В этом году Кубань по качеству дорог стала одним из регионов-лидеров России. А Краснодар занял 3-е место среди российских городов-миллионников по темпам обновления электротранспорта. И эти факты лучше всего говорят о результатах работы в этой непростой сфере.
Миллионы пассажиров
Только задумайтесь: общественный транспорт Краснодара за минувший период 2023-го перевез 121 млн пассажиров, а к концу года эта цифра возрастет почти до 156 млн человек.
И для того чтобы это стало возможным, в столице Кубани активно обновляют парк троллейбусов, трамваев и автобусов. Это не просто слова, а факты. В этом году у краевого центра 3-е место среди городов России по темпам обновления электротранспорта.
В 2023-м за счет средств краевого и местного бюджета закуплено 60 новых троллейбусов из Беларуси, из них 38 — с автономным ходом. Это позволило продлить троллейбусный маршрут №4 — от ул. Круговой до жилого района «Немецкая деревня», а также заменить устаревший подвижной состав на существующих маршрутах городского электротранспорта, в том числе №4 «Железнодорожный вокзал Краснодар-I — жилой район «Немецкая деревня», №7 «Железнодорожный вокзал Краснодар-I — Аэропорт», №12 «Стадион «Кубань» — ул. им. Дмитрия Благоева», №14 «Комсомольский микрорайон — Бальнеолечебница», №15 «Железнодорожный вокзал Краснодар-I — ул. Домбайская», №20 «Железнодорожный вокзал Краснодар-I — Комсомольский микрорайон».
Помимо того, в этом году к нам также придут 16 электробусов и 8 зарядных станций к ним. Они выйдут на автобусный маршрут №2Е «Ж/д вокзал Краснодар-1 — троллейбусное депо №1».
В целом Кубань до конца 2024 года закупит, в том числе в Республике Беларусь, 231 единицу транспорта. На эти цели из краевого бюджета выделят 12 млрд руб. Краснодар получит 90 трамваев и 7 электробусов, Сочи — 50 автобусов и 9 электробусов, Новороссийск — 15 троллейбусов. Наряду с этим за счет средств казначейских кредитов до 1 февраля следующего года приобретут 60 автобусов МАЗ на сумму 1,3 млрд руб. Общественный транспорт в таких объемах на Кубани еще не закупали.
Как сообщили «КИ» в Краснодарском трамвайно-троллейбусном управлении, весь закупаемый подвижной состав отвечает требованиям доступности для маломобильных групп населения и оснащен системами кондиционирования воздуха.
Оплата за километры пути, а не за количество пассажиров
В это же время частные предприятия закупили 57 автобусов среднего класса. Однако ясно, что коммерческим перевозчикам в этом направлении предстоит еще большая работа. И решить ее возможно в том числе с помощью перевода муниципальных маршрутов с нерегулируемых тарифов на регулируемые. Система брутто-контрактов значительно улучшит работу перевозчиков, поскольку они станут получать деньги не за пассажиров, а за транспортную деятельность.
Если говорить простым языком, перевозчик будет зависеть не от числа пассажиров, которые заплатили за проезд, а от пробега. Именно за километры пройденного пути будет платить администрация города. Такая система выгодна и руководству города, так как именно власти краевого центра принимают решение о стоимости проезда и выставляют в техзадании условие об обязательном наличии в транспортных средствах низкого пола и систем кондиционирования воздуха.
Планируется перевести на брутто-контракты весь муниципальный транспорт в течение 3-4 лет. На некоторых маршрутах эта схема уже действует. К примеру, работа маршрутов по регулируемым тарифам позволила муниципальному предприятию КТТУ за счет собственных средств приобрести 10 автобусов марки МАЗ 206, которые перевозят пассажиров по маршруту №89.
В уходящем году в Краснодаре установили три новых автобусных маршрута — №89, 120А, 83 — по регулируемым тарифам, перевели на брутто-контракт один автобусный маршрут — № 32, ввели 15 дополнительных графиков на четырех маршрутах. Тем самым комфортнее стало жителям микрорайонов Новознаменского, Восточно-Кругликовского, Дома Речников, Знаменского, а также Западного обхода и хутора Копанского.
Еще 22 км выделенных полос
В Краснодаре этой осенью начала работать выделенная полоса по ул. Северной — от ул. им. Митрофана Седина до ул. им. Леваневского — в обоих направлениях протяженностью 700 метров. По этому участку проходит 15 маршрутов общественного транспорта — 278 автобусов и троллейбусов. Анализ эффективности внедрения «выделенки» показал, что время оборотного рейса общественного транспорта снизилось в среднем на три минуты по каждому маршруту.
Такие «выделенки» со временем планируется сделать по всему Краснодару. Идея в том, чтобы дать возможность общественному транспорту ездить по городу без пробок. К слову, передвигаться по ним смогут не только автобусы и троллейбусы, но и лицензированное такси, а также спецтранспорт — автомобили скорой помощи, пожарные и полицейские.
За тем, чтобы выделенные полосы не занимали предприимчивые водители, будут следить видеокамеры: фиксировать нарушения и отправлять штрафы. Сейчас для общественного транспорта краевой столицы выделено 23,5 км специальных полос. В будущем их должно стать на 22 км больше.
Маршрут построен: в Краснодаре прокладывают новые трамвайные ветки
В столице Кубани продолжается строительство новых трамвайных веток. В рамках концессионного соглашения в 2023 году выполнены работы этапа №1 — строительство трамвайного узла на пересечении ул. Московской и ул. Красных Зорь.
Модернизация трамвайного узла, включающая строительство 1,4 км дополнительного трамвайного пути и установку новых опор контактной сети, позволила соединить направление по ул. Крайней — с ул. Островского и направление по ул. Красных Зорь — с улицей Московской, а также даст возможность соединить центральную и западную часть города.
Сегодня готовится к началу строительных работ территория этапа №2.1 первой ветки будущей Западной трамвайной линии. Этап непосредственно строительных работ, включающий выборку грунта, отсыпку щебня и укладку рельсошпальной решетки, стартует в начале 2024-го.
По условиям концессионного соглашения, строительство всей первой ветки линии от Западного депо до «Немецкой деревни» планируется завершить до конца следующего года. По предварительным оценкам, после запуска трамвайного движения по первой ветке увеличение пассажиропотока составит 4,1 млн человек.
Как рассказали «КИ» специалисты проекта «Новый трамвай Краснодара», после завершения всех трех этапов строительства Западной трамвайной линии — от депо через «Немецкую деревню» и Баскет-холл до ул. Московской — пассажиропоток КТТУ увеличится на 14,5 млн пассажиров в год. Экономия времени в пути для жителей составит минимум 30 минут в день и 10 дней в году.
84,9% региональных дорог на Кубани отвечает современным нормативам
Краснодарский край сегодня переживает настоящий бум дорожного строительства. Ежегодно строятся и обновляются тысячи километров трасс и улиц, возводятся мосты, дороги становятся качественными и безопасными. Созданные магистрали связывают города, соединяют людей, способствуют развитию промышленности, бизнеса, делают комфортными туристические поездки.
Как следует из исследования, подготовленного РИА Новости, Кубань вошла в тройку лидеров среди регионов России по качеству трасс. Соседняя с нами Адыгея заняла в рейтинге 7-е место. Там нормативам соответствует 76,2% дорог. Ставропольский край на 25-м месте (59,8%), Ростовская область — на 31-м (57%), Крым — на 71-м (38,5%). В Южном федеральном округе хуже всего ситуация в Волгоградской области (82-е место, 30,8%).
В 2023 году дорожный фонд региона составил 57,5 млрд руб. И это на 28,9%, или на 12,9 млрд руб. выше уровня 2022-го. Для сравнения: в 2016 году он составлял всего порядка 19 млрд руб.
В последние годы ремонт городских магистралей по нацпроекту «Безопасные качественные дороги» идет с существенным опережением сроков. Запланированный этап текущего года уже завершен. К примеру, в Сочи — 32 дороги, это более 35 км, в Новороссийске — 22 участка.
По национальному проекту на территории края на текущий год установлен план по финансированию дорожных объектов в размере более 11 млрд руб.
Ключевые проекты: мосты, федеральные трассы, развязки
15 июня 2023 года Президент России Владимир Путин лично открыл движение по Дальнему Западному обходу Краснодара: глава государства в режиме видеоконференции принял участие в церемонии запуска автомобильного движения. Четырехполосная магистраль, которая соединила трассу М-4 «Дон» и автодорогу А-289 Краснодар — Темрюк, составила 52 километра.
Дальний Западный обход позволил автотуристам и большегрузам со всей страны не въезжать в Краснодар, который и так серьезно загружен, а ехать напрямую в направлении нашего побережья или Крыма.
Автодорогу начали строить в декабре 2020 года. Здесь возвели 24 искусственных сооружения: мосты и путепроводы, сельскохозяйственные переезды, переустроили системы мелиорации. На всем протяжении трассы установили разделительную полосу, 1750 опор освещения. Для возведения автомагистрали использовали более 10 млн тонн грунта, свыше 2 млн тонн гравийно-песчаной и 1 млн тонн асфальтобетонной смеси.
А 17 июня 2023 года состоялось открытие нового Яблоновского моста. К его строительству приступили осенью 2019-го и планировали завершить работы в 2024 году. Однако строительство закончили значительно раньше намеченного срока.
Участок федеральной дороги А-289 готов на более чем 50% — два часа вместо пяти составит время в пути по новой трассе от обхода Краснодара до Крымского моста. Это один из ключевых дорожных проектов Краснодарского края, работы здесь идут круглосуточно. Окончание планируется в 2024 году.
Строительство начали в 2020-м. За это время подготовили участок для дороги с нуля, причем обнаружили там древние артефакты. Трасса пройдет над водными преградами, оврагами и региональными автодорогами, поэтому здесь возводят 49 мостов и путепроводов. На них устраивают свайные основания, стойки опор, монтируют пролетные строения.
Помимо того, построят 10 разноуровневых развязок, благодаря чему будет удобно поворачивать к городам, поселкам и станицам края.
Новая четырехполосная А-289 пройдет мимо населенных пунктов и выведет из них весь транзитный транспорт. Так, время в пути от обхода Краснодара до Крымского моста займет два часа вместо пяти. На трассе не будет светофоров, а разрешенная скорость движения составит 90 км/час.
Протяженность участка дороги Краснодар — Ейск в Тимашевском районе составила 11,5 км. Реконструкция проводилась в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги». Эта трасса крайне важна для края, поскольку ведет к Азовскому морю, является частью альтернативного маршрута от Ростова-на-Дону в сторону Черного моря. Плюс она позволяет жителям беспрепятственно ездить на работу в Краснодар.
В Краснодаре привели в порядок более 60 км дорог
В краевой столице уже седьмой год реализуется национальный проект «Безопасные качественные дороги». В среднем в год ремонтируется около 70 км дорог.
Обновляют не только транспортные артерии, но и мосты с путепроводами, строят тротуары, внедряют «умные» интеллектуальные системы, меняют асфальтобетонное покрытие, устанавливают новые дорожные знаки, наносят линии разметки, ремонтируют люковое хозяйство и бордюрные ограждения.
Список краснодарских дорог, нуждающихся в ремонте, был обозначен еще в конце 2016 года, когда формировался план работ по программе БКД на период с 2017-го по 2024-й. Он составлялся исходя из анализа состояния дорожного покрытия на тот момент. Однако ежегодно проводится диагностика, по ее результатам ремонт некоторых дорог передвигают на более ранний или поздник срок.
В городскую агломерацию входит около 900 км дорог. Основная задача — привести 87% из них к нормативному состоянию до конца 2024 года. Всего за 7 лет (2017-2023) в Краснодаре обновлено 367 объектов общей протяженностью более 474 км. Расположены они в разных районах города — от исторического центра до пригородных поселков.
Работы по нацпроекту в Краснодаре традиционно ведутся с опережением сроков: 10 км дорог из перечня 2023 года успели обновить еще в 2022-м, когда выполнили сразу три объекта (ул. Фадеева, ул. Ставропольская и ул. Власова).
В уходящем году сделали еще 37 объектов протяженностью 50,2 км. Кроме того, за счет средств экономии сегодня выполняется ремонт автомобильной дороги по ул. Степной протяженностью 4,8 км.
На 2024-й по нацпроекту запланировано выполнить 44 объекта общей протяженностью 58,4 км.
Вместо гравийки — асфальтобетонная двухполосная
За счет средств местного бюджета в этом году отремонтировали 5 автомобильных дорог протяженностью 2,48 км.
В рамках программы «Развитие сети автомобильных дорог Краснодарского края» капитально отремонтированы и продолжаются работы на 9 объектах протяженностью 8,41 км.
К примеру, проведена реконструкция по ул. Зиповской. Здесь расширили проезжую часть, увеличив число полос с двух до четырех. Переустроили инженерные сети, установили новые светофоры, оборудовали остановочные пункты и парковочные места.
А по ул. им. Циолковского — от ул. им. Гастелло до ул. им. Репина — вместо гравийной дороги появилась асфальтобетонная двухполосная дорога шириной 7 метров. Здесь перестроили существующие сети ливневой канализации, потому что раньше происходили постоянные подтопления старого жилого фонда и детского сада. Также по обеим сторонам дороги для удобства жителей построили широкие тротуары, провели освещение.
Улицу Александровскую привели в порядок на отрезке от ул. Букетной до ул. Константиновской, протяженность — около 1 км. Основная задача здесь заключалась в том, чтобы обеспечить нормальную дорожную связь между поселками Плодородным и Плодородным-2. Именно по этой дороге жители теперь могут выехать на ул. 40-летия Победы, ул. Восточно-Кругликовскую и далее, в центр города. Также здесь обустроили два дополнительных остановочных пункта, один из которых — возле детского сада.
Читайте также: самый длинный трамвайный маршрут и температурный рекорд — Краснодар в цифрах.