
Самый светлый день в году
Редактор Лилия Матонина:
— В моей семье не принято было говорить о религии. Меня не крестили после рождения и не надевали крестик. Здание небольшой церквушки, которое стояло в моем сибирском городке, не выдержало революционных бурь. Оно сгорело в годы гражданской войны в 20-е годы прошлого века.
С тех пор небольшой коллектив женщин в платочках протоптал дорожку в молельный дом на окраине города. Однако моя прогрессивная бабушка Лилия Артемьевна никогда к этому коллективу не принадлежала. Она всю жизнь отдала медицине, проработав в городской больнице главной медсестрой добрых 40 лет. И, как мне казалось, не верила ни в черта, ни в Бога.
И только в пасхальные дни я сомневалась в атеизме бабули. В это время в огромном начищенном до блеска доме с выстиранными, накрахмаленными и отглаженными белыми кружевными занавесками на окнах и с такими же скатертями на столах во всех комнатах выставлялись куличи — разных размеров и форм. Большие и совсем маленькие — на один укус, с розочками из масла и разноцветной посыпкой. А вокруг куличей громоздились яйца от своих несушек, покрашенные в луковой шелухе. Ее собирали весь год, и чем ярче и насыщеннее был цвет яиц, тем удачнее считалась Пасха.
Только тут, на юге, я узнала, что в качестве трафаретов для яичного творчества здесь использовалась зелень. К примеру, листики петрушки. В нашем сибирском городке найти петрушку среди весеннего снега было невозможно, льдины в огороде таяли до июня. Поэтому с яйцами никто ничего лишнего не придумывал. Все искусство хозяек обращалось к выпечке.
Нам, детям (а кроме родного брата у меня была масса двоюродных), выдавались самые красивые куличики в виде… грибов. И мы носились с ними по дому, как кошка с салом. А в воскресенье суета царила на всей нашей улице. Все соседи ходили друг к другу в гости, конечно же, прихватив крашеные яйца, чтобы стукнуться с соседом, обняться и расцеловаться, как положено, три раза в щеки.
Я не знала в детстве, ни к чему этот праздник, ни зачем мы красим яйца. Но точно помню, что воспринимала Пасху как что-то удивительное, волшебное и светлое. Просто по детскому наитию. Таким этот день остался для меня и сейчас.
Думаю, бабушка все-таки лукавила. И в Бога верила, несмотря на запреты. Только уже некому сейчас открыть мне этот секрет…
В огород — за красивой петрушкой…
Алина Семенова, менеджер по продвижению:
— Пока все магазины завалены просто невероятным выбором пасхальных украшений для интерьера, стола, выпечки и яиц, забываешь, что совсем недавно подготовка к празднику Светлой Пасхи была совсем другой.
Мы с мужем очень редко вовлекаемся во всеобщую подготовку к праздникам, будь то Новый год или та же Пасха. Наверное, когда-нибудь придем к этому, но сейчас отмечаем этот день у родителей, приезжая на все готовое. А недавно мы поняли, что наши мамы-папы стараются только ради нас. Им не нужен десяток куличей и два десятка крашеных яиц, а вот нас ими обязательно накормят и с собой дадут.
Пасха — это отдельная история. Мою семью не назовешь шибко верующей, но пасхальные традиции соблюдались всегда, и для детского мозга эти воспоминания ярче всех других праздников.
Когда еще бабушка вручит тебе фарфоровую мисочку и пошлет в огород искать самые красивые листики? Это идеальное задание для любого ребенка: бабушке приносились лучшие экземпляры укропа и петрушки. Казалось бы, странностей на день хватит, но нет, оказывается, что эти самые листики надо аккуратно обвязать капроном вокруг яйца и класть в две кастрюльки, какая больше нравится. Выбирайте: луковая кожура или тополиные веточки с почками? В моем детстве уже появлялись пищевые красители для яиц, мама их даже иногда покупала, чтобы ребенку было интереснее опускать яйца в прозрачные стаканы с цветной жидкостью, но основная масса красилась всем известным бабушкиным методом.
Это же касается пасок (кстати, только недавно узнала, что их называют куличами). Сейчас для пасочек есть формы всех размеров, форм и видов, но я помню те самые любимые из детства. Ежегодно доставались металлические формы трех размеров (бывшая упаковка от какого-то популярного в девяностых детского питания, которая идеально подходила под эту задачу). Замешивался огромный тазик теста, куда высыпалось несколько упаковок изюма. Зачем так много? А соседей угощать? А гости приедут? Съедалось все в рекордные сроки, за это никто не переживал. Пока тесто размещалось по формам, мама учила взбивать белок для глазури (я видела в магазине готовую глазурь в тюбике для куличей — нынешнее поколение безнадежно!). Посыпка считалась самым вкусным, поэтому насыпалась от души, пока взрослые не видели.
А в Светлое Воскресенье я помню только само утро, когда обязательной традицией было с большой тарелкой пасок и яиц угостить ими соседей, где жил друг детства Мустик (Мустафа). Всегда удивлялась, почему его родители ничего не пекут и не красят.
Некоторые семейные традиции мы, молодежь, сейчас не особенно чтим, но это не значит, что о них забыли или что они стали малозначимыми для нас. Обязательно настанет момент, когда они опять займут важную часть нашей жизни.