Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

В воскресенье, 15 октября, отмечается День работников дорожного хозяйства. Этот праздник объединяет более 10 тысяч жителей края — проектировщиков, строителей, инженеров, сотрудников предприятий дорожной отрасли. Вот уже несколько лет в Краснодаре перевыполняются планы по ремонту трасс и магистралей, строятся новые тротуары и велодорожки. И сегодня это уже норма, а не исключение из правил.

Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

Круглогодичная работа

Город активно застраивается многоэтажками. Значит, ремонтируя существующие дороги, решая старые проблемы, приходится строить и новые. Начиная с 2018 года в Краснодаре было разработано множество проектно-сметной документации для капитального ремонта, реконструкции и строительства дорог. Об этом и не только — наше первое интервью с директором городского департамента транспорта и дорожного хозяйства Андреем Белугиным.

— Андрей Алексеевич, вы согласны с выражением «Нет такой дороги, которую не нужно ремонтировать»? Через какое время дорога вновь нуждается в обновлении?

— Думаю, соглашусь. Любую дорогу необходимо постоянно поддерживать в нормативном состоянии. Это круглогодичный цикл содержания: ямочный ремонт, поддержание в рабочем состоянии светофорных объектов, знаков ПДД, линий разметки. Межремонтные сроки зависят от интенсивности автомобильного движения. Каждая проезжая часть имеет категорию со своими нормативами. Сроки проведения текущих работ составляют от 5 до 12 лет, капитального ремонта — от 10 до 24 лет. Безусловно, многое зависит от финансирования.

— И как у нас обстоят дела с финансированием?

— Если говорить о потребностях Краснодара, в идеале нам ежегодно необходимо примерно 3,5 млрд руб. только на то, чтобы содержать дороги в нормативном состоянии. В текущем году общий объем финансирования составил почти 1 млрд руб., что позволило обновить линии дорожной разметки, в том числе с применением термопластика — современного долговечного материала. Важная задача — реконструкция, строительство и капитальный ремонт. На сегодняшний день проектно-сметной документации у нас разработано на… 27 млрд рублей! Сумма большая и для города неподъемная. Поэтому воплощать в жизнь проекты удается благодаря поддержке краевого министерства, федеральным национальным проектам. Все понимают, что Краснодар — столица Кубани и требует особенного внимания.

— А сколько стоит один километр дороги?

— Нужно понимать, где эта дорога строится. Одно дело, если в поле, другое — среди плотной застройки. Соизмерять стоимость трудно, так как требования к строительству абсолютно разные. Когда мы заходим в населенный пункт, обязательно должны проложить тротуары, велодорожки и ливневую канализацию. А если дорогу строим вне населенного пункта, делаем всего лишь систему водоотведения, так называемые кюветы.

— Дорожная отрасль не пострадала из-за западных санкций?

— Асфальтобетонная смесь у нас своя, отечественная. Был вопрос по технике — в основном мы использовали машины импортного производства. Но сейчас большое пополнение техники отечественными образцами и китайскими производителями.

Кадры в дефиците

— На самом деле, ремонт дорог — сложнейшая отрасль. Нужно быть настоящим профессионалом своего дела, чтобы соответствовать современным требованиям. Есть ли сегодня в Краснодаре такие «киты», на которых держится ремонт, реконструкция и строительство улиц? Те, в которых вы уверены, что справятся, сдадут объект в срок и не наделают ошибок.

— Несомненно, такие «киты» у нас есть. Выбор подрядных организаций осуществляется согласно Федеральному закону №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Как правило, на торги из года в год выходят крупные подрядные организации, имеющие опыт работы как на городских объектах, так и на дорогах регионального и федерального значения. Сегодня к ремонтам в основном привлечены две подрядные организации: «Веста» и «Дортранссервис». Это предприятия с большим штатом специалистов, современной техникой и необходимым опытом.

— Жара, горячий асфальт… Для работников, находящихся непосредственно на объектах, это тоже нелегкое ремесло. Есть ли в городе дефицит кадров в дорожном хозяйстве?

— Конечно! Причем и в высшем, и в среднем звене дорожников. И не только при проведении ремонтов, но и на транспортных предприятиях, которые занимаются регулярными пассажирскими перевозками. К примеру, Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление обеспечено водителями только на 60%.

Я горжусь тем, что окончил автомобильно-дорожный факультет Кубанского государственного технологического университета. Буквально на днях общался с руководителем дорожного института. По его словам, сегодня в студенческих группах обучается всего по девять человек. Пошел большой отток специалистов в строительную сферу, так как кубанская столица переживает настоящий строительный бум. Думается, в ближайшем будущем мы еще более болезненно ощутим дефицит кадров в нашей отрасли.

Спасибо Союзу дорожников Кубани, который объединяет много компаний и проводит серьезную работу в плане подготовки кадров. Они обращаются во все учебные заведения, подписывают с ними соглашения на подготовку специалистов.

— Однако это достаточно неплохо оплачиваемая работа.

— Нельзя мерить дефицит кадров только размером зарплаты. Давайте не забывать о вредности производства. Работа «на асфальте» — особенная. Температура бетонно-асфальтовой смеси достигает 130 градусов, а если еще взять в расчет, что температура воздуха поднимается выше 40, то можно представить, насколько там сложные условия труда.

— Если такая нехватка кадров, значит, в вашей отрасли можно быстро выстроить карьеру?

— Да, руководители предприятий ждут людей, профессионалов, которые любят свое дело и согласны отдать ему часть жизни. На производстве с удовольствием готовы помочь и молодым ребятам — было бы желание работать.

— Андрей Алексеевич, вы сами уже много лет в автодорожной сфере. Не жалеете, что выбрали этот путь? Это был осознанный выбор?

— Мне еще в школе стало ясно, что я технарь. Выбирал между строительной и дорожной сферами. Если бы мне не нравилась моя работа, поверьте, сменил бы профессию. Но вот уже 15 лет в этой отрасли. С 2005-го по 2019 год фактически работал на одном месте, начинал с инженера первой категории и дошел до заместителя министра краевого ведомства. Был период, когда уходил на производство, трудился в Сочи, участвовал в строительстве Дальнего Западного обхода. Сейчас занимаюсь городскими дорогами. Я на своем месте. Это не просто моя профессия, а моя любимая профессия.

Фото: Дарья Паращенко, «Краснодарские известия»

Улицы переодеваются в новую «одежду»

— На каких участках в эти дни завершаются ремонтные или строительные работы? Все ли удалось, что планировалось? Что еще необходимо сделать до конца года?

— В эти дни у нас в работе несколько объектов. Реконструкция улиц Зиповской, Домбайской, Симферопольской, Ратной Славы, капитальный ремонт улиц Тополиной, Конгрессной, подземный пешеходный переход на улице Красных Партизан. Все работы в разной стадии готовности.

Практически завершены работы по ул. Александровской — на 98%. Полностью закончен ремонт по ул. Циолковского.

На ул. Зиповской остались небольшие недочеты, связанные с укладкой тротуарной плитки, организацией дорожного движения, зелеными зонами. Освещение там полностью смонтировано и подключено.

Сложность участка Ратной Славы в том, что там строится большой подземный резервуар для сбора ливневых вод, который мы должны закончить до конца года.

На Симферопольской тоже выполнен большой объем работ. Там трудность заключается в переустройстве железнодорожного переезда: было две полосы, а сегодня делаем четыре.

Вообще, сложность реконструкций, строительства, капремонтов связана с переустройством инженерных коммуникаций, ведь под автомобильными дорогами находится огромное число коммуникаций. Поэтому и стоимость разных участков дорог может сильно разнится.

— В прошлом году улицы по нацпроекту «Безопасные качественные дороги» ремонтировались с опережением графика. Какова ситуация сегодня?

— За 7 лет с начала действия программы в Краснодаре выполнено 366 объектов общей протяженностью более 470 км. В этом году мы сделали 40 объектов общей протяженностью свыше 60 км на общую сумму 1,8 млрд рублей. Работы по плану текущего года начали еще в 2022-м, сдали три объекта: участки улиц Фадеева, Ставропольскую и Власова общей протяженностью 10 км. В этом году выполнили оставшиеся 37 объектов протяженностью 50,2 км. Все работы закончены раньше срока, планируем приступать к планам 2024-го.

Кроме того, за счет экономии в настоящее время выполняется ремонт автомобильной дороги по ул. Степной — от ул. Энергетиков до Елизаветинского шоссе — в станице Елизаветинской. Отмечу, что за счет средств местного бюджета в текущем году отремонтировали подъезд к НСТ «Орбита», проезжую часть ул. Героев-Разведчиков — от Героя Яцкова до Домбайской — и на Западно-Кругликовской — от Домбайской до Семигорской.

Также за счет городской казны ремонтируем дорогу в переулке Правды — от Длинной до Карасунской Набережной — и Карасунской Набережной — от Володарского до Щорса.

— Как обстоят дела со строительством проблемного перехода на Красных Партизан? Контракт заключили еще в декабре 2022 года, весной объект должны были сдать.

— Это сложный объект, работы на котором как раз связаны с большим объемом переустройства инженерных коммуникаций. Выявлено большое количество неучтенных инженерных коммуникаций. Поэтому параллельно со строительством мы занимаемся корректировкой проектной документации. Хотя с подрядчика ответственности не снимаем. У него есть возможность нарастить темпы. На сегодня сделана половина тоннельной части пешеходного перехода. Дорожники занимаются гидроизоляцией. Затем — обратная засыпка с устройством дорожной одежды. Тогда мы сможем переключить движение на эти полосы, и подрядчик приступит к разработке котлована на противоположной стороне.

Не могу не задать вам вопрос, с которым часто обращаются к нам наши читатели — жители Музыкального и Российского микрорайонов. Когда ремонт дорог придет к ним?

— Не секрет, как строились и вводились в эксплуатацию эти районы. Мы максимально стараемся привести их в нормативное состояние. Практически все дороги в Музыкальном построены без ливневой канализации. Сегодня проводится работа по передаче земельных участков в муниципальную собственность, и 39 из них уже переданы. Как только их окончательно сформируют, сможем приступить к разработке документации по планировке территории и проектной документации для ремонта дорог.

В поселке Российском в этом году запланированы работы по текущему ремонту гравийного покрытия проезжей части дорог по ул. Парижской и ул. Рымникской. В настоящее время ведутся строительно-монтажные работы по ул. Ратной Славы — от ЖК «Прованс» до ул. Тверской в Краснодаре. Также в 2024 году в рамках БКД запланировано выполнить ремонт автомобильной дороги по ул. им. Академика Королева.

— Андрей Алексеевич, что пожелаете своим коллегам, которые работают в дорожной сфере?

— Дорогие коллеги, хотел бы всех поздравить с Днем работников дорожного хозяйства. Уверен, что в нашу отрасль люди приходят осознанно. Мы по-настоящему любим свое дело. Это одна из немногих профессий, где результат можно не только увидеть, но и пощупать. Человек получает моральное удовлетворение от того, что прокладывает путь. С праздником!