Несомненно, многие с теплотой в сердце вспоминают школьные годы и тех наставников, которые сопровождали их до самого выпуска. Они учили нас мудрости, терпению, жизни. Помнится,  в те времена самым большим страхом было стать героем художественной картины Решетникова «Опять двойка».

Обман ради жизни

Мы все задаемся вопросом: каким бы хотелось видеть педагога в школе? Несомненно, это должен быть человек, имеющий дар чувствовать проблемы учеников глубже своих собственных. Он должен быть образованным и интеллигентным, учителем от Бога, которого любят ученики. Именно любовь  является основой всех основ. Когда я думаю об этом, то всегда вспоминаю книгу Валентина Распутина «Уроки французского».

Бедные и бесприютные послевоенные годы накладывают свой отпечаток на судьбу мальчишки из сибирской деревушки. Вечно полуголодный, он тянется к знаниям. На его жизненном пути встречается человек с богатым душевным миром — прекрасная учительница, которая всевозможными способами пытается помочь своему ученику.

Мальчик прибыл из деревни получать знания в школе районного центра, здесь у него нет ни родных, ни знакомых, жить приходится у чужой тети Нади. На помощь школьнику приходит Лидия Михайловна — учительница французского языка. Она присылает ему посылки, но мальчишка от них отказывается. В итоге Лидия Михайловна предлагает ему играть на  деньги и счастлива, когда обман удается. Лишь бы  он смог купить себе на эти копейки бутылку молока.

Лидия Михайловна преподавала не только уроки французского, но и уроки доброты и сердечности. Литературовед Светлана Семенова называет поступок учительницы «высшей педагогикой», «той, что пронзает сердце навсегда и светит чистым, простодушным светом естественного примера, перед которым стыдно за все свои взрослые отступления от самого себя».

Это произведение, кстати, автор посвятил учительнице Анастасии Прокопьевне Копыловой, матери его друга — известного драматурга Александра Вампилова.

Против системы

В повести Василя Быкова «Обелиск» рассказывается о сложной и трагической судьбе сельского учителя Алеся Ивановича Мороза. Он был простым учителем в деревне, особенных средств для обучения не было. Приходилось пользоваться тем, что имелось в наличии.

Алесь Иванович был предан своей работе и ученикам, которые за годы общения стали ему как родные. Ему приходилось бороться с системой, которая требовала от учителя идти по программе, с родителями учеников,  с  отсутствием учебников. Мороз совершал подвиг каждый день, несмотря ни на что, оставался хорошим учителем, участвовал в жизни ребят, прививал им любовь к учебе.

Когда началась война, он не покинул родные места, а добился разрешения у немецких властей продолжать преподавание в школе. Учитель добровольно пошел на казнь вместе со своими учениками. Он мог бы спастись, но оставить детей одних в последние часы и минуты их жизни было для него немыслимо, так как это означало бы предательство своих воспитанников и своих нравственных принципов.

Преданность погубила и Алеся Морозова, и его учеников, но умерли они за правое дело, маленькое в масштабах войны, но большое для своей деревни.

Отдать молодость ради служения людям

Рассказ русского писателя Андрея Платонова «Песчаная учительница» является одним из лучших его рассказов, созданных в двадцатые годы.

Главный персонаж — двадцатилетняя Мария Нарышкина. После окончания четырехлетних педагогических курсов ее отправили в дальний район Астраханской губернии — село Кошутово, где главной бедой для жителей были песчаные бури. Населенный пункт находился рядом с мертвой пустыней: на улицах лежали целые сугробы песка.

Для молодой учительницы это было настоящее испытание, но она мужественно начала работу в школу. Детишки часто пропускали уроки, ибо в голодную зиму было не до учебы. Холод, голод и смерть детей заставили педагога о многом задуматься. Мария Никифоровна поняла, что именно ей надо помочь людям в борьбе со страшной стихией. Автор показал нам высокую силу нравственности учительницы, которая не дала ей сломиться перед всеми трудностями. Это настоящая сила характера — отдать свои молодые годы  служению другим людям, детям. Благодаря силе духа педагога крестьяне в Кошутово стали жить лучше, поверили в нее, и даже взрослые стали приходить  в школу. В образе Марии Нарышкиной писатель показал нам мудрость и  смелость русской учительницы.

Такие же люди — с проблемами и печалями

Крылатая фраза из фильма режиссера Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника»: «Счастье — это когда тебя понимают» всегда заставляет задуматься над сюжетом и глубже проникнуть в образы учителей и учеников, понять, что учителя такие же люди, со своими проблемами и печалями. И только те, которые умеют жертвовать собой и любить своих учеников искренне и глубоко, становятся любимыми.

Главный герой картины — Илья Семенович Мельников,  бывший офицер-фронтовик, школьный историк. Он человек принципиальный, серьезный, честный, требовательный как к другим, так и к себе. Но именно такие учителя, настоящие профессионалы своего дела, нужны в школе. В фильме показано всего три дня из жизни обычной московской школы, но за это время режиссеру удалось поднять глобальные вопросы: что такое счастье, честь, личные границы. В отличие от других педагогов  Мельников считает себя, а не учеников, виновным в неудачах своего труда. Он продолжает упорно работать: его уроки истории не сводятся к простому изложению фактов, а представляют собой диалог на равных, в ходе которого раскрывается смысл и значение прошлых событий.

В 1969 году фильм получил главный приз на Московском кинофестивале, а в 1970-м — Государственную премию СССР.

Совершать ошибки — это нормально

Фильм «Вам и не снилось» режиссера Ильи Фрэза — это экранизация одноименной повести Галины Щербаковой. Здесь одна из главных героинь, Татьяна Николаевна Кольцова, учительница литературы, одинокая женщина с неустроенной судьбой. Ее роль исполняет Елена Соловей.

Ученики относятся к милой Танечке чуть ли не снисходительно, а она, в свою очередь, живет проблемами своих подопечных, иногда совсем забывая про себя и личную жизнь. Татьяна Николаевна  внимательно слушает, как ученики рассуждают про театр, литературу, и никогда не смотрит на них свысока, скептически, чем и заслуживает их любовь. Свои подопечным она помогает не только словами, но и делами. Учительница совершает ошибки, сомневается, но это  неизбежная часть процесса, когда стараешься поступать не по выверенным методическим правилам. Ну и, конечно же, она покровительствует юным влюбленным — Роману и Кате.

Не только наставник, но и друг

Главный герой фильма режиссера Александра Велединского, снятого по одноименному роману Алексея Иванова «Географ глобус пропил», — это учитель Виктор Служкин, сложный и многогранный персонаж, который вызывает у зрителей смешанные чувства.

О нем нельзя сказать, что он правильно живет, но именно таких учителей школьники обычно и запоминают больше всего. Служкин, или Географ, как зовут его ученики — бывший биолог, вынужденный работать учителем географии в провинциальной школе. Он не всегда следует традиционным методам преподавания, предпочитая более свободный и неформальный подход к обучению, но старается быть честным с учениками и  самим собой. Уроки, которые он преподает, часто превращаются в живые беседы с подопечными, а его ироничная манера поведения вызывает симпатию у учащихся. В этом фильме образ Служкина показывает, что педагог может быть не только наставником, но и другом, взрослым человеком, который не смотрит свысока на учеников.

Географ для ребят  свой, со всеми плюсами и минусами, в разрезе отношений ученик — учитель. Служкин не столько географии учит, сколько жизни, в том числе на своем примере. Можно сколько угодно вдалбливать подростку про вред пьянства, но куда нагляднее пример перед глазами.

Кстати, мы тут пофантазировали и представили, кем были бы Раскольников и Онегин в реальной жизни.