Массовый уход учителей, развитие репетиторства и онлайн-образования, а также давление со стороны родителей и общества создают кризис, который требует немедленного решения. Действительно ли школы перестанут существовать в привычной форме? Ответы на эти и другие актуальные вопросы, касающиеся системы образования, знает Ольга Шадрина, педагог-психолог, общественный деятель, руководитель частного детского сада — начальной школы «Счастливое детства», эксперт «КИ».
Школа всегда была основой системы образования, местом, где дети не только получали знания, но и учились взаимодействовать с окружающими, развивали свои социальные навыки, где происходило формирование личности. Однако сегодня она сталкивается с серьезными вызовами.

По данным Министерства просвещения, с 2023 года в России ежегодно не хватает около 100 тыс. учителей. А к 2030-му эта проблема достигнет своего пика. Сегодня особенно остро нехватка кадров ощущается в сельских школах, где вакансии остаются незаполненными годами. Средняя зарплата учителя в регионах составляет около 35 тыс. руб., что значительно ниже уровня доходов в других профессиях с аналогичной нагрузкой. При этом учителя вынуждены много работать, совмещая преподавание с выполнением административных задач, участием в проверках и заполнением многочисленных отчетов.
Учителя часто оказываются в ситуации, когда им приходится угождать всем: ученикам, требующим индивидуального подхода, родителям, которые ожидают высоких результатов, и администрации, которая требует выполнения планов и отчетов. Зачастую это приводит к профессиональному выгоранию и потере мотивации.
Переходим на дистанционное обучение
По словам Ольги Владимировны, пандемия COVID-19 стала переломным моментом для системы образования. В 2020 году школы по всему миру перешли на дистанционное обучение, что выявило множество проблем и недостатков. Учителя в срочном порядке осваивали онлайн-платформы, такие как Zoom и Google Classroom. Однако неравный доступ к технике и интернету создал серьезные препятствия для многих учеников, особенно в сельских районах.
Дистанционное обучение привело к снижению качества образования, так как многие ученики не смогли адаптироваться к новому формату. Кроме того, учителя осознали, что могут работать удаленно, зарабатывать больше и избегать стресса, связанного с работой в школе.
Еще один немаловажный фактор, оказывающий влияние на систему образования, — это Единый государственный экзамен. Он стал не только инструментом оценки знаний, но и источником большого давления на учеников, родителей и учителей. Вся система образования ориентирована на подготовку к экзамену, что часто приводит к игнорированию других важных аспектов обучения, таких как развитие критического мышления и творческих способностей. Родители, стремясь обеспечить своим детям высокие баллы на ЕГЭ и поступление в престижные вузы, все чаще обращаются к репетиторам. Это создает иллюзию, что школа не способна дать качественное образование.
Готовимся к ЕГЭ
Подготовка к ЕГЭ стала дорогостоящим процессом. Например, занятия с репетитором по одному предмету могут стоить от 1500 до 3000 руб. за час. Если ученик занимается два раза в неделю, то за год родители тратят около 200 тыс. рублей. Это создает огромную финансовую нагрузку на семью и усиливает социальное неравенство.
Массовый переход учителей из школ в репетиторство стал одной из главных проблем современной системы образования. Низкие зарплаты, сложные условия труда и постоянное давление заставляют учителей искать альтернативные источники дохода.
Средний доход репетитора составляет около 150 тыс. руб. в месяц, что в 3-4 раза превышает зарплату в школе. Например, учитель, работающий с четырьмя учениками в день по 2000 руб. за занятие, может зарабатывать около 160 тыс. руб. в месяц.
Однако уход учителей из школ вызывает серьезные этические вопросы. Многие педагоги бросают свои классы в середине учебного года, оставляя учеников без квалифицированного преподавателя. Это особенно остро ощущается в регионах, где и без того наблюдается дефицит кадров.
В России насчитывается около 15 млн школьников, но количество учителей сокращается с каждым годом. Если тенденция ухода педагогов в репетиторство сохранится, то даже репетиторов не хватит на всех. Это может привести к тому, что доступ к качественному образованию станет привилегией обеспеченных семей, а дети из менее обеспеченных семей останутся без необходимых знаний,
— подчеркивает Ольга Шадрина.
Репетиторство, несмотря на его популярность, имеет много недостатков. Оно сосредоточено на узких задачах, таких как подготовка к ЕГЭ, и не учитывает более широкие образовательные цели.
Репетиторство часто становится инструментом монетизации образования. Некоторые репетиторы намеренно создают у родителей и учеников ощущение, что без их помощи невозможно добиться успеха. Это увеличивает финансовую нагрузку на семью.
С учетом текущих тенденций можно выделить несколько возможных сценариев развития системы образования. Школы могут начать предлагать дополнительные занятия с учителями за отдельную плату. Это позволит сохранить квалифицированных педагогов в системе образования и снизить финансовую нагрузку на родителей.
Онлайн-школы уже сейчас становятся серьезными конкурентами традиционным школам. Они предлагают гибкость, доступность и возможность учиться у лучших педагогов, независимо от места проживания.
В будущем уроки могут записывать заранее, а проверять знания — автоматизированно. Это снизит нагрузку на учителей и сделает процесс обучения более стандартизированным.
В таком сценарии школы прекратят быть местом ежедневного обучения. Ученики станут приходить туда только для сдачи экзаменов и общения с одноклассниками.

По мнению руководителя частного детского сада — начальной школы «Счастливое детство», для того чтобы сохранить традиционные школы, нужно предпринять следующие шаги. Государство должно ужесточить регулирование работы репетиторов, чтобы контролировать их квалификацию и налогообложение. Учителям необходимо обеспечить достойную заработную плату, снизить бюрократическую нагрузку и создать комфортные условия для работы.
Школы следует оснастить современным оборудованием, с целью на равных конкурировать с онлайн-школами. Также необходимо развивать программы повышения квалификации для учителей, чтобы они могли эффективно работать в новых условиях.
Сугата Митра, известный педагог и исследователь, стал автором концепции «Школа в облаке». Он провел множество экспериментов, доказывающих, что дети способны самостоятельно осваивать сложные темы, если им предоставить доступ к информации и создать условия для сотрудничества. Его работы вдохновили на переосмысление роли школы, которая, по его мнению, должна стать местом для общения и обмена идеями, а не только для передачи знаний. Сегодня мы видим, как его предсказания начинают сбываться. Однако вопрос в том, готовы ли мы к миру без традиционных школ?
Мнение
Школа — это не только место, где дети получают знания. Это пространство, где они учатся взаимодействовать с окружающими, развивают свои таланты и формируют личность. Чтобы сохранить школы, необходимо объединить усилия государства, учителей и родителей. Только совместными действиями мы сможем создать систему образования, которая будет отвечать вызовам времени и обеспечивать будущее наших детей,
— Ольга Шадрина, руководитель частного детского сада — начальной школы «Счастливое детство».