Провела совещание председатель городской Думы Краснодара Вера Галушко. В работе депутатов принял участие вице-мэр Владимир Архипов.

Концессия «Запад». Что сделано?

Без преувеличения, новые трамвайные линии городу жизненно необходимы, их ждут десятки  тысяч краснодарцев. Об этом они говорят на личных приемах депутатов, обращаются к ним в приемные, чтобы узнать, когда в их район проведут пути.

Не секрет, что трамвай — один из вариантов решения заторов на переполненных дорогах. Чтобы узнать, как продвигается концессионное соглашение по строительству трамвайной линии в сторону Западного обхода, депутаты вынесли этот вопрос на очередное еженедельное совещание. Первый докладчик, директор департамента транспорта и дорожного хозяйства Андрей Белугин, доложил о выполненной работе и перспективах.

Согласно условиям концессионного соглашения, в период с 2022 по 2026 год концессионер обязан построить трамвайные линии общей протяженностью 35,6 км. Работы предполагают четыре этапа. Первый этап выполнен: построен новый участок протяженностью 200 метров на пересечении улиц Московской и Красных Зорь, а также проведена реконструкция существующих путей протяженностью 1,2 км. 

Второй этап предполагает строительство трамвайной линии на ул. им. Толбухина (от Западного трамвайного депо) до ЖК «Немецкая деревня» протяженностью 14,6 км.

Третий этап — трамвайная линия от ЖК «Немецкая деревня» до спортивного комплекса «Баскет-холл» протяженностью 11,2 км.

И четвертый этап — трамвайная линия от спортивного комплекса «Баскет-холл» до ул. Московской протяженностью 9,6 км, — рассказал Андрей Белугин.

Он подробно остановился на каждом. Так, сейчас полным ходом идет реализация второго этапа, который разбит на два направления. Первое — строительство ветки от ул. Толбухина до ул. Красных Партизан. На сегодняшний день получено положительное заключение экспертизы на техническую часть (зона ответственности концессионера — компании «Синара-ГТР Краснодар»).

Второе направление — это участок, который пойдет от пересечения улиц Круговой и Красных Партизан до Немецкой деревни. Он самый сложный, потому что здесь также предполагается частичная реконструкция улицы Красных Партизан и полная реконструкция  всего Западного обхода, в результате которой планируют построить шесть полос для движения автотранспорта, трамвайная линия будет проложена посередине (как на ул. Ставропольской). Протяженность обновленного участка составит почти 5 км — от ТЦ «Лента» до КП «Немецкая деревня». Помимо реконструкции проезжей части, будет выполнено строительство тротуаров, сетей уличного освещения и ливневой канализации, установка соответствующих технических средств организации дорожного движения.

Что касается выполнения своих обязательств концессионером, сейчас разрабатывается документация по планировке территории (ДПТ) и строительство ветки от кольца «Ленты» (пересечение ул. Красных Партизан на Западном обходе) и до Немецкой деревни. Представители «Синары-ГТР Краснодар» обещают завершить разработку ДПТ до середины февраля текущего года. До июля документы должны утвердить. Это даст возможность начинать выкуп земельных участков до формирования данного участка дороги. Работы по укладке трамвайных линий и ремонту автодороги будут идти параллельно,

— отметил Андрей Белугин.
Фото: «Краснодарские известия»

Восточное направление. Есть перспектива?

Помимо процессов, происходящих на западном направлении, депутатов волновала судьба и восточной части города. Депутат Алексей Волощук от имени своих избирателей попросил рассказать о перспективах трамвайного транспорта в микрорайонах Гидростроителей и Восточно-Кругликовском.

Андрей Белугин пояснил, что концессия «Восток» не была заключена. Но строительство трамвайной ветки в микрорайон Гидростроителей все равно планируется. Предположительно, полотно пойдет по улицам им. Мачуги, Автолюбителей, им. Невкипелого до пересечения с ул. им. Снесарева. Планируется строительство трамвайного полотна протяженностью 2,6 км (в двухпутном исполнении), обустройство семи новых остановочных пунктов, реконструкцию дорог по улицам им. Мачуги, Автолюбителей, им. Невкипелого с увеличением до 4 полос движения по улицам Автолюбителей и им. Невкипелого, а также реконструкция существующего подземного пешеходного перехода по ул. им. Мачуги в районе остановочного пункта «ТЭЦ».

Для того чтобы проложить эту трамвайную линию, нужно изъять около 40 земельных участков и объектов капитального строительства (точное количество будет известно в ходе разработки проектной документации и корректировки планировочной документации).

В настоящее время ведется сбор исходных данных, идут инженерно-геодезические изыскания. Разработать и утвердить проект планировки территории планируется во втором квартале 2024 года.

Присутствующий на планерке Игорь Васильев, генеральный директор ООО «Синара-Городские транспортные решения Краснодар», как представитель концессионера также рассказал депутатам о проделанной работе. Предприятие планирует  в рамках концессии приобрести 100 трамваев. Комиссионно делегация выезжала на завод-изготовитель, посмотрели весь процесс выпуска, составили графики поставки.

Вопросы, которые задавали депутаты, касались самых разных моментов: строительства трамвайной ветки и реконструкции автомобильных дорог, комфорта новых вагонов, проектирования, финансирования работ. На все это они получили исчерпывающие ответы от руководителей профильных ведомств и представителя концессионера.

Подытожила обсуждение спикер гордумы:

Сегодня в Краснодаре ведется беспрецедентное строительство. Это касается всех направлений: жилья, социальных объектов, дорог и трамвайных линий. Работа начата, впереди — сложные, трудозатратные этапы, которые потребуют и большого финансового вливания, и грамотного подхода к проектированию. Оптимизм концессионера внушает надежду, что город получит 35 км новых трамвайных путей. Администрация города со своей стороны должна сделать все возможное, чтобы ускорить процессы, которые зависят от местной власти,

— сказала Вера Галушко.

Машин больше — значит, и нагрузка на дороги возрастает

Вторым вопросом планерки стало обсуждение мероприятий по  проведению ямочного ремонта городских дорог. Директор департамента транспорта и дорожного хозяйства Андрей Белугин напомнил, что протяженность автомобильных дорог в Краснодаре — почти 1782  км (общее количество дорог — 2070), из них в асфальтобетонном исполнении — 1003  км, в гравийном — 703 км.

В прошлом году было заключено три муниципальных контракта на сумму почти 1,1 млрд рублей, что составило 31,2% от нормативной потребности, удалось выполнить ямочный ремонт асфальтобетонного покрытия на 307 участках и гравийного покрытия на 161 участке.

В 2024 году ямочный ремонт асфальтобетонного покрытия проезжей части дорог планируют выполнить на 52 участках, гравийного — на 36 участках. Для содержания дорог в 2024 году предусмотрено всего 730 млн рублей, что составляет 16,3% от нормативной потребности.

Дорожная тема всегда вызывает острое обсуждение, у каждого депутата есть целый список мест, где необходим ремонт. Как отметила спикер гордумы, люди порой обращаются несколько лет, чтобы отремонтировали какой-либо участок в округе.

Мы все понимаем, что объем дорожных работ зависит от финансирования, однако надо находить пути решения — мы должны делать все для того, чтобы краснодарцы жили в комфортных условиях. Считаю, что в план работ дорожных служб в том числе нужно включать те участки дорог, с просьбой о ремонте которых люди приходят к депутатам. Структурным подразделениям администрации необходимо учитывать эти обращения при планировании своей работы,

— сказала в завершение совещания Вера Галушко.

Компетентно

Вера Галушко, председатель городской Думы Краснодара:

Трамвайный транспорт сегодня является единственной действенной мерой в решении проблемы заторов на дорогах. Многие, кто пользуется трамваем, отмечают, что путь от дома до работы преодолевают гораздо быстрее, чем на личном или общественном колесном транспорте. Поэтому для Краснодара архиважно как можно скорее получить новые пути, которые соединят западную и восточную части города с центром. Работы по строительству линии в сторону Западного обхода идут, сложности есть, но мы видим, что всеми процессами занимаются профессионалы, которые ответственно заявляют, что Краснодар получит новую трамвайную линию в течение ближайших нескольких лет.

Что касается ямочного ремонта, видим потребность в дополнительном финансировании, будем держать вопрос на контроле. Сегодня настоятельно рекомендовали профильному ведомству включать в перечень участков, где планируется ремонт, заявки от людей, поступающие к депутатам.  

Алексей Волощук, член комитета городской Думы Краснодара по строительству, градостроительной и архитектурной деятельности:

На строительство трамвайной линии в сторону Западного обхода требуется около 30 млрд рублей. Это колоссальные средства, и сам проект очень масштабный. Параллельно будут вестись работы по реконструкции автомобильных дорог. Не останутся без трамвая и жители восточной части города, планы по строительству полотна есть. Депутаты держат этот вопрос на контроле, сегодня предложили создать рабочую группу, чтобы оперативно узнавать обо всех процессах по реализации концессии.

Сергей Арушанян, заместитель председателя, секретарь комитета городской Думы Краснодара по промышленности, транспорту и связи:

Краснодар ежегодно прирастает новыми жителями, это несколько десятков тысяч человек, а значит — увеличивается и поток машин на наших улицах. Так, уже сейчас в городе зарегистрировано более 600 тысяч транспортных средств, а ежедневно на дороги выезжает около 200 тысяч автомобилей. Мы понимаем, что наибольшая концентрация автомобилей приходится на магистральные улицы, а коэффициент загрузки превышает предельный норматив в 2-2,5 раза. Поэтому и средств на содержание дорог требуется гораздо больше, чем в предыдущие годы.