Фото: Дарья Паращенко, «Краснодарские известия»

Патриарх краеведения, радетель родной старины, подвижник в деле сохранения исторической памяти — это все об Анатолии Красненко, чей 115-летний юбилей мы отметили 7 апреля.

Память была потрясающая

Но мало кто сегодня помнит, что благодаря его усилиям в Краснодаре было сохранено Всесвятское кладбище, он спас от сноса архитектурные шедевры города: дома Фотиади, Шкуропатского, Лихацкого. Вместе с писателем Виктором Лихоносовым краевед отстоял дом Пятаковой на Базарной, где жил основатель Екатеринодарской картинной галереи
Ф.А. Коваленко.

— Он знал город, любил его улицы, старые дома, знал биографии и любопытные факты из истории екатеринодарских семей: Фотиади, Богарсуковых, Губкиных. Музей Фелицына, где в 70-е — 90-е годы я заведовала дореволюционным отделом, очень дружил с Анатолием Алексеевичем. Мы по его предложению на базе нашего отдела создали Клуб любителей городской старины. Красненко стал его почетным руководителем. Он предлагал темы, приглашал старожилов, которые еще помнили Екатеринодар, мог провести по любому адресу. Память у него была потрясающая: до конца своих дней он прекрасно помнил мелкие подробности из жизни старых екатеринодарцев, какие-то комичные случаи, которые случались в ресторанах, на концертах, — из рассказов родителей. Много интересного он поведал Виктору Лихоносову, с которым дружил, и эти эпизоды потом вошли в книги писателя,
— рассказала заслуженный работник культуры Кубани Наталия Корсакова.

В 80-е годы его очень волновало уничтожение памятников архитектуры. Он ходил в газеты, рассказывал о людях, которые там жили, стремился сохранить все исторические детали: кованые козырьки, крылечки, ступеньки. Своими идеями сумел увлечь известного архитектора профессора Александра Титова. Они подружились и вместе написали много статей по сохранению историко-культурного наследия.

Более 50 лет Анатолий Алексеевич являлся общественным корреспондентом краевых и городских газет, автором многих актуальных публикаций: «Когда благоустроится центр», «Южные ворота Краснодара выглядят невзрачно», «Спасти исторический центр», «Забытые погосты».

Его публикации всегда вызывали бурные обсуждения. В январе 1983 года в рубрике «Трибуна мнений» газета «Советская Кубань» опубликовала его статью «Лицо города», положившую начало жаркой дискуссии о проблемах градостроительства. В числе просчетов назывались долгострои — здания, строившиеся 12-15 лет, и прежде всего — недостаточное внимание центру города, который не стал таким, каким его хотели видеть, поскольку приоритет был отдан строительству окраин. За полгода редакция «Советской Кубани» получила 222 письма на эту тему.

Анатолий Красненко

С болью и возмущением пишет Анатолий Красненко в 1983 году о бездумной реконструкции парка Горького (ныне Городского сада):

«…О том, что организаторов застройки города мало интересует мнение общественности, говорит и факт обрезания старого, любимого горожанами парка им. Горького. Его не только лишили резервной территории и выхода к реке, но и наглухо закрыли от Кубани производственными корпусами. Больше того, у парка отрезали всю восточную часть и северо-восточный угол. Снесли летний кинотеатр «Салют» и за счет резкого сокращения древесной зоны и цветников возвели здание ДСО «Спартак», проложили автомобильные дороги и троллейбусную линию. И теперь от тенистого нарядного парка осталось одно лишь воспоминание. Волею зодчих он превратился в заурядный душный сквер, подогреваемый летом множеством бетонных аллей и дорожек…»

Неблагодарная миссия

Такое бескомпромиссное отношение к сохранению старины зачастую не встречало понимания у тех, кто принимал решения.

-Уж как хотите судите, но истина в том, что быть краеведом непочетно, неприбыльно, а весьма хлопотно… он смеет спорить с архитекторами, дерзко стучится в двери властных кабинетов, пишет в газету, требуя что-то сохранить, не уродовать, отреставрировать,
— напишет в своей статье, посвященной краеведу, журналист Владислав Филимонов.

Наталия Корсакова рассказала, что в начале 80-х наше Всесвятское кладбище попало под снос. Это было решение горисполкома, по которому на старинном кладбище намеревались сохранить только памятники партийных деятелей и участников Гражданской и Великой Отечественной войн.

Фото: Денис Яковлев,

Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»
false

Красненко в своем очерке «Забытые погосты» писал: «Как же так, разве мы не имеем права сохранить могилы наших родителей? Разве они не являютс частью истории города?» Чтобы спасти Всесвятское кладбище, он написал в очень влиятельную тогда газету «Советская культура», и ее публикация поставила точку в этом вопросе, кладбище было спасено.

Анатолий Красненко был одним из разработчиков Программы сохранения культурного наследия Кубани. Эта программа не утратила своего значения и сейчас. С рассказом о ее значимости Анатолий Алексеевич выступал, где только мог: и в газетах, и на радио, и на телевидении.

— Тогда на местном телевидении была чудесная передача «Мой край родной». Анатолий Алексеевич частенько принимал в ней участие: много рассказывал, показывал архивные фото. Как эксперта его часто привлекали к консультациям по вопросам исторического наследия, и не только в Краснодаре, но и в Ростове, других городах. Как к депутату горсовета к нему часто обращались рядовые краснодарцы со своими житейскими проблемами. Он много пережил, но оставался при этом очень открытым, доброжелательным, отзывчивым человеком, любимцем в нашем музейном сообществе, среди краеведов, его всегда с нетерпением ждали в краевом госархиве,
— продолжает Корсакова.
— Я видел его несколько раз — он приходил к нам на топонимическую комиссию. Тогда ему было уже под 90, но при этом оставался ясный ум, твердая память, он хорошо помнил детали своего детства и юности, прекрасно владел русской речью, четко излагал свои мысли. Видно было, что он не просто что-то где-то прочитал об истории Екатеринодара — нет, сам был участником многих событий тех лет, был знаком с людьми, о которых мы знаем только по учебникам или из энциклопедий,
 — рассказал замруководителя отдела Госархива Краснодарского края, член топонимической комиссии Сергей Самовтор.

Родом с Борзиковской

Анатолий Алексеевич родился в 1908 году в саманном домике, построенном родителями на углу Борзиковской и Базарной (Коммунаров и Орджоникидзе, удивительным образом он сохранился до наших дней). Красненко успел окончить два класса Екатеринодарского реального училища до революции. Его отец, другие родственники трудились на маслобойных заводах Аведовых. Как правило, аведовские рабочие были грамотные люди: интересовались историей, посещали спектакли и концерты, старались повышать квалификацию. На заводе была большая социальная программа: своя больница, поликлиника.

В советское время Красненко работал на нефтепромыслах, в 1932 году окончил военное училище в Новочеркасске, служил в Военно-воздушной академии РККА. В 1936 году окончил Институт советского строительства в Москве. Участник Великой Оте-чественной войны, награжден несколькими медалями, он с 1944 года трудился в Госарбитраже Краснодара, в отделе архитектуры горисполкома и очень активно десятки лет занимался защитой исторического наследия. Его называли «исторической душой» Краснодара, одним из основателей кубанского краеведения.

Годы не брали свое!

В 1997 году 89-летний Анатолий Красненко отправляется на базу археологической экспедиции в станицу Старокорсунскую, чтобы понять, «как же выживает сегодня кубанская археология». Тогда появилась статья «Вдоль по реке времени», в которой Анатолий Алексеевич пишет и об организации таких экспедиций, и об оплате труда их участников, и о невежественности горе-чиновников, которые своей властью решали, кому направить скудные бюджетные средства, выделенные на науку.

— Да, кубанская археология, несмотря ни на что, жива и продолжает работать, работать наперекор обстоятельствам, проявляя подлинный патриотизм и самопожертвование, но надолго ли хватит энтузиазма ученых-бессребреников, не подкрепленного мощным плечом государства? Если мы хотим быть хозяевами нашей земли, давайте по-хозяйски относиться к историческому наследию предков,
— завершает краевед свою статью.

Умер Анатолий Алексеевич Красненко 3 апреля 1999 года. Неоценим его вклад в сохранение культурного наследия региона, но, на наш взгляд, он и недооценен. На доме по ул. Рашпилевской, 125, где многие годы жил краевед, до сих пор нет памятной доски, нет в Краснодаре и улицы, названной в его честь.

Редакция направит официальное письмо в Топонимическую комиссию Краснодара.