ведущих артистов об особенностях постановки. А побеседовать есть о чем. Ведь это уже третий «Девичий переполох» в музыкальном. Обновленный и оригинальный.
Жанр, с которым не церемонятся
Оперетта, как сказал Жак Оффенбах, «младшая легкомысленная сестра оперы». Все как-то привыкли, что она не предполагает конфликтов в своей основе и должна веселить зрителя. Это вся палитра классики Имре Кальмана, ставшая легендой «Летучая Мышь» Иоганна Штрауса, «Веселая вдова» Франца Легара — одна из первых оперетт композитора: их зритель видит достаточно часто. И хорошо знает сюжет. Он к ним привык.
Большинство из всех знаменитых оперетт представлены в репертуаре Краснодарского музыкального театра и имеют большое значение в культурной жизни нашего города. К слову, с этого пьянящего, как игристое вино, жанра и начинался театр. Я напомню, что в 1973 году на сцене Краснодарского театра оперетты (так назывался театр) музыкальную комедию «Здравствуйте, я ваша тетя» поставил режиссер Юрий Хмельницкий, где роль тетушки Чарлея из Бразилии исполнял народный артист России, лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» Юрий Дрожняк. Сцены из спектакля Центральное телевидение тогда включило в программу «Голубого огонька». Успех был столь велик, что во многом способствовал созданию в 1975 году телеверсии комедии с участием Александра Калягина, Армена Джигарханяна, Валентина Гафта и других актеров. Так что краснодарский зритель избалован изобилием оперетт в коллекции театра и любит их всей душой.
Но не всем известно, что постановщики делают бесконечное количество редакций материала, и ни в одном театре страны вы не увидите оперетт в том виде, какими они были написаны. Оперетта советского композитора Юрия Милютина «Девичий переполох» в России ставится, но также практически никогда в первозданной версии.
Я не могу сказать, что это делается для того, чтобы навредить автору. Исходят из возможностей труппы: есть такой герой, такая героиня, а есть вот такие артисты. Да, с жанром, как правило, не церемонятся. Убирают материал музыкальный, делают купюры, вводят какие-то номера. Жизнь у оперетт непредсказуемая, и никогда не знаешь, что из нее выпадет или что добавится! Нам повезло, оперетта хорошо на нас «легла», у нас будет два полноценных состава,
— поясняет Александр Мацко.
От «Мудреца» к «Переполоху»
Одна из последних масштабных работ Александра Мацко, которая произвела сильное впечатление лично на меня, — мюзикл по мотивам произведений Островского «На всякого мудреца…»12+ на музыку композитора Александра Пантыкина, написанную специально для нас. В спектакле занята вся труппа театра, используются суперсовременные декорации, мультимедиа, звучат эффектные сольные партии. Сюжет легкий, но не лишен смысла и пронизан тонким юмором, который великий драматург заложил в свои искрометные тексты. Все эти факторы стали особенностью мюзикла и подняли постановку на высокий уровень. Хотелось продолжения, не уступающего по качеству.
Над новой опереттой работали дирижер-постановщик, музыкальный руководитель, заслуженный деятель искусств Краснодарского края Денис Ивенский. Художник-постановщик — главный художник Санкт-Петербургского государственного театра Музыкальной комедии Ирина Долгова (сотрудничает с музыкальным не впервые). Имена говорят за себя.
По словам Мацко, русская тема не отпускала и именно по этой причине он выбирает «Девичий переполох», где «русскость и народность» — цитирую Александра Викторовича, «раскрываются во всю ширь!».
С данной опереттой я познакомился, когда готовил концерт к 80-летию Краснодарского музыкального театра. В юбилейный вечер мы включили два номера из оперетты, и уже тогда мне эта музыка показалась выразительной и танцевальной. А уникальность ее в том, что она является жемчужиной советского репертуара, потому что материал не на злобу того дня, а на все времена. И он не поверхностный. Сюжет гораздо занимательнее, чем может показаться на первый взгляд,
— поделился Александр Мацко.
Непростая задача в работе над опереттой — поиск нотного материла. К сожалению, партитуры советских композиторов не печатались в типографиях, а передавались из театра в театр переписанными от руки. Порой они были неполными, с утерянными номерами и купированной музыкой. Несмотря на то, что в нашем театре «Девичий переполох» блистал в 1990-е, в библиотеке полной партитуры не оказалось.
Вместе с Денисом Ивенским мы собирали нотный материал по крупицам более полугода. На первый взгляд музыка кажется простой, но на самом деле дуэты главных героев по своей сложности ближе к оперным. В оперетте ярко раскрываются солисты, играющие харизматичных персонажей — и смешных, и забавных, и героических, и лирических. Необычно представлены артисты хора, балета, которые исполняют не только русские, но и фантазийные номера,
— рассказывает балетмейстер.
Сердце отзывается
Исторический факт, на котором построен сюжет оперетты, что для царя действительно искали невест. Выбор девушки производился по определенным параметрам, как на конкурсе красоты. Бояре строго следили, чтобы суженая точно соответствовала заданному формату: рост, длина стопы, размер головы, здоровье. Не все потенциальные кандидатки были этому рады. Родители и родственники имели какие-то свои выгоды, ведь приблизиться к власти — привилегия, но только не для юной красавицы Ксении (Татьяна Еремина, Екатерина Подгорная), которая полюбила вопреки. И в этом конфликт.
Такой оперетты в репертуаре театра еще не было. Вижу, что сейчас идет акцент на все русское в творчестве, даже в эстрадной музыке угадывается фолк, это актуально. Александр Викторович пришел на площадку с готовыми решениями — некоторые режиссеры, напротив, видят приблизительный рисунок и идут от артиста. У Мацко все уже было решено: он знал, что герой чувствует, как он дальше развивается, мне было легко работать. Роль — динамичная. Мне приходится много двигаться и одновременно петь, даже интонация здесь требуется другая. Моя героиня веселая и подвижная, но главное, что она хочет любить и выбирает любимого,
— замечает Татьяна Еремина.
В зрительном зале на закрытом показе присутствовала и руководитель одного из самых молодых театров столицы Кубани, Инклюзивного театра-студии «Лестница», где играют молодые люди с особенностями развития, Елена Гаипова. Пришла не одна, а вместе со своими воспитанниками. Наши традиции, преобладающий красный цвет в сценографии, вышитые серебром да золотом кокошники и сарафаны, фольклор, эстетика — отзываются.
Когда мы увидели красавиц в русских костюмах, они сразу же вызвали у нас эмоции и симпатию! Колорит — исконно русский, и в то же время, как мне кажется, здесь и кубанская стилистика присутствует. Но я бы не сказала, что это комедия. Часто бываю на спектаклях и как профессионал начинаю в них искать недостатки — недотянул, недоиграл. А здесь расслабилась!
— считает Гаипова.
Мечта актрисы
«Переполох» ставится в третий раз, и, конечно же, у него есть отличительные от своих предшественников черты. Мацко немного изменил либретто, углубив сказочную тему, имевшую место в партитуре Милютина, — во втором действии появляются мистические русалки и лешие. Ирина Долгова решила отойти от статичных декораций, в которых обычно идут оперетты, сделав их более воздушными и мобильными.
Сейчас эта постановка особенно важна, ведь мы возрождаем память о вековой истории и фольклоре нашей страны. При создании эскизов меня вдохновляли музыка оперетты, резьба по дереву, вышивки и сама Россия. Я хотела не просто показать многообразие русского костюма и прикладного искусства, а привнести в традиции немного современности, добавить яркости и сказочности,
— сказала художник-постановщик.
Няньку Матвеевну при Ксении сыграла заслуженная артистка Краснодарского края Карина Петровская (во втором составе заслуженная артистка России Анастасия Подкопаева — в прошлом главная героиня, Ксения), которая была занята в предыдущем «Девичьем переполохе» (шел в 1990-х) в роли своенравной Дарьи. Знает все партии наизусть, старый спектакль вспоминает с теплотой, с энтузиазмом встречает новый.
«Переполох» Александра Мацко получился очень колоритным, и тот тоже был колоритным, долго шел на сцене, был такой, знаете, в стиле жостовской игрушки в красно-черно-золотой гамме, но все же постановки — разные. Здесь больше музыки, текст немного иной. Я всегда тяготела к характерным ролям, поэтому тогда играла Дарью, а сегодня — Матвеевну. Этот персонаж — мечта для любой актрисы!