Все в одном месте и бесплатно
Просторные помещения, кулеры с водой, электронная очередь, которую можно переждать на мягких диванах. Ах да! И вежливый персонал. Девушки и молодые люди в нарядной форме, казалось бы, так и ждут, когда ты обратишься к ним с вопросом. Если бы в молодости мне сказали, что в таком формате в будущем станут оформлять документы, я не поверила бы.
Еще несколько лет назад, чтобы оформить какую-то нужную справку, следовало очень постараться. Потраченные нервы и потерянное время — не все испытания, с которыми приходилось сталкиваться. Иногда уходили месяцы на получение необходимой бумажки. Длинные очереди, ужасающее количество непонятных бумаг, безразличные лица сотрудников госструктур, тонущих в бюрократии. Эта ситуация знакома всем моим ровесникам. К счастью, мои дети уже не понимают, как такое могло быть. Они обслуживаются в МФЦ, причем в любых, которые встречаются на их пути в большом городе. А еще мои дочь с сыном уже не имеют привычки делать многочисленные ксерокопии, отправляясь в государственное учреждение. В МФЦ все делают на месте и бесплатно.
Цифровая держава
К хорошему привыкаешь быстро. Даже диванные критики признают: за последние годы система обслуживания населения сделала в России большой шаг вперед. Если требуется поменять паспорт, не надо идти в редкие приемные часы в полицию, а для получения льгот необязательно выстаивать километровые очереди в собесе. Многие сегодня и не знают, что это за слово такое «собес», которое расшифровывалось как социальное обеспечение и занималось субсидиями, льготами, доплатами пенсионерам, ветеранам, инвалидам.
Даже в загс теперь ходить лишний раз не нужно — рождение и смерть можно зарегистрировать через МФЦ. Это сокращение из трех букв теперь знает вся страна — многофункциональные центры работают во всех городах нашей необъятной Родины.
«Мои документы» уже заменили тысячи приемных различных государственных и муниципальных учреждений.
В идеале современный человек должен иметь возможность решать все свои вопросы через смартфон. Об этом давно говорят эксперты. Не секрет, что будущее — за странами, которые сумеют быстро перестроиться в новых условиях.
И в России уже созданы такие порталы, как, к примеру, «Госуслуги». Признайтесь, поначалу мы все нехотя регистрировались на этом сайте, а сегодня с помощью него, как и с помощью МФЦ, получаем множество полезных услуг и ответов на вопросы.
Когда два года назад пришло время сменить по возрасту паспорт, я потратила 10 минут на то, чтобы заполнить и отправить заявку на Госуслуги. Затем в назначенный на портале срок сбегала в паспортный стол, где мне выдали мой главный документ.
Думается, когда наши отношения с государством перешли на экран телефона, мы можем назвать себя не только нефтегазовой, но и вполне себе цифровой державой.
Недавнее прошлое, которое мы просто быстро забыли
К сожалению, немногие из нас замечают эти явные изменения в государстве в сторону человека, и еще меньше тех, кто задумывается, почему так произошло. Дебюрократизация посредством электронных услуг — это не просто естественные плоды развития цифровых технологий. Ведь во многих, даже развитых европейских государствах при всей их технологичности нет подобного уровня госуслуг.
Такие результаты — плод целенаправленной работы государства по достижению поставленной цели, многолетней политики. И причина тому — не голый популизм, а понимание, что от качества жизни граждан зависит политическое здоровье страны.
Да, ни много ни мало.
Раз сила власти обуславливается доверием граждан, то она заинтересована в постоянном повышении этого доверия и, следовательно — в улучшении качества жизни человека. А это не только материальное благополучие, но и отношение к каждому отдельному человеку со стороны системы.
Тем, кто не застал времени, когда собес являлся любимой темой сатириков, не понять, что получением десятой справочки для справочки о справочке можно было загнать в гроб здорового человека. Такова была реальность, которую мы просто быстро забыли.