
Незаконная работа гидов — устоявшийся «серый» бизнес. Экстремальные экскурсии по крышам и заброшенным зданиям, каменоломням и утесам, пещерам и тоннелям — популярное направление, спрос на которое есть и будет всегда.
Однако далеко не все экскурсоводы действуют в рамках правового поля и готовы обеспечить безопасность своих клиентов. Большинство незаконных маршрутов таят на своем пути огромную угрозу для беспечных туристов, даже не подозревающих о вероятных рисках.
«Краснодарские известия» решили выяснить, какие опасности подстерегают отдыхающих на Кубани и какие экскурсии лучше обходить стороной.
По следам печальных прецедентов
Одной из основных причин для вмешательства в российское законодательство стала резонансная трагедия, произошедшая в начале августа в Москве. Диггеры проводили экскурсию по коллектору реки Неглинки для группы туристов. Незаконен сам факт проникновения в канализационные тоннели — доступ в них имеют лишь специалисты, работы в коллекторе считаются крайне опасными.
Изначально на экскурсию записались 20 человек, но большая часть искателей острых ощущений отказалась от необычного маршрута: увидев прогноз погоды, они поняли степень опасности. Однако гиды, организовавшие поход в коллектор, подобной сознательности не проявили. 21 августа в Москве выпало 40% от месячной нормы осадков. Вода хлынула на туристов, находившихся в тоннелях. В результате трагедии погибла вся группа из восьми человек.
Южные реалии
Экскурсии диггеров, руферов и зацеперов не столь распространенное явление на Кубани. Экстремальный туризм на юге России видоизменился, скрывшись за вывеской активного спорта и развлечений для отдыхающих.
— В Краснодарском крае экстремальные путевки и виды отдыха живут хорошо, я бы даже сказала, процветают. Джипинг, дайвинг, сплавы по реке Кубани — все это должно строго регламентироваться, однако соответствующий документ отсутствует. По идее, организации должны согласовывать свои маршруты и рейсы с различными органами, однако насколько это все отслеживается, — большой вопрос. Что касается столицы Кубани, у нас таких маршрутов немного, проводят их в основном частные лица,
По ее словам, наиболее опасный «официальный» маршрут, используемый гидами Краснодара сейчас, — экскурсии по заброшкам.
— Здания пустуют, находятся в аварийном состоянии. Потенциальная угроза, естественно, сохраняется. Еще раньше были популярны экскурсии по крышам города, но гиды, проводившие их, хорошо организовывали безопасность клиентов. Договаривались лишь с теми отелями и ЖК, крыши которых были оборудованы перилами и соответствовали требованиям регламентов,
По мнению краснодарского экскурсовода Андрея Ступаченко, самые опасные услуги, которые сейчас можно встретить на курортах Кубани, — джипинг и интродайвинг.
— Первый надо запретить или сертифицировать. Критики не выдерживает, как водители-гиды, так и автопарк — туристов вывозят на «убитых» уазиках, которые рассыпаются на глазах. Интродайвинг следует полностью отменить, это попросту опасно. Приезжаешь в условный Геленджик, а тебя уже через пять минут тянут под воду посмотреть на затонувший корабль. Ни один уважающий себя дайвер никогда не станет погружать с собой людей без подготовки. Опасностей под водой очень много, вне зависимости от глубины: даже на двух-трехметровой глубине имеются свои нюансы,
Самые частые ошибки неподготовленных дайверов — пренебрежение правилами погружения и принятие неправильных решений в критических ситуациях.
Также в качестве крайне опасного занятия Андрей Ступаченко выделил буксировку парашютистов за катерами. Гид считает, что ни один здравомыслящий человек, разбирающийся в парашютах, никогда не полезет к курортным «бомбилам». Нашлись на Кубани и хорошо организованные экстремальные направления.
— Единственный пример — это тарзанка. Skypark все делает по регламенту, вопросов нет, отличная работа. Все остальное я обходил бы стороной,
Индустрия неизведанных троп
На Кубани гиды проходят сертификацию: создана специальная комиссия при краевом министерстве культуры, которая оценивает подготовленность и эрудированность экскурсоводов, в том числе их знание техники безопасности.
— Сейчас не существует понятия «нелегальный маршрут». Есть места, в которые нельзя лезть законодательно, все остальное — общественное пространство. Практически невозможно даже патентовать экскурсию, хотя соответствующие попытки периодически предпринимаются. Кто будет отслеживать неприкосновенность интеллектуальной собственности, как пресекать кражу маршрутов — все это под большим вопросом,
По его мнению, главное, что должно соблюдаться при организации экскурсий, — безопасность клиентов. Люди, пренебрегающие здоровьем других, действуют либо из-за недостаточной образованности, либо из жажды наживы.
— Аттестация гидов продолжается второй год. Я вхожу в комиссию, собираемся один-два раза в месяц, процесс отлажен. Теоретическая часть — тесты, практическая — проверка знаний культурных объектов края. За сессию принимаем около 20-25 человек со всей Кубани. Однако за все время к нам не обратился ни один гид, занимающийся экстремальными или потенциально опасными маршрутами. Ни один,
Руководитель муниципального туристического центра Краснодара уверена, что экскурсионные маршруты, которые разрабатываются с пренебрежением к технике безопасности, — продукт жадности и непрофессионализма, вне зависимости от опыта и подготовленности гида.
— В основном это недолгие истории, фирмы-однодневки и разовые акции. «Серый» бизнес в сфере экскурсионного туризма существует, его не стоит игнорировать. Туристов следует информировать о потенциальной опасности, многие даже не осознают, на что подписываются,