204 боевых вылета в ночное время суток, из них 107 — в небе над Кубанью, совершил военный летчик Геннадий Пащевский. В любой из этих моментов его жизнь могла оборваться, но жгучее желание «добить фашистов» не позволило этому случиться.
«Краснодарские известия» вспоминают высказывания, интервью, цитаты из книги этого уникального человека. И, конечно, говорим о фронтовике с вдовой ветерана, Жанной Витальевной Пащевской.
На ты с «Бостоном»
Геннадий Анатольевич родился 20 мая 1923 года в селе Новая Шульба Семипалатинской губернии (ныне Восточно-Казахстанская область Казахстана).
— В детстве будущий летчик был слаб здоровьем. Родители давали ему пить растопленное сало в надежде, что организм окрепнет. Затем парень стал заниматься спортом и совершенно поправился: в 10-м классе уже прыгал с парашютной вышки,
В июне 1941 года Геннадий Пащевский был призван в армию и направлен в Чкаловское летное училище. Именно там его застала война.
— Тогда мы, семнадцатилетние курсанты, не думали, что Победа придет нескоро, и очень опасались, что фашистов могут разгромить без нашего участия. После занятий мы, как могли, расписывали друг другу свои мечты о том времени, когда мы станем хозяевами грозных боевых машин, о том, как будем храбро драться с ненавистным врагом,
Наконец 1942 год, выпуск. Летчик был направлен в 63-й бомбардировочный авиационный полк 132-й бомбардировочной авиационной дивизии. На фронт он прибыл рядовым, поскольку документы о присвоении звания сержанта были подписан позднее и не могли угнаться за своим владельцем.
На следующий день после приезда получили приказ: лететь в сопровождении на боевое задание. Уже ночью все содрогнулось от воя моторов, стрельбы зениток и тревожного рева сирен — фашисты начали бомбить военный аэродром в Адлере, на котором размещалась база.
— Все, что я представлял о войне, находясь далеко в тылу, померкло перед фронтовой действительностью. В ту ночь с задания не вернулись два экипажа из нашего полка,
Геннадий Анатольевич, ранее учившийся летать на истребителе, сумел за короткое время освоить новый тип самолета — американский бомбардировщик «Бостон». Физическая подготовка позволила ему совершать в ночь по 3-4 боевых вылета. Каждый из них — это борьба за жизнь. Лететь нужно было высоко, чтобы не попасть под свет прожекторов и пальбу зениток. Скафандры не надевали, а потому был высок риск потерять сознание и упасть. За первых 16 успешных боевых вылетов в ночное время суток сержант Геннадий Пащевский награжден орденом Красной Звезды.

«Небо над Кубанью было черным от сотен самолетов»
В годы войны Геннадий Анатольевич участвовал в боях за Украину, Белоруссию и Польшу. Также он был одним из воздушных защитников города Краснодара. Позднее он рассказывал своей Жанне, что никогда больше не видел такого неба, как во время боев на Кубани, — оно было черным от сотен самолетов:
— Ах, как мы сражались за Краснодар, если б вы видели! Сам город не бомбили, но его окрестностям здорово досталось. Помню, в самом начале февраля 1943-го, с наступлением темноты, загрузив свой «Бостон» под завязку, поднялся в небо и взял курс на базу немцев, расположенную под Краснодаром. Лечу над облаками, там светлее, и вдруг вижу — навстречу мне «юнкерс». «Ах ты, зараза! — думаю. — Это ж ты нашу базу летишь бомбить!» А поделать ничего не могу — у меня задание, и нарушить его я не имею права. И немец в таком же положении. Пролетели рядом друг с другом, помахали крыльями — мол, чтоб тебя, сволочь парализовало! — и разошлись. Однако приближение «юнкерса» для наших не стало сюрпризом: мой радист передал сведения о его приближении на базу.
В 1944 году, когда становилось ясно, что фашисты терпят поражение, командование предложило Геннадию Пащевскому поступить в московскую академию, на что он дал категорический отказ: «Я должен добить фашистов».
— Этот случай очень характеризует его. Геннадий Анатольевич был сыном своего народа,
В 1947 году он получил приглашение на прием к И.В. Сталину. «Большая-большая зала. Сталин сидел посредине широкого, богато накрытого стола. Впечатление произвели официантки: они, как ласточки, то и дело подлетали к столу и меняли блюда», — Жанна Витальевна передает нам слово в слово рассказ супруга.
В 1948 году летчика отправили на полигон в Семипалатинск, где в 1949 году произошло испытание первой атомной бомбы. В зоне взрыва он находился до 1952 года. Лишь спустя полвека, когда рассекретили документы, герой получил за это орден Мужества.
Свой последний боевой вылет он совершил в ночь с 27 на 28 апреля 1945 года — на бомбардировку Берлина. После войны ветеран прослужил еще 20 лет в рядах Военно-воздушных сил СССР, выполняя важные правительственные задания. Уволившись в 1961 году из армии, Геннадий Пащевский активно участвовал в общественной жизни Краснодара и края, был бессменным руководителем совета ветеранов Центрального округа. В 2013 году он получил звание «Почетный гражданин города Краснодара и Тахтамукайского района». Всего, за заслуги в военное и мирное время, летчик награжден восемью орденами и более чем тридцатью медалями.

Патриот, романтик, рифмоплет
В свободное от работы время летчик писал стихотворения.
— Слова в рифму складывались у него по каждому случаю. Например, однажды супруг лежал в госпитале и увидел голубку на окне. Так родилось очередное стихотворение. Он был романтиком — на него все производило впечатление,
В 2008 году Геннадий Анатольевич выпустил книгу «Ночные бомбардировщики выходят на цель». Ветеран задумывал ее еще в 80-х годах. На обложке — тот самый американский бомбардировщик «бостон», на котором полковник совершал свои боевые вылеты. Рассказ от первого лица о битве советских летчиков за кубанское небо пробыл в стадии черновика около 20 лет… Тогда объем книги был гораздо больше, но печатать согласились только при условии, что ее сократят до минимума. Из всего пути, пройденного вместе с полком за годы войны, осталась только история о боях на Кубани.
— Поставили на очередь в типографии. Однако пока время подошло, Советский Союз развалился. За издание книги нужно было заплатить 6 тысяч. Откуда у меня тогда такие деньги?
Геннадий Пащевский умер 20 июля 2013 года в Краснодаре. Предан земле на Аллее почетных захоронений Славянского кладбища Краснодара. На памятнике высечены строки из его стихотворения:
Летчики стремятся лишь к своей мечте.
Там, с высот широких, виден шар земной,
Как же все прекрасно на земле родной!
Таким был наш соотечественник, который во имя нашего спасения и любви к Родине, неоднократно жертвовал собственной жизнью в непроглядные страшные ночи 1942-1945 годов.