Изменения в составе воздуха зафиксировали также на проспекте Чекистов и ул. Постовой. Об этом сообщил МКУ «Центр озеленения и экологии» города.

Замеры каждые двадцать минут

За тем, что вдыхают жители разных уголков Краснодара, следят четыре стационарных поста контроля загрязнения атмосферного воздуха. Они работают в непрерывном режиме и каждые двадцать минут производят замеры. Их результаты анализируют специалисты.

Расположены контролеры в наиболее оживленных с точки зрения транспортной развязки местах — это центр города, микрорайон Фестивальный, Юбилейный и район ул. 40-летия Победы. Не трудно догадаться, что ложкой дегтя в вопросе качества воздуха являются, прежде всего, выхлопные газы. К примеру, ул. Атарбекова — главное связующее звено всего Фестивального. Здесь курсирует более двадцати маршрутов, а недалеко — конечная остановка автобусов. Та же история и с «сорокалеткой». Эта улица ведет сразу в несколько крупных микрорайонов, включая Восточно-Кругликовский, ЗИП, Музыкальный и Губернский.

— Разумеется, от транспортной насыщенности в первую очередь страдает воздух на территории магистральных улиц и в местах скопления автомобилей — это паркинги возле супермаркетов, ТЦ. В частном секторе количество вредных веществ наверняка будет ниже,

— рассуждает урбанист, автор проекта «Городист» Мирослав Гриценко.

Кроме того, по словам директора МКУ «Центр озеленения и экологии» Евгения Вечёрки, посты контроля загрязнения воздуха, как правило, оборудованы вблизи светофорных объектов, где транспорт не только проезжает большим потоком, но и простаивает в ожидании зеленого сигнала.

— Отсюда преобладание метана и угарного газа. Что касается превышения в 2,8 раз нормы сероводорода на улицах краевой столицы, то здесь причина кроется в работе очистных сооружений и канализационных стоков. Способствует обилию этого элемента в воздухе и безветренная погода,

— отмечает Евгений Александрович.

Выглядывать из окна в противогазе

Высокая концентрация оксида углерода, помимо прочего, вызвана и процессами горения растительных отходов на полях. О дымке и запахе гари, которыми ознаменовалось начало октября, сообщают жители разных районов Краснодара.

— Невозможно открыть окна — все заволокло смогом!

— жалуются они в соцсетях.

В МЧС Кубани пояснили, что причиной задымления могло стать плановое выжигание растительности в станице Марьянской. В ведомстве уточнили, что подразделения контролировали процесс в целях обеспечения безопасности и недопущения распространения огня на близлежащие территории.

— Сжигают, по всей вероятности, рисовую солому, остатки кукурузы или подсолнечника. В любом случае этот процесс наносит вред окружающей среде и здоровью человека. В воздухе повышается содержание многих вредных веществ, в числе которых оксиды и диоксиды углерода. Уберечь от них может только противогаз, поскольку эти частицы очень мелкие и легко проникают через респираторы и тем более медицинские маски,

— рассказал член экологического совета при губернаторе Кубани Вениамин Голубитченко.

Городская электричка и велосипед

Сжигание растительности на полях сельскохозяйственного края, в частности, рисовой соломы — процедура, которая стала уже давно традиционной в осенний период. Для рисоводов пал соломы — это самый дешевый способ ее утилизации. Споры о нем длятся уже не один год: сначала его запрещали, затем разрешали с определенными условиями. Тем временем для многих местных этот «аромат» уже стал родным — мол, навеивает мысли о костре в летний вечер и напоминает детство в деревне.

Так или иначе, последнее облако рисового смога уплывет вдаль, и краснодарцы вдохнут полной грудью — тем более что по результатам недавнего исследования, Краснодар вошел в число городов России с самым чистым воздухом.

Специалисты сервиса «Чистое небо» зафиксировали в столице края показатель в 4 и 2 единицы — это лучше, чем в Ростове-на-Дону, Орске, Якутске и Хабаровске. Антилидерами рейтинга стали Барнаул, Калининград, Москва, Кемерово и Новосибирск. Как нашему городу не утратить лидирующие позиции по чистоте воздуха? Урбанисты убеждены — ограничить пользование автомобилем в пользу общественного транспорта и велосипеда.

— А еще в Краснодаре однозначно нужно расширять сеть электротранспорта. И не только при помощи рельсового транспорта, но и за счет продуманной логистики текущих маршрутов: это удобные пересадки, тактовое расписание на загруженных маршрутах. Сильное решение — городская электричка. У этого вида транспорта высокие показатели провозной способности и приличная средняя скорость. Тем более, основная рельсовая инфраструктура уже создана,

— считает Мирослав Гриценко.