Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

Лекарь душ человеческих

Великому русскому композитору, виртуозному пианисту и дирижеру Сергею Рахманинову в этом году исполнилось бы 150 лет. В истории мировой музыки он навсегда остался ключевой фигурой эволюции авторского стиля, впитавшего в себя разные направления и тенденции. Ему удалось нащупать тончайшие грани их соприкосновения и придать всему этому многообразию единую черту, именуемую русским национальным стилем, одарив его богатейшей палитрой звуков и чувств.

Рахманинов считал себя исключительно русским композитором и, даже оказавшись в эмиграции, не допускал мысли о смене гражданства.

— Я русский композитор, и моя Родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка – это плод моего характера, и потому это русская музыка,
– говорил Сергей Васильевич.

Испокон веков русская культура строится исключительно на созидании и любви, а не на отмене или запрете, а потому ею восхищаются, вдохновляются и считают своей, близкой почитатели по всему миру.

Говорят, что произведения Рахманинова многих избавили от физических болезней. Такие факты были известны еще при жизни композитора.

О целительной энергии произведений мастера заявлял и блистательный пианист современности Денис Мацуев, кстати, не раз выступавший на краснодарской сцене. В одном из интервью Мацуев назвал Рахманинова «лекарем человеческих душ».

Действительно, его музыка способна творить чудеса, ибо идет от сердца к сердцу, соединяя невидимой нитью автора, исполнителя и зрителя.

Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

Точка притяжения

Краснодар неслучайно был выбран для проведения масштабного культурного события, ведь 110 лет назад в нашем городе с сольным концертом гастролировал Рахманинов.

Более века спустя фортепианные и хоровые выступления, симфоническое творчество и вокальное искусство – все те грани, о которых писал в свое время композитор, стали неотъемлемой частью юбилейного фестиваля в его честь.

– Краснодарский край впервые за всю историю принимает 25 профессоров Московской и Петербургской консерваторий одновременно! Здесь участники из 74 регионов России и шести стран. Все это говорит о высокой потребности классического искусства,
– рассказал Алексей Пугачев, наш земляк, художественный руководитель и генеральный продюсер фестиваля, гендиректор Фонда отечественного искусства «Классика ХХI».

Поддержка и развитие культуры в разных уголках страны, продвижение молодых музыкантов – вот главная цель деятельности фонда.

В крае конкурс проводится уже не первый раз – до этого лучшие педагоги и молодые дарования страны собирались в Сочи. Теперь они вышли на площадки краевой столицы.

– Фестиваль проходил по всей нашей замечательной, многоохватной России целый год. И вот завершаем мы его в славном городе Краснодаре. Это радостное, большое событие, собравшее замечательных актеров. Мы счастливы, что приехали сюда из заснеженной Москвы, что общаемся с прекрасными людьми, с молодежью, которая рвется к знаниям. И мы ответственны перед новыми поколениями, которые будут нести эти знания. В этом и заключается наша жизнь,
– поделился Станислав Калинин, заслуженный артист РСФСР, профессор кафедры хорового дирижирования Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского.

В первый же день масштабного события в фойе перед концертным залом толпились молодые люди – каждый со своими мечтами, надеждами и творческими проектами…

Дирижеры, вокалисты, «графы»

Краснодарка Полина Дьяченко зарегистрировалась как участник образовательного кластера по академическому вокалу.

– Ранее я приезжала в Сочи в составе хора, а сейчас вот самостоятельно подала заявку. И мне пришло согласие. Вокалом я занимаюсь 9 лет. Принимала участие в разных конкурсах в Москве. Вместе с хором мы ездили в Китай, в город Харбин. От этого фестиваля жду много полезной информации, которая поможет мне в будущем,
– сказала Полина.

Молодой дирижер из Москвы Анна призналась, что помимо обучения ее бесконечно восхищает активное творческое общение, которое происходит на площадках.

– Мы изучаем опыт других коллективов, смотрим, как работают ребята: хореографы, пианисты, вокалисты. Это очень ценно. Все это впитываешь, увозишь с собой, делишься, а на следующий год на конкурс приезжает еще больше людей. Это здорово, это работает,
– подчеркнула Анна.

Матвей Евсеев из Ростова-на-Дону учится в колледже искусств и уже выступает на сцене. В его активе – заметная роль графа Орловского в оперетте Иоганна Штрауса «Летучая мышь». Матвей обладает красивым баритоном, он талантлив, но чтобы стать истинным артистом, необходимо вложить в себя много труда и сил. Потому молодой человек не упустил возможности взять уроки у лучших педагогов по вокалу страны.

– В прошлом году я работал с Александром Кузнецовым, разбирали арию Демона. Он очень помог мне с дыханием. Для этой непростой арии дыхание крайне важно, не так-то просто было его поставить. Знаете, порой можно услышать много наставлений, как и что тебе делать, но ничего в итоге не помогает, а бывает, что несколько слов педагога круто меняют все, и ты достигаешь необходимого результата. Вот такие мастера и приезжают сюда. В этот раз моими педагогами будут звезды оперной сцены Аскар Абдразаков и Вера Баранова,
– поделился исполнитель.

В образовательной программе фестиваля захотели принять участие около трех тысяч человек из 74 регионов нашей страны, а также Белоруссии, Украины, Казахстана, Армении, Туркменистана и даже Китая.

Несколько дней на разных площадках города именитые педагоги проводили занятия по хоровому дирижированию, игре на фортепиано и духовых инструментах, по теории и истории музыки. Понаблюдать за тем, как проходят мастер-классы, мог любой житель или гость города.

Учиться мыслить вверх

«КИ» тоже воспользовались уникальной возможностью и с восторженным любопытством дилетантов окунулись в происходящее на одном из занятий по академическому вокалу неподражаемой Веры Павловны Барановой, завкафедрой сольного пения и оперной подготовки Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского, профессора, заслуженной артистки России.

– Вера Павловна, вы уже не первый раз работаете в команде рахманиновского фестиваля. Ваши мастер-классы имели огромный успех, мы видели, как смотрят на вас ученики, как ловят каждое ваше слово, жест, звук и как преображаются на глазах. А что вам лично дают эти занятия?

– Каждый из них чему-то учит и меня. Вместе мы понимаем, какие ошибки не нужно повторять – и им, и мне. Еще учусь у них эмоциям, энергии. Но при этом мы не «вампирим», а обмениваемся друг с другом позитивом и тем самым идем к победе,
– ответила Вера Баранова.

Пятнадцатилетняя волгоградка Екатерина Грузина подготовила песню Ольги из оперы Александра Даргомыжского «Русалка» и народную песню «Черемуха» в обработке Рассина.

Екатерина уже не первый раз встречается с прославленным педагогом и, по мнению Веры Павловны, за год девушка достигла заметных успехов. Однако еще есть над чем работать. Баранова объяснила, что и как надо нужно исправить, причем сделала это настолько просто и гениально, что даже совсем не поющим зрителям в зале вдруг показалось – стоит только открыть рот, как непременно польется тот самый чистый и гармоничный звук, о котором мечтает каждый артист.

Фото: Наталия Фатеева, «Краснодарские известия»

Под чутким руководством Веры Павловны юная исполнительница вновь и вновь повторяла фрагменты песни и с каждым разом получалось все прекрасней. А вокруг в воздухе витали слова наставницы: «Пой, как говоришь», «Стремись не распеть голос, а настроить, причем бережно», «Запомни: вокалисты не поют вниз, они мыслят вверх», «Будь естественной. Поклонись, станцуй, присядь – все от души», «И оставь ты уже нижнюю челюсть за пределами класса».

А потом все долго аплодировали. Начинающим артистам – за старание, мудрому учителю – за превосходный урок, организаторам фестиваля – за возможность обогатить свой внутренний мир погружением в невероятную вселенную русской классики.

– К классике нельзя отнестись пренебрежительно, ее нельзя исказить, ее нужно донести в том понимании, которое закладывал автор. Это наше наследие, наша культура в самом классическом ее проявлении. Лично я к этому отношусь очень серьезно,
– поделилась Екатерина Грузина.

Произведения русской классики – музыкальные, художественные или литературные – невозможно передать или воспринять наполовину, вполсилы, вполдуши. Попробуйте – не получится!

Вместо послесловия

Всю неделю в Краснодаре звучала высокая музыка: на разных площадках и в разных исполнениях. Так, у самой взыскательной публики то и дело перехватывало дыхание, когда зал наполнялся пением артистов филармонической хоровой капеллы «Ярославия».

Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия»

Наряду с другими произведениями на концертах были исполнены и три русские песни, которые Сергей Рахманинов написал в эмиграции в 1926 году. Прозвучало эпохальное «Всенощное бдение», которое ставят в одном ряду с «Троицей» Андрея Рублева и «Реквиемом» Моцарта.

Рядом с признанными мастерами сцены достойно показали себя молодые музыканты, перенимающие эстафету.

— Я глубоко убежден, что музыкальное будущее России безгранично,
– сказал как-то Сергей Васильевич Рахманинов.

И великий маэстро, как всегда, оказался прав.

Читайте также: впечатления культурного обозревателя «КИ» от просмотра «Анны Карениной».