Даже в дореволюционных справочных изданиях о нем есть лишь краткие биографические сведения, а в советский период о нем просто забыли. И только в наше время благодаря кубанским подвижникам, таким как известный краснодарский краевед почетный гражданин Краснодара Виталий Бардадым, в летопись Кубани удалось вернуть имя нашего земляка, художника и графика Петра Косолапа. О нем рассказывает автор «КИ» Александр Бурмагин — кандидат исторических наук, заместитель атамана Екатеринодарского отдела, войсковой старшина.
Учеба, определившая жизненный путь
Петр Сысоевич родился в Екатеринодаре 16 декабря 1834 года в семье хорунжего Черноморского казачьего войска. Его отец, Сысой Артемович Косолап, в 1852-1856 гг. исполнял обязанности наказного атамана Азовского казачьего войска.
Родовой одноэтажный дом Косолапов в Екатеринодаре стоял на ул. Красной, 6, между находящимся на пересечении улиц Красной и Пушкина домом Акулова (ранее Красная, 4) и построенном в 1916 году зданием армянского училища на Красной, 8 (ныне библиотека им. А.С. Пушкина).
Петр Сысоевич в начале своего жизненного пути пошел по стопам отца. В 1847 году глава семьи отправил его в Санкт-Петербург, определив на учебу в Павловский кадетский корпус. Именно там 13-летний Петр впервые познакомился с рисованием — эта дисциплина входила в обязательную программу подготовки будущих офицеров. И, как оказалось впоследствии, это стало основным делом его жизни. Здесь уже 17-летний кадет создал свою первую из известных сегодня работ — литографическое изображение картины французского художника «Эпизод отступления из России».
После окончания корпуса Петра Косолапа произвели в офицерский чин и направили на службу в Черноморское казачье войско. Служил в 1-м конном полку, 1-м пешем батальоне. На заключительном этапе Кавказской войны участвовал в боевых действиях в Закубанье в составе знаменитого Адагумского отряда генерал-майора П.Д. Бабыча. За боевые отличия хорунжий Косолап был награжден Анненским оружием с надписью «За храбрость», орденом Св. Станислава III степени с мечами и бантом, серебряной медалью «За покорение Западного Кавказа», крестом «За покорение Кавказа». В 1859 году его произвели в сотники.
Необычная судьба рисунка
Биографы Косолапа пишут, что именно в это время он заявил о себе не только как храбрый воин, но и как способный художник. Участвуя в боях и походах, молодой офицер не забывал своего увлечения рисованием. Здесь он создал серию рисунков, на которых изобразил своих боевых товарищей-офицеров и пластунов в боевой обстановке. Лишь малая часть из них сохранилась до наших дней — это «Засада пластунов в Прикубанских плавнях. Эпизод из Кавказской войны с черкесами» и «Казаки-пластуны». Рисунки говорят не только о таланте художника, но и его боевом опыте и знании военного стиля кубанских пластунов.
На рисунке «Казаки-пластуны» он изобразил своих сослуживцев. Рисунок сопровождается подписью, сообщающей о том, что это священник, проводник и офицер-пластун из линейцев: «отецъ діаконъ, Мустафа, майоръ (войсковой старшина) Колесниковъ (пластунский панъ)».
Интересна дальнейшая судьба этого произведения. Вероятно, автор подарил его тогдашнему атаману Черноморского казачьего войска генерал-лейтенанту Филипсону, и рисунок хранился в его семье. По инвентарной записи удалось установить, что дочери генерала, Софья и Наталья, проживающие в Киеве, передали рисунок в Киевский художественный музей. На Украине он должен сохраниться до сих пор. Хотя продажные киевские власти успели разбазарить уже столько материальных национальных ценностей, что сказать об этом с уверенностью сегодня никак нельзя.
Изучающая творчество Косолапа сотрудник национального музея «Киевская картинная галерея», в которой хранится рисунок Косолапа «Казаки-пластуны», Н.Е. Агеева в 2019 году отмечала:
«Судьба художников и отдельных произведений складывается иногда чрезвычайно неудачно, порой даже несчастливо. Такая судьба постигла художника Петра Сысоевича Косолапа и его рисунок «Казаки-пластуны», который в начале 1930-х гг. хранился в Государственном музее украинского искусства и значился как работа художника Казанского. В сентябре 1936 года рисунок вместе с другими произведениями был передан в Киевский государственный музей. Здесь авторство рисунка Николая Николаевича Казанского (1858-1914) было поставлено под сомнение. На рисунке есть дата создания — 1859 год, и родившийся за год до этого будущий художник Казанский еще не мог держать в руках карандаш…
Между тем на рисунке есть не только дата, но и подпись, которую после внимательного изучения удалось расшифровать — «Касалапъ». Именно так, или «П. Касалапъ», подписывал свои работы офицер Черноморского, впоследствии Кубанского казачьего войска, и художник Петр Сысоевич Косолап…»
Таким образом, даже чудом сохранившаяся работа художника долгое время была неизвестна и по непонятным причинам приписана другому автору.
В Академии художеств доучиться не дали
По личной рекомендации главнокомандующего Кавказской армией князя А.И. Барятинского, в 1861 году боевого офицера Косолапа направили на учебу в Императорскую Академию художеств за счет Кубанского казачьего войска. Сначала он был вольным слушателем, затем стал учащимся.
К этому времени относится создание его наиболее известной картины «Сумасшествие», написанной в 1863 году.
«Сумасшедший музыкант» г-на Косолапа, небольшая картина художника, который только начинал свою карьеру, еще незавершенная в технике, но уже обладающая потрясающей пластичностью, правдой и поэзией: его бедный сумасшедший играет свою безумную музыку на чердаке перед своей старой больной матерью, на которую еле-еле светит лампочка, в окружении бедности и лишений — этот образ заставил зрителей задержаться и вызвал глубокое впечатление у каждого, кто увидел картину Косолапа на выставке Академии…
— давал ей оценку художественный критик В.В. Стасов.
За нее молодой художник был удостоен малой серебряной медали. Сегодня произведение хранится в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга.
В 1864 году Петр Косолап заслужил большую серебряную медаль за работу «Возвращение ссыльного». Малой золотой медалью отметило руководство Академии в 1867-м участие художника в выполнении программного полотна «Последние минуты Шамиля в Гунибе» («Мюриды убеждают Шамиля сдаться русским»). Это был расцвет творчества художника.
Однако завершить курс наук для получения официального звания художника ему не удалось. Чиновники из Войскового штаба отказали ему в дальнейшей оплате учебы в академии (500 руб. серебром в год). Так и не получив звания классного художника, он только в 1870 году смог получить Свидетельство о праве преподавания рисования в средних учебных заведениях.
В 1868 году Петр Сысоевич вернулся на Кубань и, испытывая нужду в денежных средствах, был вынужден вновь поступить на военную службу. Вышел в отставку в чине войскового старшины.
Жил в Екатеринодаре. Сначала пытался выполнять частные заказы. Как пишет известный краснодарский краевед Галина Шахова, в 1870-м в екатеринодарской газете было опубликовано объявление: «Воспитывавшийся в Академии художеств, удостоенный серебряных и золотой медалей за искусство в живописи, принимает заказы. Обращаться к Петру Косолапу в доме вдовы генерал-майора Косолапа».
Однако заказов, судя по всему, поступало недостаточно. Петр Сысоевич становится учителем рисования и каллиграфии в Кубанском Мариинском женском училище (с 1903 года — институт), которое в то время располагалось на ул. Посполитакинской (Октябрьской) рядом с усадьбой атамана Я.Г. Кухаренко. Вскоре Косолап получил гражданский чин надворного советника. В училище он преподавал без малого 30 лет.
От замысла до воплощения — 19 лет
В 1894 году на Кубани был объявлен конкурс на лучший проект памятника черноморским казакам, высадившимся в 1792-м на Тамани под командованием Саввы Билого. Сегодня мало кто знает, что автор проекта этого памятника — екатеринодарец П.С. Косолап. Он писал: «Я хотел придать памятнику больше достоверности и жизненности, соответствующей историческому событию Черноморского Казачества…»
Его конкурентом выступил бывший атаман Екатеринодарского отдела генерал-лейтенант И.И. Мазан, представивший проект, на котором предлагал изобразить казака с грамотой Екатерины II в руках. Кубанцы предпочли проект Косолапа. Правда, возведение его растянулось на долгие годы, и памятник, созданный скульпторами Б.В. Эдуардсом и Л.И. Адамсоном, открыли в станице Таманской лишь в 1911-м.
Однако автор проекта Петр Сысоевич Косолап не дождался его открытия. Он скончался от сердечного приступа 8 февраля 1910 года.
Кубанский историк генерал И.Д. Попко отмечал, что Косолап «казак, который превратил свои доспехи в кисть и палитру». В памяти потомков он остался как автор картин и этюдов, посвященных казачьей жизни, и монументальной казачьей скульптуры. По его проекту, кроме памятника запорожцам в Тамани, были изготовлены надгробная стела сотнику Гречишкину в станице Тифлисской и композиция в бывшей русской крепости Карс, установленная на могиле погибших при ее взятии кубанских казаков.
Уже в наше время известный краснодарский краевед почетный гражданин Краснодара Виталий Бардадым в своем очерке «Судьба художника» отмечал: «Так в казачьем степном городе прошла незаметно жизнь художника, когда-то подававшего большие надежды… Провинция засосала талант».
В Краснодарском художественном музее им. Ф.А. Коваленко картин и рисунков екатеринодарского казака Петра Косолапа, к сожалению, нет.
Тем временем
Сегодня в селе Заречное Джумайловского (бывший хутор сотника Василия Джумайло) сельского поселения Калининского района мало кто вспоминает, что переименованное село располагается на месте казачьего хутора Косолапов, ранее носившего название Косолаповка.
Автор материала: Александр Бурмагин, кандидат исторических наук, помощник атамана Екатеринодарского отдела, войсковой старшина.