Моему прадеду Александру Александровичу Зимину было всего 15 лет, когда фашисты захватили его родной город — Минеральные Воды. Оккупанты не церемонились с мирным населением, отличались жестокостью и изощренными издевательствами. Ради потехи немецкий водитель намеренно сбил и переехал прадедушку. Чудом он остался жив.

Попал на войну с Японией

После освобождения Ставрополья по малолетству деда не взяли на фронт. Его время настало в 1945 году, во время войны с милитаристской Японией.

Говорить о том периоде Александр Александрович не любил. Каждый раз, когда он вспоминал те ужасные, кровавые картины боев, его глаза начинали слезиться. Однажды он рассказал нам, как самураи, увидев высаживающихся на берег русских матросов, сделали себе харакири. Среди японского населения ходил слух (явно распускаемый японским же командованием с целью, чтобы местные сражались еще отчаяннее), что наши воины очень страшные и жестокие. Зверства, которых японцы ожидали от русских, заставляли их не раздумывая выпускать себе кишки. Они предпочитали смерть страху. Это было одно из самых жутких зрелищ, говорил прадедушка.

Александр Александрович всегда с особым теплом отзывался о своих боевых товарищах. На корабле у них была дружеская обстановка. На одном берегу к ним прибился медвежонок, которого сразу же полюбили все матросы и взяли к себе на борт. Но вскоре поступил приказ оставить Топтыгина на суше. Тогда бойцы решили устроить ему прощальный праздник и закармливали его рыбой и икрой — этого добра было в достатке. Расставаться с медвежонком, к которому все прикипели душой, всем было тяжело. Но дикий зверь должен жить в лесу и добывать себе пищу сам.

В Японии русским матросам понравилась местная кухня. Как-то они поинтересовались, из чего же готовят такие сытные и вкусные блюда. Когда им объяснили, что все это время они ели запеченных кузнечиков, змей и прочих гадов, многие попытались вызвать у себя рвоту и в дальнейшем отказывались от японских яств. Чтобы бойцы не заболели от голода, поступил приказ командования, который строго запрещал спрашивать о содержимом блюд. С тех пор никто не знал, чем их кормят.

23 августа 1945 года войскам 1-го Дальневосточного фронта, в том числе моему деду, была объявлена благодарность за отличные боевые действия.  А через неделю Александра Александровича удостоили медали за победу над Японией.

Арт-объект для любимой внучки

По окончании службы прадедушка вернулся домой. В свободное время дед любил читать, особенно своей дочери Людмиле. Когда он уставал, просил ее  саму почитать ему. Так он привил ей любовь к чтению. Однажды был случай, когда дед спас свою дочку на реке. Он был охотником и рыболовом, поэтому они часто ходили ловить раков. Маленькая девочка решила искупаться, попала в омут и стала тонуть. Это заметила ее подружка и побежала за дедом. Он тут же бросился на помощь. Спасти кого-то из омута и не утонуть самому практически невозможно. Но дед справился. Все остались живы. За то, что мамина подружка вовремя сообщила о беде, Александр Александрович подарил ей самого большого рака, которого он тогда поймал.

Чуть позже у прадеда родилась внучка Ольга — моя мама. И ее он полюбил так, как только дедушки умеют любить своих внуков. Дед носился с внучкой везде, читал книжки, учил играть в шашки и шахматы. Именно с ним у Оли открылся «дар». Всегда во время прогулок с дедом она находила какую-то монету, а то и несколько. Поэтому домой они возвращались «при деньгах». Сначала никто на это не обращал внимания, потом эти ежедневные находки стали вызывать интерес, а когда уже все привыкли, то стали воспринимать Олины находки как сами собой разумеющиеся. Внучка отдавала монетки деду, а он показывал ей за это фокусы. Но с его смертью монетки больше не находились, и подросшая Оля поняла, что дедушка подкидывал их ей специально, чтобы порадовать ребенка.

Маме разрешалось все. Однажды дед очень устал и хотел спать, а внучка собиралась сделать ему йодистую сетку. Однако йода в доме не оказалось, и дед позволил ей использовать зеленку. Пока он спал, девочка разукрасила ему спину, потом матросские наколки на руках, а затем добралась до лица. Когда дед открыл глаза, хохотал до слез, глядя на себя в зеркало. Зеленка не отмывалась, и он несколько дней выходил на улицу в таком виде. Соседи смеялись, а он с гордостью отвечал, что внучка его решила украсить.

Александра Александровича уже нет в живых, но эти теплые воспоминания всегда с нами.

Хочу рассказать. Подвиг повара

Прадедушка автора «КИ» Юлии Болотиной прошел через всю войну. И хотя его местом службы была полевая кухня, отличался большой силой духа и мужеством.

Когда началась Великая Отечественная война, мой прапрадед, Василий Стефанович Кривцов, был обычным поваром, жил в станице Ярославской Краснодарского края. В 1941 году его призвали в армию и отправили на фронт. Обычно, если спросить у людей, какая профессия на войне главнее, вам, скорее всего, перечислят воинские специальности: сапер, минер, артиллерист, танкист… Но были люди, которые своей отвагой и мужеством ничуть не уступали им. Таким человеком был мой прапрадед Василий Стефанович. Эта история о том, как обычный человек может стать героем, не только обеспечивая воинское подразделение пищей, но и приходя на помощь в любой момент.

Мой прадедушка (для простоты уберу одну приставку «пра») был поваром. Под обстрелом и в условиях постоянной угрозы он готовил еду для бойцов, заботясь о том, чтобы даже в условиях передовой они получали полноценную питательную пищу, способную поддержать их силы и боевой дух.

Итак, он был поваром. Его дело — щи да каша. Но однажды, когда их подразделение попало в засаду и начался огневой обстрел, он не раздумывая выбежал на поле боя, чтобы спасти раненого сослуживца. Под свист пуль прадед добрался до раненого и вытащил его, несмотря на риск для собственной жизни. Получил ранение в плечо, но свою ношу не бросил. Нес бойца, взвалив его себе на спину.

Прадедушка трижды был ранен. Дошел со своей частью до Германии, где и встретил Победу. Был награжден медалями «За отвагу», «За победу над Германией» и другими.

После войны переехал в  Майкоп и продолжил работать поваром в школьной столовой, где и познакомился со своей будущей женой Матреной Илларионовной. Умер в 1989 году.

Думаю, не обязательно иметь определенный чин и призвание, чтобы быть героем на войне. Гораздо важнее оставаться человеком и служить своей Родине.

Поздравляем! Всю жизнь посвятила своим ученикам

9 августа свой 85-летний юбилей отметит Валентина Константиновна Гуторова, много лет проработавшая помощником председателя Западного окружного Совета ветеранов. О своем товарище рассказывает автор «КИ» Николай Будянский.

По сей день мы с ней принимаем участие в военно-патриотической работе в школах и детских садах. Рассказываем о тяжелых периодах Великой Отечественной войны, о подвигах героев Краснодара, о самом городе и его оккупации. Под руководством Валентины Константиновны мы выступили перед детьми почти во всех школах и детских садах Западного округа, спасибо ей за это.

Валентина Гуторова родилась в ст. Советской Краснодарского края, работала учителем русского и литературы много лет. Ветеран труда, помощник председателя Западного окружного Совета ветеранов. Ее мама Анна Федоровна была учителем начальных классов, ветераном труда. Отец Константин Иванович — участник Великой Отечественной войны, награжден многими орденами и медалями. Они обрадовались решению дочки пойти по стопам мамы. Все годы преподавания в школе Валентина Константиновна отдавала детям: любила их, прививала им любовь к Родине, учила быть патриотами.

Сама она пережила оккупацию своей станицы. Вечно прятались в погребах, сараях, рощах. В маленькой хате-мазанке с завалинками вместо фундамента и соломенной крышей они сидели тихо, не смея подать голос, а тем более зажечь лучину.

— Пол наш был земляной, — рассказывает Валентина Константиновна, — болели, боялись всего, даже друг друга в станице, чтобы не выдали. Немцы, а особенно румыны, издевались над мирными людьми. Очень-очень тяжелая жизнь была в 1942-м.

От имени моей семьи поздравляю Валентину Константиновну с юбилеем! Желаем крепкого здоровья, оптимизма и выздоровления. Удачи вам, Валентина Константиновна! Берегите себя!