
За этот подвиг он был награжден высшей наградой СССР — орденом Ленина.
Не дал уйти разведчику
Константин Данилович Михайлов родился в 1918 году в Астрахани. В Красной Армии — с декабря 1939-го. Закончил Майкопскую военную авиационную школу пилотов, служил в 628-м истребительном авиационном полку ПВО под командованием майора, затем подполковника Евгения Николаевича Грищенко. Полк сражался на Кубани с февраля 1942 года, дислоцировался в Краснодаре. С июля 1942-го в составе 237-й истребительной авиадивизии 5-й воздушной армии принимал участие в Армавиро-Майкопской и Новороссийской операциях. С сентября 1942 года вошел в состав 298-й истребительной авиадивизии ПВО Закавказского фронта. После освобождения Краснодара с апреля 1943 года его снова передислоцировали в столицу Кубани, участвовал в воздушных боях по прикрытию города.
13 мая 1943 года старший сержант Михайлов на своем истребителе Як-1, прикрывая с воздуха участок железной дороги между станциями Краснодар-2 и Новотитаровской, заметил немецкий многоцелевой самолет-разведчик «Юнкерс Ju-88». Советский летчик выпустил по нему несколько очередей, немецкие стрелки открыли ответный огонь. Когда боеприпасы у обоих закончились, противник решил сбежать, но Михайлов не хотел отпускать разведчика с собранными им данными. Сблизившись с «Юнкерсом», он дважды ударил его винтом по хвостовому оперению. Потеряв управление, самолет-разведчик рухнул в поле.
Этот таран документально подтверждается немецкими источниками, согласно которым в этот день был сбит дальний разведчик Ju 88D-1 Werk-Nr. Четыре летчика — пилот Fw. G. Harms, наблюдатель Lt. H. Schueler, бортрадист Gefr. M. Schufft и бортстрелок Ogef. K. — до сих пор считаются пропавшими без вести.

Из воздушного боя не вернулся.
А что же Константин Михайлов? От удара его истребитель отбросило в сторону. Старший сержант на некоторое время потерял сознание. Тем временем его самолет вошел в штопор. Придя в сознание на высоте около 3000 м, Михайлов выровнял машину и благополучно привел ее на свой аэродром. Уже на земле в фюзеляже и плоскостях истребителя было обнаружено более 20 пулевых пробоин.
За два года войны уже было известно о многочисленных случаях таранов немецких самолетов нашими летчиками, но подобных примеров, когда пилоты шли на прямое столкновение с целью вывести машину противника из строя, но при этом сохранить свою, было очень не много. Каждый такой опыт был уникальным.
Указом Президиума Верховного Совета за смелость и мужество, проявленные при уничтожении вражеского разведчика, старший сержант Михайлов был награжден орденом Ленина. Ему было присвоено воинское звание младшего лейтенанта.
К сожалению, через полтора месяца после совершенного им подвига 28 июля 1943 года младший лейтенант Константин Данилович Михайлов не вернулся из боевого вылета в небо Кубани и до сих пор официально считается пропавшим без вести.
Повторил подвиг товарища
Судя по всему, подвиг Константина Михайлова вдохновил и его товарища по полку старшего лейтенанта Степана Тимофеевича Волкова, уроженца Баку, повторить его. 17 июня 1943 года на ближних западных подступах к Краснодару он также совершил двойной таран вражеской машины.
После того, как в его самолете закончился боекомплект, летчик, зайдя с задней полусферы, отрубил часть хвостового оперения вражеского бомбардировщика Ju-88. Однако тот продолжал лететь. Тогда лейтенант Волков пошел на повторный таран, ударив винтом по фюзеляжу «Юнкерса», после чего тот рухнул на землю. Старший лейтенант Волков благополучно посадил свой поврежденный Як-1Б на краснодарском аэродроме. За этот подвиг его наградили орденом Красного Знамени.
За время войны Степан Тимофеевич совершил 250 боевых вылетов, участвовал в 27 воздушных боях, в которых лично сбил два бомбардировщика Ю-88 и истребитель Ме-109, а также в группе два истребителя Ме-109. После войны продолжил службу в авиации. Был уволен в запас с 1973 году в звании полковника авиации.
Награжден орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Кавказа», другими наградами. Умер в 2004 году.
Александр Бурмагин, кандидат исторических наук