Среди главных событий ушедшего года — открытие Яблоновского моста, использование новых технологий в трамвайном движении, масштабное дорожное строительство. Давайте вспомним, как все это начиналось в казачьей столице.

С площадей взлетали дикие утки

Дороги, мосты, бульвары и тротуары — о таких объектах 200 лет назад казаки-воины даже не помышляли.

«Осенью и весной, нередко даже и среди зимы улицы города бывают наполнены топями почти непроходимыми, — пишет историк Иван Попка. — На главнейших площадях образуются озера, и люди, не любящие шутить, утверждают, что видят на них диких уток».

Почему столь долго екатеринодарцы не могли заняться благоустройством города? Да просто было не до того: шла долгая Кавказская война 1817-1864 годов.

Но вот, наконец, многолетняя война завершилась, Черноморское казачье войско переименовали в Кубанское, а его территория стала называться Кубанской областью. Тут-то и улица Красная была утрамбована, сбоку от мостовой сделали канавы, а по правой стороне проложили тротуар.

Железный мост длиной 277 метров

В числе тех, кто играл большую роль в благоустройстве города, — пятый по счету городской голова Василий Климов. (В январе мы отметим 180 лет со дня рождения этого выдающегося градоначальника). Благодаря его энергии удалось осуществить многие проекты: строительство водопровода, электростанции, трамвайных путей, мостов.

В 1887 году важнейшим сооружением стал мост через Кубань по линии строящейся железной дороги в сторону Новороссийска — в двух верстах к югу от Екатеринодара. Для своего времени мост являлся грандиозным сооружением: его длина составляла до 130 саженей (277 м), а железный корпус, сделанный на Брянском заводе, стоял на четырех массивных каменных устоях и имел три пролета шириной 30 саженей.

В ноябре 1920 года инженер В.А. Кузнецов представил в областной ревком доклад с обоснованием строительства нового моста выше существующего понтонного моста — по дороге от Ерошовского тупика к реке Кубани. В это время Кубань имела два мостовых перехода: железнодорожный, приспособленный и для проезда телег, и понтонный, на сваях, устроенный в 1918 году. Мосты были перегружены и не удовлетворяли потребностей города. «Для Екатеринодара, — писал Кузнецов, — нужен мост, дающий беспрерывное сообщение и с Закубаньем, и свободный пропуск судов по реке. Всем этим условиям легко удовлетворить устройством железного или бетонного моста, но трудность получения железа заставляет прибегнуть к постройке деревянного моста на сваях или каменных опорах…» В 1926 году деревянный пешеходный мост был сооружен, в 1942-м его взорвали.

После войны началось поспешное возведение автодорожного моста на месте разрушенного, и в 1952-м мост открыли для движения.

Любопытно, что в Генплане Краснодара, утвержденном в 2012 году, проектировщики предложили сразу несколько транспортных переходов через реку Кубань. Один — за поселком Белозерным. Проект предусматривал строительство дороги на Новороссийск, притом полностью по территории Краснодарского края, не затрагивая Адыгею. Этот мост перенаправил бы большегрузы в обход города. Второй — в районе станицы Елизаветинской — как продолжение Западного обхода. Еще один мост предлагалось вывести к хутору Козет, тем самым продолжив ул. Старокубанскую. Четвертый переход планировался по ул. Шевченко.

Вместо конки — электротрамвай

В 1887 году инженеры Квитмайер и Леондари, наблюдая при постройке железной дороги движение пешеходов и легковых извозчиков, предложили построить конно-железную дорогу в Екатеринодаре и даже подали ее проект в Думу. Надо сказать, что в середине XIX века в России конные железные дороги уже были проложены во многих крупных городах и центрах губерний, таких как Москва, Санкт-Петербург, Рига, Саратов, Казань, Воронеж. В скором времени появился электрический трамвай, яростными противниками которого выступали компании, владеющие конками, так как они не справлялись с такой конкуренцией. В Москве конка просуществовала до 1912 года, в Санкт-Петербурге — до 1917-го, а в Минске — аж до 1928 года. В Екатеринодаре же все уперлось в нехватку дорог. В то время мостовая имелась лишь на улице Красной — она была единственным путем для движения грузов и легковых экипажей, поэтому городская Дума проект отклонила. И конки в нашем городе не случилось, зато электрический трамвай у нас запустили в числе первых в Российской империи. И тоже на Красной, уже в декабре 1900 года.

Фото: http://www.myekaterinodar.ru/

Почему мостовые булыжные

Мощение улиц города началось с середины 70-х годов XIX — средства на него шли с попудного сбора (с каждого пуда). К 1912 году по булыжным мостовым и не замощенным улицам тогда передвигалось 2,2 тыс. ломовых и 400 легковых извозчиков, 20 авто.

До революции Екатеринодар не имел канализации — действовала система водостоков, проходившая вдоль тротуаров и направляющая стоки в Кубань и Карасун.

В 1937-м, в год образования Краснодарского края, в Москву одна за другой полетели докладные записки, адресованные Сталину и Молотову: мол, столица края не должна иметь такой затрапезный вид.

И уже в 1937 году в городе появился асфальтобетонный завод треста «Дормост». Он располагался на месте нынешнего стадиона «Динамо». Асфальт варили практически кустарным способом. Причем завод входил в структуру НКВД, ведь он строил стратегически важные объекты: дороги и мосты. В том же году перед коллективом поставили серьезную задачу — заасфальтировать ул. Красную и Привокзальную площадь. В краевом центре становилось все больше автомобилей —
и тогда дорожники треста разработали собственную технологию производства асфальтобетонной смеси: за счет использования отходов нефтепереработки.

Что интересно, несмотря на то, что в конце 30-х годов прошлого века в кубанской столице стали появляться первые асфальтированные улицы, основным строительным материалом для мощения вплоть до 50-х годов оставался дорожный камень. Прочным оказался: мы видим булыжники на исторических трамвайных улицах до сих пор. Главным образом его доставляли в Краснодар из карьера в Дербентском месторождении, в 45 км от города. Но объемы добычи были невелики, поэтому приходилось везти камень и из более отдаленных мест — соседней Ростовской области, Дагестана, что для города влетало в копеечку.

Наш календарь

Что было в Екатеринодаре-Краснодаре в январе

230 лет назад

Казачье правительство приняло «Порядок общей пользы» — документ, закрепивший название и статус города Екатеринодара и регламентирующего управление, расселение и землепользование в Черноморском казачьем войске.

225 лет назад

Городничий Радич обратился к Войсковому правительству с просьбой о прибавке жалованья ему, его помощнику и писарю, так как «при нынешней во всем дороговизне» к содержанию себя нет никакой возможности». Оклад городничего составлял
50 руб. в год, помощник его получал 30 руб., а писарь — 20 руб.

185 лет назад

Не состоялась свадьба в семье пашковского казака Михаила Груши. Его дочь Марию сосватал солдат Навагинского пехотного полка, но священник Пашковского куреня не допустил венчания без разрешения на брак от начальства. А начальство не позволило: в Черномории запрещалось выдавать девиц в замужество за лиц, не принадлежащих к «сему войску». Берегли женщин!

110 лет назад

На заводе «Кубаноль», принадлежавшем английскому акционерному обществу, состоялась забастовка 200 рабочих, вызванная увеличением рабочего дня с 9 до 10 часов без доплаты жалованья. Рабочие выдвинули 22 требования, в том числе сохранение 9-часового рабочего дня, повышение зарплаты на 2%, увеличение жалованья на 15% рабочим, получавшим меньше 1,5 руб. в день, уничтожение штрафов и т.д. В результате забастовки часть требований была выполнена, кроме главного — сокращения рабочего дня.

85 лет назад

Началась Всесоюзная перепись населения. По городу, празднично украшенному флагами и плакатами, работали «штабы переписного отдела», счетчики ходили по домам. «Зажиточно, культурно, весело живет колхозная Кубань!» —
звонкий лозунг выражал претворение в жизнь сталинской Конституции 1936 года. По данным переписи, население Краснодара превысило 200-тысячный рубеж.

35 лет назад

Очередная Всесоюзная перепись населения Краснодара продемонстрировала численность Краснодарского горсовета в 732 049 человек.