Каховка. Как только название этого населенного пункта замелькало во фронтовых сводках, в моей памяти всплыли школьные уроки истории. Сегодня это город в Херсонской области, который подвергается обстрелам и бомбежкам со стороны украинской армии, а когда-то — небольшой поселок, которому посвятили знаменитую песню, и целые главы о Великой Отечественной войне в наших учебниках.

«Ты помнишь, товарищ, как вместе сражались?»

Это строки из той самой песни легендарных авторов СССР — Михаила Светлова и Исаака Дунаевского, которая впервые прозвучала в кинофильме «Три товарища» 1935 года. А еще там есть: «Каховка, Каховка, родная винтовка», «Мы — мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути!». Что тут сказать, история ходит по кругу…

В советские времена гадали: почему именно Каховка так прославилась? А потому, что недалеко от нее осенью 1920-го образовался плацдарм, который так и не смог преодолеть барон Врангель, хотя его армия имела английские танки и броневики. А в конце 1943 года оккупированную фашистами Каховку, сломив ожесточенное сопротивление противника, неся большие потери, освободили войска Северо-Западного фронта. В связи с этим поэт Михаил Светлов написал новый вариант своей популярной песни, немного переиначив текст, и песня перестала быть революционной, а стала военной, и ее припев знали все. Вот откуда в моей памяти Каховка.

Сегодня российские военные совершают там новые подвиги, спасая мирных жителей от гибели. Те, в свою очередь, массово эвакуируются в Краснодарский край, в основном в Анапу. Двадцать седьмого октября мы, корреспонденты «КИ», встретили там немало жителей этого города. Все как один твердили: «Когда все закончится, мы вернемся в родную Каховку».

«Кто же знал, что мы доживем до такого?»

Жительницу Каховки с необычным именем Айра Маракасова мы встретили на втором этаже Центра подготовки документов. Такие офисы открыты в нескольких санаториях Анапы, где в эти дни живут наши старые-новые соотечественники. Здесь можно оформить российский паспорт, пенсию, банковские карты и многие другие, необходимые для жизни документы и услуги.

Айра Петровна фотографировалась на паспорт. А мы снимали этот процесс на свой фотоаппарат. После спросили разрешения о публикации. Понимали, что не все готовы к разговору и позированию для газеты. Не обидеть бы ненароком и так настрадавшихся и оставшихся без крова людей.

— Для газеты? Можно, конечно. Я ничего не боюсь. Отбоялась свое, — с улыбкой одобрила женщина.

Айра Петровна родилась в РФ, но 48 лет назад вышла замуж и переехала на родину мужа. Сейчас, в 72 года, ей снова пришлось вставать с обжитого места.

— Раньше ведь границ не существовало. Мы были единым народом. Играли свадьбы, крестили детей, провожали стариков в последний путь. Дружили все. Все хорошо, в общем, у нас было. Кто же знал, что доживем до такого?

Муж нашей героини остался в Каховке охранять имущество. Правда, неизвестно, долго ли он продержится. Обстрелы Херсона и области продолжаются, как и эвакуация жителей.

— Я решение уехать приняла быстро. Что тут долго размышлять? Не могу передать, как это страшно: взрывы над головой, стекла дрожат. Эмоции зашкаливают. Но при первой же возможности, конечно, вернусь домой. Многие наши надеются, что все обойдется, разрешится, закончится и крыша над головой останется. Мы все надеемся.

«Мы не коллаборанты, мы домой вернулись!»

— Сразу хочу сказать спасибо волонтерам. С первых минут, как мы здесь, они о нас заботятся. Все очень культурно организовано. Мы плачем оттого, что столько внимания к нам. Если только появится у меня возможность, сама пойду в волонтеры. Сейчас в столовой помогаю. Попросили, я сразу откликнулась. Кстати, за эту помощь мне еще и платят, хотя я и бесплатно работала бы. А так, энергии у меня, несмотря на возраст, еще много — я должна двигаться, чем-то заниматься. Такая натура.

Айра Петровна в свое время окончила Ленинградский строительный техникум, работала мастером, инженером, инспектором в Госстрахе. Трудовой стаж — 41 год.

— Мы своему городу всю жизнь отдали, любили его, работали, не ленились. А когда начались военные действия, от властей Украины только и слышали: «Выезжайте в Европу. Если остаетесь — вы коллаборанты, предатели». У меня, когда принимала решение об эвакуации, не было ни малейших колебаний: только в Россию! Я здесь родилась, получила бесплатное образование, на лечение в Россию ездила. Все родственники похоронены здесь.

По мнению женщины, разделение общества на своих и чужих — это так же страшно, как и обстрелы.

— Моя вчерашняя подруга оказалась по ту сторону. Она меня не понимает, а ведь 44 года дружили! Я ее прощаю, может, она, взвесив все за и против, поймет, что в нас стреляет не Москва — это Киев пускает в нашу сторону ракеты. Российские же солдаты сбивают эти ракеты, чтобы они не падали на мирных жителей, защищают нашу землю. Я — за мир. И мне жаль людей, которые до сих пор не понимают, что мы все — один народ.

Текст: Лилия Матонина