Зависим от «нечего делать»

— Ирина Викторовна, расскажите, кто из подростков находится в зоне риска? И каковы причины начала употребления наркотических веществ?

— До пандемии наш центр провел статистический опрос среди старшеклассников, студентов колледжей и вузов. Это был анонимный опрос (просили указать только пол и возраст), где были, например, такие вопросы: «Когда вы попробовали наркотики?», «Пробовали ли вообще?» и др. Там же перечислялись варианты ответов. Потом мы обработали анкеты. Как выяснилось,  в основном подростки «знакомились» с наркотиками летом, во время каникул, тогда, когда им было «нечего делать; когда «кто-то из друзей предложил»; «из любопытства».

По словам Ирины Бабкиной, в зоне риска  больше всего подростков, у которых в семье нет взаимопонимания: душевного, глубокого контакта с родными,  тех, кто сам себе предоставлен и у кого нет каких-то обязанностей перед семьей (не обременен домашней работой, например), увлечений.

— Когда подросток, ощущающий себя неудачливым, аутсайдером, попадает в какую-то группу, чтобы не стать в ней белой вороной и влиться в новый круг общения, он соглашается на разные авантюры, например, пробует запрещенные вещества. Эти дети не могут адаптироваться в коммуникациях, поэтому идут на любые контакты, даже с деструктивными личностями или с ребятами, которые им не особо нравятся.  Чтобы быть в контакте, они могут поддаться на любые предложения.

Начинается все с сигарет

— А есть ли подростки, которые точно могут избежать такого неприятного опыта, как наркотики?

— Есть. И в первую очередь мы говорим о тех, кто занимается спортом, у кого есть какие-то убеждения. Все идет из семьи, она  образец поведения. Если, например, отец курит (никотин — это тоже своего рода наркотик), а сам говорит ребенку, что это очень вредно, конечно, тот ему не верит, потому что поведение отца противоположно его словам. А когда семья ведет здоровый образ жизни и у них хороший контакт с детьми, то последние с детства привыкают к ЗОЖ и  уважению в семье, для них родители — авторитет, их слово — закон. Такие ребята не только не станут пробовать наркотики, они даже в компанию, которая может им это предложить, вряд ли попадут: уж очень разные у них увлечения и цели в жизни. Когда же такого образца  нет, это уже косвенная группа риска, потому что дети по своей природе любопытны.

— Вообще, как появляется зависимость?

— Начинают, как правило, с простых сигарет, а дальше присоединяется марихуана. Почему-то у нас очень многие подростки убеждены, что это растение безвредно. И даже приводят в пример, что в Европе она легализирована, а вот у нас нет… При этом эти ребята даже не подозревают, как это наркотическое растение разрушает психику: самые тяжелые шизофренические психозы дает именно марихуана.

Сегодня, по словам Ирины Бабкиной, подростки начинают употребление с синтетических веществ, например, с мефедрона. Он вызывает сильное привыкание. Когда его пробуют, испытывают подъем настроения, видят различные галлюцинации. И после человек уже не может испытать таких же ощущений, поэтому мозг хочет вернуться к этому снова. Зависимость фактически появляется со второго-третьего приема.

Например, как-то раз ко мне пришел мальчик после реабилитационного центра, мы с ним разговаривали, и я спросила о его планах на будущее. На что он мне ответил: «Хотите честно, Ирина Викторовна? Мефедрона хочу». Вот такая сильная тяга и непреодолимая потребность,

— делится историей психолог.

Волшебное «нет»

— Как вообще определить, что ребенок что-то принимает?

— Те, кто начинает употреблять, даже никотин, становятся патологически лживыми: выкручиваются из разных ситуаций, начинают что-то придумывать, воровать деньги и т.д. Внимательные родители всегда заметят изменения в своем ребенке. Например, то, что он часто закрывается в своей комнате, поздно возвращается домой или становится безучастным в семейной жизни. Поэтому важно обратить внимание на такие моменты.

— А как ребенку правильно ответить «нет» на предложение попробовать?

— Я всегда говорю подросткам: чтобы не стать зависимым, нужно пользоваться  волшебным словом «нет»: «нет, я не могу»; «нет, я не хочу»; «нет, я не буду». Ведь по факту это яд. Мы же не пробуем крысиный яд на вкус с мыслями: а вдруг понравится? Наркотик — это тоже неприемлемая, невозможная для употребления субстанция. Поэтому это нужно прививать и говорить всем с самого детства. А также категорически отказываться от употребления, в какой бы форме ни предлагали.

— Кто может помочь выбраться людям, которые в свое время не воспользовались волшебным словом и попали в ловушку зависимости? К кому следует обратиться за помощью?

— Только к специалистам.  У нас для этого существуют наркологи. Для начала, если страшно идти сразу к нему, можно обратиться к медицинскому психологу для мотивации, чтобы зависимому сняли тревогу, убедили в том, что нужно лечиться. А лучше сразу  в специализированное учреждение, и чем быстрее, тем лучше. Возможность есть всегда, было бы у человека желание преодолеть эту пагубную зависимость, фактически  болезнь.

Ранее специалисты рассказывали, как понять, что ребенок употребляет наркотики.