Вместо предисловия
В последнее время краснодарские театры все чаще пытаются осовременивать тексты русских классиков. Анна Каренина на гироскутере, «Двойник» Достоевского на роликах, а Чехов в стиле рэп-группы «Кровосток». Зрителей такие перфомансы скорее возмущают, чем восхищают. А режиссеры придерживаются одной позиции: не понравилось – значит, не поняли.
К постановке «Самозванцы» по мотивам пьесы Пушкина «Борис Годунов» мы тоже относились с опасением. На афише читаем следующее описание: «Ироничная интерпретация великой комедии А. С. Пушкина «О царе Борисе и Гришке Отрепьеве», как попытка переосмысления когда-то актуальной русской площадной драмы в контексте современности». Оригинальное содержание пьесы довольно сложно поставить на сцене нескучно. Однако режиссер Павел Львов-Белов успешно справился с этой задачей. К слову, это не первый успешный проект Павла: в 2021 году он занимался постановкой спектакля, вдохновленного выставкой «ОТМА», проходившей в особняке-музее «Дом мецената», который до сих пор пользуется большой популярностью.
Самое главное, что этот спектакль существует в разомкнутом пространстве. Это значит, что он открыт для вас. Этот спектакль — это попытка посмотреть на текст иначе. Но это не значит, что мы пытаемся найти в тексте то, чего там нет. Текст до страшного смешной. Давайте окунемся в эту площадную катастрофу,
— открыл пресс-показ режиссер.
Полуголые и смешные
Свет выключился. Постановка началась. Особое внимание уделяется оркестру. Звуки домры приятно переплетаются с баяном и в таком слиянии сопровождают нас на протяжении всей постановки. Аккомпанемент дополняет хор героев спектакля, которые начинают выступление со строк «мама, почему мне так грустно жить на свете», тем самым, вероятно, погружая нас в атмосферу Смутного времени.
На сцене видим сразу всех: и князя Шуйского, и монаха Пимена, и бродяг-чернецов Мисаила и Варлаама, и Гришку Отрепьева. Впрочем, угадываются персонажи не сразу. Одетые абсолютно одинаково, никак не напоминающие ни князя, ни монаха. Дирижирует ими ироничный образ Бориса Годунова в красном галстуке. Уже на этом моменте хотелось отметить великолепную игру Александра Техановича, который с первых секунд покорил зал. На протяжении всей постановки не покидало чувство, что Гришка Отрепьев по манере и стилю игры очень напоминает самого режиссера. Каково было удивление, когда оказалось, что зовут актера Федор Львов-Белов. И конечно же, нельзя не отметить прекрасную Полину Похилько, которая сыграла аж 4 персонажей сразу. И если между ролью Воротынского и Николки были схожие черты, то перевоплощение в Марину Мнишек было просто бесподобно.
Этот спектакль – точка, где схлопывается прошлое, будущее и настоящее, превращаясь в приятный абсурд, где Марина Мнишек бегает от голого Гришки Отрепьева, а сын Бориса Годунова рубится в приставку, пока его отец скачет на воображаемых конях. Громче всех реагировал зал после отсылки к фильму «Брат» или когда кто-то из героев начинал раздеваться. Несмотря на это, все диалоги очень живые.
Пропитанные иронией, но не злой, а заставляющей хихикать время от времени. Отдельное место в моем сердце заняла музыка, которая периодически сменяла живой оркестр. Отрепьев ярко и феерично исполнил песню «Спам» группы «Дайте танк (!)». А словно лозунгом, красной нитью, на протяжении всей постановки играла строчка «Самый кайф танцевать на развалинах».
Информационный обзор редакции / 16+