Фото респондента

Эчпочмак и казанский кот своими руками

Мастерицы и руководитель клуба Елизавета Бадерякова встречают меня в Центре национальных культур — сердце народов, проживающих на Кубани. Внимание сразу привлекает яркая выставка изделий ручной работы.

— Здесь у нас, к примеру, татарская выпечка: сметанник, чак-чак, манты, зур бэлиш, эчпочмаки — все это крючком связала моя сестра. Вообще, в нашей семье все рукодельницы. Меня в свое время мастерить научила бабушка. Так я и стала создавать красоту,
— говорит Елизавета Рафисовна.

А вот и знаменитый казанский кот, как полагается, в жилете и тюбетейке. Как гласит предание, императрица Елизавета Петровна была наслышана о котах-крысоловах из Татарстана — особой породе кошек, на невысоких лапах, с мускулистой шеей и коротким хвостом. В отличие от сородичей других пород они благодаря строению тела могли проникнуть туда, куда их товарищам не удавалось. Таким образом, у них получалось более эффективно бороться с грызунами. Для борьбы с мышами и крысами в Зимнем дворце императрица издала указ, согласно которому 30 лучших казанских котов-крысоловов поступали на службу во дворец. Теперь их потомки — неотъемлемая часть служителей Эрмитажа. Так казанский кот прочно вошел в русскую историю и культуру.

Фото респондента

От практичного до сакрального

Татарский национальный костюм представлен для наглядности на детских куклах. Как у многих других народов, его основу составляет однотонная просторная рубаха-платье. Поверх него обязательно носили камзол, сшитый из тяжелой шелковой или бархатной ткани и украшенный тесемочной отделкой.

Изюминкой женского образа является изю — матерчатый нагрудник. Он прикрывал большой разрез на рубахе, который татарка оставляла для кормления грудью (пуговицы были тогда дорогим удовольствием). Впоследствии из сугубо практичной вещицы изю превратилось в сакральную и получило статус оберега, на который нашивали бусинки, ракушки, монеты.

Еще один татарский элемент одежды, служащий оберегом для женщины, — хаситэ: кусочек ткани прямоугольной формы, который надевают на грудь через левое плечо под правую руку. Как только в семье рождалась девочка, родители приступали к его украшению: в специальные коробочки и кармашки зашивали суры из Корана, монеты, броши. И когда девушка становилась старше, у нее уже было приданое. В будущем, если ей не хватало денег, она разрезала хаситэ и платила драгоценностями, спрятанными в него. По тому, сколько на нем осталось украшений, можно было судить о том, как обстоят финансовые дела женщины и ее супруга.

Фото респондента

Тюльпан всему голова

Особое значение уделялось головному убору. У мужчин это тюбетейка, а у женщин — калфак. Именно его мастерят участницы сегодняшнего мастер-класса. В старину калфак вязали крючком из хлопчатобумажной нити, доходил до метра в длину. Деревенская девушка надевала белоснежный убор, откидывая его назад, а городская модница — набок.

Со временем форма и размеры калфаков, впрочем, как и весь национальный костюм, постоянно изменялись. Белый цвет сменился бордовым, синим и зеленым, нить уступила место бархату, появилась вышивка. Калфаки стали значительно короче, изящнее, исчезли тяжелые кисти и бахрома. Украшают головной убор, как правило, растительным орнаментом — астрами, ромашками и излюбленными у татар тюльпанами.

— Тюльпан занял в нашей культуре почетное место. Цветок можно встретить в узорах на традиционной одежде, в мечетях, убранстве домов. В природе тюльпаны рождают бескрайние степи, и они первые наряду с подснежниками появляются после зимы. Поэтому для татар тюльпан — символ возрождения и обновления,
— рассказывает Елизавета Бадерякова.

Также встречаются разрезанные плоды граната — признак богатства и плодородия. Техники же используются самые разные: гладь, тамбурный шов, канитель. Одна из самых кропотливых — золотое шитье. Сегодня это название связано лишь с цветом нитей, но раньше их на самом деле изготовляли из драгоценных металлов. Такими нитями вышивали кафтаны, тюбетейки, знаменитые казанские полотенца, женские туфли и сапожки. Золотая нить удачно гармонирует с переливающимся фоном бархата. При вышивке она не продергивается сквозь ткань, а прошивается лишь по лицевой стороне при помощи второй иголки.

Фото респондента

Детки мастерят не хуже, чем мамы

Татарский клуб рукоделия «Мирас» в январе следующего года отметит свое 6-летие. Мастер-классы проходят ежемесячно как в Центре национальных культур, так и за пределами региона. Шьют всё — от изю до полотенец. Но самый популярный элемент — калфак.

— Он небольшой, его удобно носить в сумке на разные мероприятия. Надела калфак, и сразу видно — татарочка! История с шитьем головных уборов началась 7 лет назад с тюбетейки, которую моя сестра смастерила из обычного подхвата для штор. Дело было в преддверии праздника Сабантуй. Так вот, внутри этой тюбетейки — картон от детского питания, и он все еще цел. Это изделие мы берем на все выставки. Весь Краснодарский край сфотографировался в нем,
— улыбается руководитель клуба.

Некоторые из участниц мастер-класса шьют калфак впервые. Но Елизавета Рафисовна поясняет каждый шаг работы, а потому без головного убора не останется никто.

— В одиночку я не справилась бы. Но это очень увлекательно. Вообще, я обожаю нашу культуру. Мой график расписан по часам: утром — изучение татарского языка, днем — вокал, вечером — танцы. Ну а сегодня решила опробовать рукоделие,
— говорит Лилия Мустафина.

Многие приходят со своими дочерьми, чтобы заранее научить их женскому труду.

— Поначалу детки просто играют, а потом говорят: «И мы шить хотим». И у них, между прочим, получается ничуть не хуже, чем у мам,
— говорит Елизавета Бадерякова.

Занавески и покрывало из марлевого бинта

На мастер-классе есть и почетный гость — ремесленница Руфина Зайнулина, которая творит красоту собственными руками с 6-летнего возраста. Мастерица владеет всеми видами вышивки.

— Рукоделием у нас в семье никто не занимался. К тому же мое детство пришлось на военные годы, а тогда и ткани-то не достанешь. Приходилось, как сейчас говорят, мыслить креативно. Как-то раз мама купила широкий бинт, и я недолго думая сделала из него занавески и покрывало в технике ришелье (особый вид вышивки, в котором стежки наносятся на ткань, полностью заполняя фрагмент полотна. — Прим. автора.). Всему училась сама. Помню, в Казани издавалась газета «Из рук в руки». Я подала в нее объявление: «Куплю старинные узоры». На второй день мне позвонили. Оказалось, что в некоторых старинных еврейских семьях сохранились альбомы на французском языке из коленкора (легкая, но жесткая подкладочная и прокладочная ткань полотняного переплетения из пряжи среднего качества. — Прим. автора), бархата… Потрясающе! Вот такой красотой я и вдохновлялась,
— рассказывает Руфина Акрамовна.

Руфина Зайнулина первая в Казани стала вышивать картины бисером. В 2005 году на праздновании 1000-летия столицы Татарстана работа рукодельницы заняла 1-е место в технике кожаной пластики. А на одной из выставок изделием собеседницы заинтересовалась народная артистка РСФСР Валентина Толкунова.

Татаро-башкирка по национальности Руфина Акрамовна целых 42 года преподавала в Казани русский язык. Сейчас она на пенсии, живет в Краснодаре.

«Оста Бике»

Сам процесс создания калфака нетрудный. Используют две заготовки, которые впоследствии связывают меж собой потайным швом, и наносят сверху аппликацию.

— Это самый простой вариант, который можно повторить дома. Шьем по одинаковым выкройкам из одной и той же ткани стрейч, она хорошо тянется во все стороны. Но на выходе у всех получаются совершенно разные калфаки. Каждая привносит в работу что-то свое,
— отмечает Елизавета Рафисовна.

Завершился мастер-класс традиционным чаепитием. Как говорил первый бытописатель татар Карл Фукс: «Главное угощение татар — чай, которого надобно выпить не менее четырех чашек…»

Позднее руководитель клуба «Мирас» рассказала, что готовые калфаки мастерицы представили на конкурсе «Оста Бике», который состоялся 10 декабря. Девушки показали, что они не только красавицы, но и умницы, рукодельницы, и поют, и танцуют и вкусно готовят… Именно такой должна быть истинная татарская девушка.

— Знания об особенностях нашей татарской культуры нужно беречь всеми силами. Если они умрут, умрет и наш народ. Дети должны видеть все эти танцы, пробовать национальные блюда и с гордостью восклицать: «Я татарин!»
— заключает собеседница.

Ранее «КИ» выясняли, что общее у кубанского хвороста и татарского чак-чака, а также узнали, как живется корейцам в нашем регионе.

Читайте у нас: зачем девушка тащит за собой скатерть, когда ее выдают замуж?