361 970 7accd826d3 Краснодарские известия
Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

Отец сказал — отец сделает?

Не так давно вице-спикер Госдумы от «Новых людей» Владислав Даванков заявил, что пришло время разработать закон, который отменит домашние задания для школьников.

— Когда мой сын узнал, что я стал депутатом, сразу попросил написать закон, который отменит «домашку». Сегодня на встрече с родителями Москвы я понял, что время пришло.

Депутат также отметил, что обсудит вопрос отмены домашних заданий на ближайшей встрече с московским департаментом образования и науки.

Коллеги отнеслись к инициативе Даванкова скептически. Председатель комитета по делам материнства, детей и молодежи Госдумы Нина Останина выразила мнение, что юное поколение должно трудиться, а приучить его к этому может только учеба.

Первый зампредседателя комитета Госдумы по просвещению Михаил Берулава также отметил, что самостоятельная работа вырабатывает у детей дисциплину. Этого мнения придерживается и директор лицея №12 Краснодара Наталья Дзюбейло.

— К инициативе отношусь отрицательно. Каждый ребенок должен отработать тот материал, с которым он ознакомился на уроке. Если в школьные часы он что-то не понял или упустил, то без выполнения домашнего задания этот пробел уже не восполнить. Кроме того, оно приучает детей к самостоятельной работе, дисциплинирует.

Депутат добавил, что отмена «домашки» — это мировой опыт, а потому он уверен, что разгрузка детей и учителей пойдет на пользу всем.

Разгрузка — это, безусловно, полезно, но как отмечает депутат Думы Краснодара бывший директор лицея №90 Владимир Белоусов, у этого вопроса две стороны медали.

— Полностью отменять домашнее задание, особенно по отдельным дисциплинам, нельзя. А вообще, домашнее задание, как яд змеи: в ограниченном количестве — это лекарство, но если его слишком много, то возникает проблема перегрузки, стресса. Должно быть чувство меры, адекватные объемы.

Дозировать нагрузку

— Если бы занятие в школе длилось не 40 минут, а 50-60, и этого времени хватало бы на то, чтобы ребенок понял урок, тогда домашнее задание можно было бы и отменить, чему я была бы только рада. Поскольку мне моих мальчишек приходится частенько гонять, чтобы они сели за уроки. Но учитывая нагрузку на педагогов и переполненность школ, это просто невозможно,
— говорит мама учеников 4-го и 8-го классов краснодарской средней школы №104 Анна Дегтярская.

В то, что домашнее задание, как и тот же ЕГЭ, действительно отменят, лично мне, автору этих строк, верится с трудом. Но прав был Шекспир, говоря: «Лишь в чувстве меры истинное благо». Единственная причина, по которой я не любила школу — это объем домашнего задания, особенно в старших классах. Тогда мы тоже учились во вторую смену и просто физически не успевали его выполнять. А ведь еще к ЕГЭ нужно было готовиться и посещать дополнительные занятия.

— Домашнее задание следует сохранить, но оно не должно быть слишком громоздким. Ведь помимо учебы в школе, ребенку важно заниматься спортом, искусством. А на это порой элементарно не хватает времени. Кроме того, домашняя работа должна быть посильной для школьника, поскольку ее цель — не нагрузить, а закрепить пройденный материал,
— уверена мама учеников 9-го и 4-го классов школы №42 Татьяна Егармина.

Ученикам младших классов отнюдь не легче, чем выпускникам. Мой брат пятиклассник приходит из школы, обедает… и до вечера сидит над домашним заданием. Причем не щадят детей и на каникулах — обязательным для прочтения списком литературы «отдых» не ограничивается: детям задают еще задачки по математике и упражнения по русскому. Чтобы не скучали на каникулах.

— Нагрузку нужно дозировать. Да, подкрепить знания, полученные на уроках, самостоятельной работой — важно. Но она не должна отнимать все свободное время школьника, лишая его хобби и отдыха. Да и мотивация усерднее работать в учебное время появится: к примеру, больше выполните за урок, меньше (или совсем ничего) останется на дом,
— поделилась мнением мама учеников 9-го и 6-го классов СОШ №93 Марина Скляренко.

Так или иначе, в стенах учебного заведения дети проводят большую часть своего времени, а потому к ней особые требования. Здоровье и хорошее настроение не менее важно, чем солидный багаж знаний. Вопрос с домашним заданием следует прорабатывать комплексно, учитывая мнения всех участников учебного процесса. Да и предпосылки для перемен в системе школьного образования, по всей видимости, назрели.

А как у них?

Домашнее задание практикуется далеко не везде. Во многих школах Соединенных Штатов оно начинается со средней ступени — с пятого класса, при этом ученики тратят на выполнение всего шесть часов в неделю. В таких странах, как Великобритания, Германия, Швейцария, школьники уделяют самостоятельной работе еще меньше времени — не более трех часов в неделю.

В Японии и Южной Корее «домашку» не задают в начальной школе. Однако азиатские школьники часто получают дополнительные задания в классе и посещают школу в выходные дни. Финляндия, которая занимает лидирующие позиции по качеству образования, разрабатывает индивидуальные учебные планы для каждого ученика, в которых крайне редко предусматривается выполнение домашней работы.

В России согласно нормам СанПиН запрещается задавать домашнее задание первоклассникам. Однако многие учителя игнорируют это ограничение. Подобная ситуация и во Франции, где отмена домашней работы в начальных классах существует только на бумаге.

В нашей стране, кстати, однажды уже отменяли домашнее задание. Сделано это было после революции 1917 года, когда образование стало обязательным для всех: рабочие и крестьяне совмещали учебу с работой и на занятия дома у них просто не оставалось времени.