И тут хочется вспомнить одного из основоположников отечественной педагогики Константина Ушинского, идеи которого были весьма популярны в образовании Кубанской области.
«Дух своеволия и непокорности начальству»
Одной из его горячих последовательниц была, например, екатеринодарская учительница, радетель Кубани Раиса Хлебникова, в начале прошлого века создавшая приют для безнадзорных детей (сейчас лицей №12). Кстати, в прошлом году Россия отметила 200-летие со дня рождения выдающегося педагога. Именно эта знаменательная дата тогда и определила 2023-й как Год педагога и наставника.
Так кем же был, как жил, за что боролся Константин Ушинский?
Он родился в Туле, а детство провел в Новгород-Северске Черниговской губернии — он происходил из малороссийских дворян старинного рода.
В 1840 году после окончания новгород-северской гимназии Ушинский поступил на юридический факультет Московского университета, где «выделялся в студенческой среде самостоятельностью, независимостью своих воззрений».
В 1846 году после защиты магистерской диссертации Ушинский получил назначение в Демидовский юридический лицей в Ярославле на должность профессора законоведения, государственного права и финансов.
В лицее Ушинский проявил себя как ученый-энциклопедист и талантливый лектор, но преподавал там всего три года. Уже с первых шагов взгляды и образ мыслей молодого профессора вызвали недовольство руководства. Ушинского упрекали не только за «самовольное» изменение учебных программ, но главное, как отмечал начальник Ярославской губернии генерал-майор Алексей Бутурлин, — за «дух своеволия и непокорности начальству», «за свободу мыслей и передачу оных воспитанникам лицея».
Ни на одно прошение не получил ответа
Оказавшись без средств к существованию, Ушинский разослал в учебные заведения России три десятка ходатайств с просьбой предоставить ему место учителя — и ни на одно не получил ответа. Некоторое время занимался переводами статей из иностранных газет и журналов, написанием рецензий и обзоров, потом от безысходности устроился в Министерство внутренних дел, в департамент духовных дел и иностранных вероисповеданий.
Карьера чиновника Ушинского не привлекала, это были мучительные пять лет службы ради заработка. Впрочем, в свободное время он занимался философией, изучал психологию, социологию и естествознание. В 1851 году, побывав в родных краях, встретил подругу детства Надежду Дорошенко, с которой вскоре обвенчался. У супругов родилось шестеро детей.
В этот период его главным интересом был «Журнал для воспитания»: здесь он напечатал «Три элемента школы» (речь идет об администраторах, воспитателях и учителях), «О народности в общественном воспитании» — и быстро стал известным педагогом.
В 1859 году Константин Ушинский направил императрице Марии Александровне по ее просьбе «Письма о воспитании наследника русского престола», где обосновывал выбор пути воспитания цесаревича Николая Александровича, которому исполнилось тогда 16 лет. Николаю не суждено будет взойти на русский трон: в 1865 году он умрет от туберкулезного менингита во время поездки в Европу. Однако дать августейшей семье рекомендации по поводу воспитания наследника — высочайшая честь для 36-летнего педагога.
Еще недавно мелкий чиновник департамента МВД, Ушинский стал не чужим для Марии Александровны: в январе 1859 года именно она рекомендовала назначить его инспектором классов в Смольный институт. В те времена воспитанницы проводили в Смольном девять лет практически в полной изоляции, а обучение сводилось к танцам, музицированию и изучению пары иностранных языков. Ушинский был с этим категорически не согласен, хотя критика его была скорее консервативна: он считал, что женщину надо готовить как помощницу мужу, воспитательницу детей, просветительницу народа, а не как «эфемерное создание, вечно отдыхающее на ложе из роз».
Из дерзкого «злеца» — в «интересного смельчака»
Елизавета Водовозова, выпускница Смольного, педагог и писатель, в книге «На заре жизни» оставила описание внешности Ушинского, заметив, что художник мог бы написать с него портрет религиозного фанатика, настолько вдохновенным и суровым могло быть его лицо. Юная смолянка, «пораженная красотой» Ушинского, облила духами его шляпу, желая произвести впечатление (эксцентричное проявление восторга было у институток в порядке вещей). Но инспектор не обрадовался, а рассердился из-за глупой выходки, потому барышни сочли, что он наглец, «злец» и «невежа». Стиль поведения Ушинского многим воспитанницам казался дерзким и неучтивым.
Посетив уроки, педагог пришел к выводу: барышни невежественны, учителя не всегда пригодны. Неудобно вышло и с субординацией: авторитет классных дам в Смольном был непререкаем, а инспектор классов критиковал их работу и делал им замечания при воспитанницах. С воспитанницами педагог бывал прям и говорил как с равными, что те быстро оценили: из дерзкого «злеца» Ушинский превратился в «интересного смельчака».
Константину Ушинскому многое удалось за два года, проведенных им в Смольном. Он значительно изменил старые порядки и заложил основу нового стандарта женского образования в России.
Он буквально совершил революцию, добившись отмены разделения учениц на «благородных» и «неблагородных», то есть фактически уравнял в правах девушек из разных сословий. Потребовал вести занятия на русском, а не на французском языке.
Ушинский добился почти полной смены преподавательского состава Смольного и составил новый учебный план с углубленным изучением естественных наук и литературы. Он предложил углубить курс географии: «в ней результаты всех наук, которые необходимо знать образованной женщине». Новшеством стал курс гигиены. «Сбереженье здоровья — не только своего собственного, но и целой семьи — находится в руках матери и хозяйки, а незнание самых главных гигиенических правил ведет иногда к гибельным последствиям», — писал инспектор. Ушинский открыл двухлетний педагогический курс, по окончании которого девушки могли преподавать. Это для многих воспитанниц открыло ранее почти немыслимую возможность самостоятельного заработка.
За сравнительно короткое время он успел сделать Смольный лучшим женским учебным заведением в России.
В 1861 году вышла детская хрестоматия Ушинского «Детский мир», первый массовый учебник русского языка для начальной школы.
Все то, что он выбрал для «Детского мира», до сих пор входит в учебники чтения и литературы: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Зима», «Зимняя дорога» Александра Пушкина, баллады Василия Жуковского, стихи Михаила Лермонтова, Федора Тютчева, произведения Ивана Тургенева и многое другое. Впервые «Детский мир» вышел тиражом 3600 экземпляров и в первый же год был переиздан дважды. Книга переиздавалась 68 раз, за первые 25 лет было продано более миллиона экземпляров.
«Справедливость без придирчивости, порядок без педантизма»
Отправившись в поездку по Европе, Ушинский знакомился с женскими гимназиями, народными школами и первыми детскими садами в Швейцарии, Германии, Франции, Италии и Бельгии, изучал опыт иностранных коллег. «Осмотрев множество заграничных школ для малолетних детей, я понял, что воспитание и учение детей, по крайней мере, до восьмилетнего и даже до десятилетнего возраста более на месте в семье, чем в общественной школе,- писал, в частности, Ушинский. — Я желал бы, чтобы русская женщина, испытав глубокое наслаждение самой учить и развивать своего ребенка, не уступала этого наслаждения никому без крайней необходимости».
В перерывах между поездками Константин Ушинский несколько раз возвращался в Россию. За это время он получил разрешение на печатание написанного им за границей школьного учебника «Родное слово», состоящего фактически из трех книг. К нему прилагалось руководство для учителей и родителей — первое полноценное методическое пособие. Ушинский считал, что «в школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма и, главное, постоянная разумная деятельность».
Успех «Родного слова» был громадным, оно выдержало не менее полутора сотен переизданий только в России.
Не просто передавать знания, а научить мыслить
Константин Ушинский считал основой образования его народность, а оптимальным способом подачи материала — диалог. «Не уметь хорошо выражать своих мыслей — недостаток, но не иметь самостоятельных мыслей — еще гораздо больший»,- писал он.По мнению Ушинского, у педагога есть более важная задача, чем передать знания, — научить мыслить.
Дочь Константина Ушинского Вера оставила воспоминания об отце. Будучи «религиозным, но не набожным», он читал детям Евангелие и русских классиков, играл с ними, за границей сам учил их русскому языку и географии. В быту Ушинский был строг и аскетичен, от всех домочадцев требовал иметь и исполнять домашние обязанности.
Окончательно вернувшись в Россию в 1867-м, Ушинский работал над исследованием «Человек как предмет воспитания». Однако закончить свою книгу педагог не смог. Третий, самый важный том, который был посвящен собственно педагогическим проблемам, остался незавершенным. Автор страдал слабыми легкими, но не только проблемы со здоровьем подломили его силы. Страшным ударом стала смерть в 1870 году старшего сына Павла в 18 лет из-за несчастного случая на охоте. Вскоре после этого Ушинский с сыновьями Константином и Владимиром поехал лечиться в Крым, по дороге простудился и остановился для лечения в Одессе, где и умер.
В поте лица, в пыли презрения, под знойными лучами пекущего солнца, рискуя жизнью, бросать семена в землю, зная, что никогда не увидишь жатвы, работать до конца жизни…
Константин Ушинский
(При подготовке использованы материалы Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена).
На фото: Константин Дмитриевич Ушинский — русский педагог, писатель, один из основоположников научной педагогики в России.
Подготовила Марина Аванесова