Кубань 30 июня отметила 232-летие со дня подписания императрицей Екатериной II этого исторического документа.
Скрыта от всех глаз
Исторический момент передачи Жалованной грамоты сегодня может увидеть каждый: он запечатлен в бронзе на постаменте памятника Екатерине II. Это длинный свиток с золотым екатерининским орлом и выпуклым шрифтом «Высочайшая грамота 30 июня 1792 года». Таким мы видим его даже в знаменитом мультфильме «Ночь перед Рождеством» по повести Н.В. Гоголя, снятом на «Союзмультфильме» в 1951-м. Там казаки держат длинный лист, свернутый в рулон, — намек на Жалованную грамоту. Но соответствует ли воплощенный в бронзе и показанный в анимации исторический документ реальному или же это просто художественный вымысел скульптора и мультипликаторов?
На самом деле грамота была написана на четырех листах белой голландской рыхлой бумаги коричневыми чернилами и подкреплена красной сургучной печатью. На последней странице стоит подпись самой Екатерины II.
То, что мы видим сейчас в зале регалий музея-заповедника им. Е.Д. Фелицына, —
— говорит Юрий Бунин, завотделом истории и этнографии музея.
это точная копия подлинного юридического документа, который от любого света может испортиться, выгореть. Подлинник хранится в наших фондах и до сих пор имеет юридическую силу, так как был подписан главой государства,
В хранилище поддерживается особый температурно-влажностный режим, чтобы бумага не отсыревала. Там же хранятся, например, ордера, подписанные рукой светлейшего князя Григория Александровича Потемкина: такие, как о создании полка Великого гетмана, о назначении Захария Чепеги атаманом Черноморского казачьего войска, различные другие.
У нас всего 101 знамя в коллекции музея, из них 100 уже прошли реставрацию. В зале регалий представлено около 30 из них, остальное хранится в фондах. Всего в фондах нашего музея около 600 тыс. единиц хранения, регалий — 276. Сегодня этот зал — визитная карточка не только музея, но и города, и края. И если приезжают какие-то делегации, то их часто приводят в этот зал, чтобы познакомить с историей святыни важных гостей.
Обещал Потемкин — исполнила Екатерина
Передаче дарственной на кубанские земли предшествовали следующие события. При Екатерине II было образовано войско верных казаков-черноморцев из бывших запорожских казаков и охотников — они тоже решили присоединиться к новому казачьему войску, огромную роль в создании которого сыграл светлейший князь Григорий Александрович Потемкин-Таврический, ставший инициатором его создания.
Дело в том, что приближалась новая война с Османской империей и требовалось казачье войско, которое участвовало бы в боях на море. В то время у запорожских казаков были хорошие флотилии из легких судов — чаек, которые мастерски брали на абордаж более крупные турецкие корабли. И действительно, началась Русско-турецкие войны 1787-1791 годов, в которой прославились Александр Васильевич Суворов, Федор Федорович Ушаков, были взяты турецкие крепости Очаков и Измаил. В этой войне активно приняли участие и черноморские казаки: в Очаковском морском сражении получил смертельное ранение первый атаман войска Сидор Белый. И по результатам войны, по Ясскому мирному договору 1791 года, Россия закрепляет за собой территории Крыма и Правобережной Кубани,
— продолжает Бунин.
Земли на Кубани обещал казакам еще князь Потемкин, но в 1791 году он умирает, и приходится казакам по новой просить у императрицы эти земли. И 29 февраля 1792-го казачьим сходом принимается решение отправить делегацию к Екатерине II в Санкт-Петербург. Руководителем делегации выбрали войскового судью Антона Андреевича Головатого (чья фамилия, как известно, была, скорей, прозвищем — за ум и сообразительность). К тому же до этого Головатый уже бывал на приеме у императрицы — еще казаком Запорожской Сечи в 1774 году. Поэтому и посчитали его кандидатуру наиболее подходящей, чтобы выпросить у Екатерины разрешения переселиться на новые земли.
Более 4 месяцев ждали казаки в Петербурге, пока монархиня не дала им аудиенцию в Царском Селе. После нее, 30 июня 1792 года, Высочайшая грамота (и ее копия для Сената) были переданы. На Кубань грамота императрицы вместе с Антоном Головатым ехала кружным путем —
через Сечь. Прибыв в главный город черноморских казаков, называвшийся в ту пору в официальных документах Карасунский кут, или лагерь при Кубани, она словно привезла ему имя. В октябре 1793-го в войсковых документах появилось название Екатеринодар.
Как регалии домой вернулись
Согласно грамоте, если говорить о границах, то на западе это территория Таманского полуострова и острова Фанагории, на востоке — Усть-Лабинский редут, неподалеку от современного Усть-Лабинска, на севере — Ейский городок. И все это считалось Правобережной Кубанью, Левобережье оставалось территорией Горской, Османской империи, и затем в результате Русско-турецких войн отошли к Российской империи, а позже и к Кубанской области. Помимо Жалованной грамоты Екатерина II в тот же день указала жалованье для Черноморского казачьего войска: какое довольствие полагается им за службу за год. Например, кошевой атаман — 1000 руб. И там указывались не только военные казачьи должности, но и церковные.
Екатерина жалует и ряд серебряных регалий — единственное сохранившееся с тех времен, находится в зале регалий: серебряное блюдо для хлеба-соли. Но солонка до нас не дошла, утрачена. Потом Жалованную грамоту вместе с другими регалиями казачьего войска отправили в эмиграцию, долгие годы она находилась в странах Европы, дольше всего — в сербском Белграде, откуда ее увозят за океан — в США. Сначала она хранилась в Нью-Йорке, а затем в Хауэлл штата Нью-Джерси, где располагался войсковой музей ККВ.
В конце 1980-х — начале 90-х годов начинается процесс возрождения казачества на Кубани. Повышенный интерес проявляется и к регалиям: налаживаются связи между казаками российскими и казаками в эмиграции. В вопросе их возвращения мнение было неоднозначным: не все за границей хотели их вернуть, боялись, что они могут оказаться не на Кубани и что в России до сих пор коммунистический строй. В итоге в Америке состоялось четыре суда, и решением суда штата Нью-Джерси в 2006 году возвращают регалии ККВ на историческую родину.
Тогдашний атаман Кубанского казачьего войска Владимир Громов и атаман кубанских казаков в эмиграции Александр Певнев подписали договор о передаче регалий на историческую родину. И в 2007 году на Кубань прибыла первая партия регалий: грамоты российских императоров, среди которых и Жалованная грамота Екатерины II. Но в целом большая часть регалий вернулась в 2011-м.
Почему казаки назывались верными
Если посмотреть грамоту на свет, увидим, что это бумага с водяными знаками — гербами Российской империи. Грамота рукописная, и историки считают, что он не только подписана Екатериной II, а написана ею лично. Любопытно, что в коллекции грамот императрицы есть несколько ордеров, составленных князем Потемкиным. Среди них два рескрипта: первый о том, что он подарил свои земли, дарованные ему царицей для рыбной ловли, Черноморскому казачьему войску за участие в Русско-турецких войнах; а второй рескрипт гласил об образовании Войска верных черноморских казаков,
— рассказывает кандидат исторических наук Наталья Корсакова.
Звание «верные» предполагало, что казаки станут подчиняться законам Российской империи. Прежде они могли служить и турецкому султану, и польскому королю, однако верные казаки такого уже не должны были позволять. То есть можно сказать, что идея создания такого щита на границе России принадлежит Потемкину. Причем ставилась задача не только охранять, но и закрепить за государством эти территории, для чего создавать на них свои поселения и обустраивать жизнь. При этом казаки не имели права совершать набеги на территории живущих здесь народов, кроме как по особому распоряжению императора.
В 1998 году стартовал процесс возвращения регалий ККВ, начавшийся по инициативе дочери атамана, Натальи Науменко. Она родилась в Екатеринодаре 30 августа 1919 года, и отец завещал ей непременно побывать на своей родине,
— продолжает Наталья Корсакова.
Где можно увидеть исторический документ
Копию грамоты — она повторяет оригинал от и до, мы заказывали в Государственном НИИ реставрации. С такими экспонатами могут работать только профессиональные реставраторы по бумаге. Оригинал хранится в особой кладовой: в фондохранилище для ценных коллекций. Там строго соблюдается температурно-влажностный и световой режимы. Грамота помещена в специальную папку из бескислотного картона,
— рассказывает главный хранитель фонда музея-заповедника им. Фелицына Марина Смертина.
Копий, которые от и до повторяют оригиналы грамот, у нас три: все их передали из музея Нью-Джерси. Почему три? Дело в том, что принадлежность этой земли кубанским казакам потом подтвердили своими грамотами императоры Павел I и Александр I. Они тоже находятся в хранилище, в хорошем состоянии.
Ранее «КИ» рассказывали, что происходило в Екатеринодаре-Краснодаре в июле много лет назад.