Роман Николая Островского о коммунисте Павке Корчагине со следующего учебного года возвращается в школьную программу. Также на уроках литературы будут изучать рассказ Алексея Толстого «Русский характер», повесть Сергея Смирнова «Брестская крепость». Об этом сообщил глава Министерства просвещения России Сергей Кравцов. 

По словам руководителя ведомства, в уже утвержденные обязательные программы вновь включили «Молодую гвардию» Александра Фадеева, а также роман Юрия Бондарева «Горячий снег», поэму Константина Симонова «Сын артиллериста», роман Михаила Шолохова «Тихий Дон».

Действительно ли современным школьникам нужно изучать эти труды и что они могут им дать?

Нельзя соотнести с реальной жизнью

Преподаватель русского и литературы краснодарской гимназии №3 Ирина Марюхина, победитель регионального этапа конкурса «Учитель-2020», рассказывает, что впервые прочитала роман Островского на старших курсах университета, когда проходили советскую литературу. «Как закалялась сталь» разбирали тогда обзорно, это произведение никак не выделялось из общего ряда других сочинений.

— Я считаю, что история Корчагина создана по идеологическому заказу и с реальной жизнью ее нельзя соотнести. Я не могу назвать «Как закалялась сталь» произведением с глубинным смыслом,
— сообщила педагог.

Те ограничения, которые накладывались на этот роман, оставили свой отпечаток.

Например, идея, что человек может подавить свои личные чувства ради общественного блага. В жизни так не бывает, — считает Ирина Марюхина.

Проблема контекста

Краснодарский священник Дионисий Зубан не проходил «Как закалялась сталь» в школе: когда он учился, роман уже исключили из программы. Он прочел его сам в подростковом возрасте. Дионисия Зубана не пугает, что в романе Островского сильны антиклерикальные мотивы, он вспоминает, что они есть и в произведениях русских классиков, например, у Николая Некрасова.

— По моему личному мнению введение романа «Как закалялась сталь» и подобной ему литературы в школьную программу опоздало лет на 25,
— сообщил священник.

Также он добавил, что уже в его школьные годы поколение ничего не знало об этих героях, что уж говорить о современных учениках. Тут возникает проблема контекста. Понятно, что изучение такого романа казалось уместно в стране, где существовал, скажем, комсомол. Сейчас дети не читают литературу вообще, хоть про Дубровского, хоть про Онегина, хоть про Корчагина.

Учит понимать зло, подлость и предательство

Фото: Денис Яковлев, «Краснодарские известия».

Доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой зарубежной литературы Кубанского государственного университета Алексей Татаринов вспоминает, как в 2009 году у него был аспирант из Сирии. Когда встал вопрос, на какую тему ему писать диссертацию, житель Ближнего Востока, будучи уже на тот момент преподавателем с большим стажем, сказал своему научному руководителю, что в его стране защищают диссертации по Александру Пушкину, Михаилу Лермонтову, Федору Достоевскому, Льву Толстому, Максиму Горькому, Антону Чехову и Николаю Островскому. 

Татаринов задал вопрос: чем сирийцев привлекает Островский? На что диссертант ответил, что на его родине этот роман на протяжении многих десятилетий учил людей, как понимать добро и зло, дружбу и предательство, героизм и подлость. Сирийцы не обращали внимания на социалистический реализм произведения. Этот простой и понятный роман давал представление о том, как им строить свой новый мир, помогал решать проблемы внутреннего роста. Для сирийцев «Как закалялась сталь» — роман о насущном. О том, как надо прожить жизнь, чтобы тебя помнили, чтили, о том, как оставаться мужчиной.

— Конечно, в этой книге отображено то, что связано с определенным историческим периодом нашей страны: коммунизм, пропаганда,
— сообщил Алексей Татаринов.

Профессор считает, что в этом романе отсутствует специальная художественность. Ставка делается на четкую идеологию, на то, что называется соцреализмом. В конце 80-х — начале 90-х годов прошлого века мне эта книга казалась устаревшей, отжившей, уходящей из активного чтения.

— Но потом выяснилось, что диссидентская и современная литература не справляются с теми задачами, которые должны выполнять все произведения. «Как закалялась сталь» объясняет, где верх, а где низ, что такое идеал и где его нет, что такое мещанство, а что такое жертвенность. В романе Островского стали находить не только коммунистическое, а вневременное. В нем в очень простой форме показана зависимость от вещей, от собственного эгоизма. Там показан путь героя,
— поясняет Алексей Татаринов.

Написано по модели Жития православных святых

Профессор отмечает, что роман Островского создавался сложным путем. Автору помогали писать, его исправляли. Но такие тексты существуют не ради чистой красоты, а для того, чтобы пробудить в читателе персональное движение духа. Оно может быть как социалистическим, так и средневековым или даже христианским. Алексей Татаринов полагает, что «Как закалялась сталь» написано по модели Жития православных святых.

— Это небольшой роман, на его изучение не потребуется много времени. Но эта книга способна быстро объяснить плюсы СССР, нашу историю того периода. Текст выходит за рамки урока литературы. Он раскрывает и проблемы психологии. Через роман можно прийти к пониманию советских вершин, при этом я не отрицаю, что там встречаются и низины,
— подчеркнул Татаринов.

Он считает, что атеист Корчагин не вступит в противоречие с современными идеалами российского общества. В СССР на внешнем уровне христианство проиграло, но на внутреннем возникло безрелигиозное, жертвенное учение с христианскими идеалами. Они проявились даже в большей мере, чем в последние годы существования Российской империи. Те, кто строил СССР и умирал за него, во многом оказались не меньшими христианами, чем те аристократы, которые «проморгали» царскую Россию, отдали власть большевикам. Алексей Татаринов считает «Как закалялась сталь» произведением с двойственным смыслом. Он полагает, что его суть ушла вглубь.

— Это по-прежнему очень интересный текст, который представляет целую эпоху, абсолютно непонятную современному поколению,
— отметил профессор.

Материал подготовил Максим Куликов