Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

Анатолий Емельянович  Краснодар будущего, скажем так, лет через сто, видит по-особенному. Считает, что на перспективу он должен состоять из городов-спутников. Определил пять таких городов вокруг Краснодара — они должны размещаться на осях железных и автомобильных дорог на расстоянии примерно 25-30 км. Это связано с тем, что у Краснодара не осталось земли, на которой он может развиваться.

По поводу Стратегии развития региона до 2030 года и плана развития в ней Краснодарской агломерации сказал так:

— Я считаю, должно быть иначе. Во-первых, агломерация — это территория города, а не примкнувшие к нему районы. Краевой центр ведь не будет заниматься застройкой и развитием Динского или Северского района.А вот создать на расстоянии 25 км городские образования — небольшие, на 150-200 тыс. жителей, и соединить их транспортными путями с городом — вот это и есть агломерация.Во-вторых, начинать застройку этих спутников нужно с промышленности, чтобы там появились рабочие места. Сегодня в Краснодаре невозможно найти свободные земли под предприятия, поэтому надо расширяться на 25 км, определяя для этого общую программу комплексного развития.

Чтобы добраться в Краснодар из примыкающих к нему городских образований, следует построить автомобильный путепровод, там, где проходят железнодорожные пути, считает Анатолий Емельянович. Тогда, заезжая в город, водитель не попадал бы в сеть улиц, двигаясь неизвестно как, а заезжал бы на путепровод и потом съезжал там, где ему нужно.

— Это так называемый проект «Три луча», который мы в 1988 году заложили в транспортную схему с первым мэром Краснодара Валерием Самойленко. Но сейчас этих «лучей» должно быть уже пять,
— считает бывший архитектор.

Анатолий Емельянович Мокроусов, бывший главный архитектор Краснодарского края. Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

Автомобильные «дороги-лучи» над железными дорогами Анатолий Мокроусов предлагает провести по направлению к Новороссийску, Горячему Ключу, на Тихорецк, Кропоткин и Тимашевск. А над краевым центром сформировать автомобильное кольцо. И соединить центр с этими городами-спутниками. Таким образом будет создана наша городская агломерация — транспортная, жилая, промышленная, строительная.

Поэтому Стратегия развития Краснодара должна быть рассчитана на 100 лет. Потому что сделать пять городов-спутников — с промышленностью, жильем — на это действительно потребуется 100 лет.

Ничего не надо придумывать — нужно сделать так, как Москва: поднимать автомобильные дороги над городом. Это, кстати, мировая тенденция.И таким образом мы решим проблему железной дороги, которая рассекает город — проходим над ней и создаем единую транспортную систему. Если мы запустим это кольцо над железными дорогами и будем выезжать из центра в направлении городов-спутников скоростными электробусами, то создадим практически надземное метро — и в городе, и в городах-спутниках,
— резюмировал Анатолий Мокроусов.