
Инициатором присоединения Крыма, Тамани и кубанских земель к российской империи был князь Григорий Александрович Потемкин. Кто-то считал его злым гением, кто-то — великим и честным человеком, кто-то отчаянно храбрым и отважным полководцем. Однако во всех этих мнениях есть одно общее — никто не считал его заурядным. Князь Григорий Потемкин был величайшим государственным деятелем своей эпохи и правой рукой императрицы Екатерины II во всех ее великих делах.
Блестяще образован
Григорий Потемкин родился 30 сентября (11 октября по старому стилю) 1739года на Смоленщине в имении Чижево Духовщинского уезда. Его отцом был вышедший в отставку майор, ветеран петровских войн, небогатый смоленский дворянин Александр Васильевич Потемкин. На Руси род Потемкиных был известен с начала ХVI века, времени царствования отца Ивана Грозного — Василия III. Его представители занимали высокие государственные должности. Один из его предков, окольничий Петр Иванович Потемкин, в ХVII в. направлялся царем Алексеем Михайловичем во главе посольств в Мадрид, Париж и Лондон, где много преуспел на дипломатическом поприще. По некоторым сведениям, на аудиенции у датского короля Потемкин не согласился ни стоять, ни сидеть перед больным королем, лежавшим на диване, пока ему не принесли особый диван, лежа на котором он вел переговоры с королем на равных, отстаивая интересы России. Однако ко времени рождения Григория Александровича их род потерял свое былое значение и был небогат.
В семилетнем возрасте Григорий потерял отца, воспитывался матерью Дарьей Васильевной, урожденной Кондратьевой (в первом браке Скуратовой), которая увезла его в Москву. По свидетельству современников, она была хорошо воспитана, умна и необыкновенно красива. Ее красоту и унаследовал Григорий. В семье он был единственным мальчиком среди шести детей.
Первоначальным образованием будущего генерал-фельдмаршала по настоянию отца занимался сельский дьячок, что спасло его от «наполнения головы сведениями в духе наносной просветительской философии». Дальнейшее образование он получил в гимназии при Московском университете, где учился вместе с известным впоследствии литератором Д.И. Фонвизиным. В 1755 году шестнадцатилетний Григорий поступил в Московский университет и, как тогда было принято в дворянских семьях, одновременно был записан в конную гвардию рядовым рейтаром.
Получению блестящего по тем временам образования способствовал двоюродный брат отца президент Камер-коллегии Григорий Матвеевич Кисловский, взявший семью своего брата под опеку. Кстати, впоследствии именно Екатерина II в одном из своих первых указов запретила производить в офицеры и даже записывать в полки детей, не достигших пятнадцатилетнего возраста.
В университете Потемкин учился на отлично, в 1756 году за успехи в науках получил золотую медаль, а в 1757-м в числе 12 лучших учеников университета был представлен императрице Елизавете Петровне. Однако вернувшись в Москву из Петербурга, Потемкин потерял интерес к учебе, и в 1760 году был исключен из университета формально за «леность и не хождение в классы». Между тем он получил достойное образование, дополнительно занимался самообразованием, много читал, говорил на нескольких языках и в подлиннике читал «Илиаду» Гомера, изучал богословие и другие науки.
Кроме своих способностей к образованию Потемкин был высок ростом (по разным данным, от 185 до 203 см), красив, даже несмотря на то, что в молодости в результате неудачного лечения остался без одного глаза. Все эти качества сыграли большую роль в дальнейшей карьере Григория Александровича.
На военной службе
В 1761 году 22-летний Потемкин перешел на военную службу, имея к тому времени чин вахмистра конной гвардии. При императоре Петре III стал ординарцем генерал-фельдмаршала герцога Шлезвиг-Гольштейнского.
Во время переворота 1762 года, в результате которого к власти пришла Екатерина II, он сумел обратить на себя монаршее внимание, был произведен в подпоручики и одновременно в камер-юнкеры, а затем камергеры двора.
Во времена Русско-турецкой войны 1668-1774 гг. Потемкин отправился добровольцем на войну. Он имел высокий придворный чин камергера (по табели о рангах сопоставлялся с чином генерал-майора армии), но низкий армейский чин — поручик, поэтому его статус был несколько неопределенным. Однако Потемкин добился, чтобы его назначили начальником отдельного кавалерийского отряда, затем конной бригады, командуя которыми он отличился в важнейших сражениях под Хотином, Фокшанах, Ларге и Кагуле.
За боевые заслуги его произвели в генерал-майоры, затем генерал-поручики. «За оказанную 7 июля 770 года, во время сражения с неприятелем при реке Ларге, неустрашимую храбрость, при овладении батареями и неприятельским лагерем» награжден орденом Святого Георгия 3-й степени, став восьмым по счету кавалером этой степени ордена в Российской империи. Эти факты подтверждают его бесспорную личную храбрость и отвагу.
Для примера генерал-майор Александр Суворов был удостоен этой награды в следующем 1771 году и стал 34-м кавалером этой степени ордена. Основатель Екатеринодара кошевой атаман армии бригадир Захарий Чепега за отличия при штурме Измаила был удостоен Георгия 3-го класса в 1791 году, став сотым кавалером в России.
В августе 1769 года главнокомандующий 1-й армией генерал А.М. Голицын докладывал императрице по поводу одного из сражений с турками:
«Непосредственно рекомендую Вашему Величеству мужество и искусство, которое оказал в сем деле генерал-майор Потемкин, ибо кавалерия наша до сего времени не действовала с такою стройностью и мужеством, как в сей раз под командою вышеозначенного генерал-майора».
Фельдмаршал Румянцев также давал хорошую характеристику заслугам Потемкина. В конце 1773 года императрица Екатерина II отозвала Потемкина в Санкт-Петербург, где он был произведен в генерал-аншефы и назначен вице-президентом Военной коллегии. По повелению императрицы Потемкин руководил подавлением восстания Емельяна Пугачева. После заключения мира с Турцией в 1774 г. ему был пожалован титул графа Российской империи.
На посту вице-президента военной коллегии Потемкин провел в армии ряд реформ и начал борьбу с иностранным засильем в армии и солдатской муштрой. И, конечно же, на этом поприще приобрел многочисленных врагов и завистников.

Присоединение
В 1776 году графу Потемкину присвоили княжеское достоинство Священной Римской империи с титулом светлейшего. Тогда же Потемкин стал Новороссийским, Азовским и Астраханским генерал-губернатором. В этой должности светлейший князь Григорий Потемкин проявил себя истинным российским государственником и внес огромный вклад в развитие Новороссии и всего юга Российской империи.
Григорий Александрович сразу оценил необходимость присоединения Крыма к России. Ранее он был одним из инициаторов объявления Крыма независимым. Вступив в управление югом государства, он начал подготовку к этому присоединению.
Как мы писали в первой части, после победы в войне с турками в 1774 году Крымское ханство стала самостоятельным, земли на правобережье Кубани также вышли из-под власти турецкого султана. В 1777 году на ханский трон был посажен ставленник России Шагин-Гирей, но его положение в Крыму было довольно шатким. Последней каплей стала попытка хана создать вооруженные силы европейского образца. Шахин-Гирея стали считать изменником и вероотступником, в Крыму вспыхнуло очередное восстание, которое удалось закончить только с помощью русских войск. После того как Шахин-Гирей вернулся в Бахчисарай, начались настолько сильные репрессии, что в 1781 году в Петербург отправилась делегация крымской знати с жалобой на правителя. Затем вспыхнуло очередное восстание.
В этих условиях Потемкин выступал за полное присоединение Крыма к России. В 1782 году он писал императрице:
«Крым положением своим разрывает наши границы. Нужна ли осторожность с турками по Бугу или со стороны Кубанской — во всех случаях и Крым на руках. Тут ясно видно, для чего хан нынешний туркам неприятен: для того, что он не допустит их чрез Крым входить к нам, так сказать, в сердце…
Всемилостивейшая Государыня! Неограниченное мое усердие к вам заставляет меня говорить: презирайте зависть, которая вам препятствовать не в силах. Вы обязаны возвысить славу России… Приобретение Крыма ни усилить, ни обогатить вас не может, а только покой доставит…».
В своей политике Потемкин умело опирался на сторонников России в Крыму, каковых было немало среди христианских народов. Для обеспечения своих действий на дипломатическом поприще он провел секретные переговоры с австрийским императором Иосифом II, в результате которых Россия и Австрия обязались помогать друг другу и «присоединить, в случае успеха, приграничные к империи области, которыми владела незаконно Турция, а также восстановить Грецию и организовать из Молдавии, Валахии и Бессарабии монархию под управлением государя греческой религии».
После встречи с князем Потемкиным Шахин-Гирей решил отречься от престола. Григорий Александрович провел своеобразный опрос, в Крыму распространили присяжные листы, в которых говорилось, что жители такого-то населенного пункта присягают на верность России. Большая часть местного населения эти листы подписала. Это был своего рода прообраз крымского референдума 2014 года.
14 декабря 1782 года императрица издала специальный рескрипт, в котором отмечалось, что возникла настоятельная необходимость провести присоединение полуострова к России, «чтобы полуостров Крымский не гнездом разбойников и мятежников на времена грядущие оказался, но прямо обращен был на пользу государства нашего в замену и награждения осьмилетнего беспокойства вопреки нашему миру понесенного, и знатных иждевений на охранение целости мирных договоров употребленных». В этом рескрипте указывалось, что «произведение в действо столь великих и важных наших предприятий» возлагается на Г.А. Потемкина. В апреле 1783 года был подписан Манифест о присоединении Крыма, Тамани и кубанских земель.
«Дать почувствовать жителям выгоду настоящего своего положения»
Кроме фактического осуществления присоединения Крыма и Кубани к Российской империи, князю Потемкину принадлежит заслуга в обустройстве этих земель.
Он разделил Таврическую область на семь уездов, объявил жителям, что все татарские князья и мурзы получают права и льготы русского дворянства, разрешил сформировать Таврическое национальное войско, которое затем с успехом участвовало в войне с Османской империей на стороне России. В своих приказах Потемкин требовал дружелюбного отношения к татарам, дабы «дать почувствовать жителям выгоду настоящего своего положения», а также «соблюдать неприкосновенную целость природной его веры». Всем, кто был не согласен с имперской политикой, был разрешен свободный выезд в Турцию.
С приходом русской администрации в Крыму была ликвидирована работорговля, стало развиваться государственное управление европейского типа. Правительство переселило сюда из центральных и украинских губерний государственных крестьян.
Потемкин стал основателем базы Черноморского флота — легендарного города Севастополя, который был заложен в июне 1783 года. В средние века здесь находился греческий город Херсонес-Таврический, в котором принял крещение киевский князь Владимир Святой.
Современники свидетельствовали, что скоро «неусыпными трудами князя дикие степи новой Тавриды, подобно степям Новороссийским, превратились в обработанные поля и прекрасные луга. Развелось овцеводство, бедные татарские деревни и города начали терять свой жалкий вид, оживленные соседством богатых русских селений». Потемкин получил чин генерала-фельдмаршала и был назначен президентом Военной коллегии и генерал-губернатором Крыма.
Потемкин построил новые города Херсон, Николаев, Екатеринослав и другие. За свои выдающиеся заслуги Григорий Александрович был удостоен титула князя и стал именоваться Потемкин-Таврический.
И сторонники, и противники светлейшего признавали, что «бескровное присоединение крымского полуострова — именно его, князя, заслуга… заботы его были о древнем царстве Митридатовом, и он это царство принес России в дар бескровный. Чего не успели сделать века от покорения Казани и Астрахани, чего не успел сделать Петр I, то один совершил этот великан своего времени. Он смирил и усмирил последнее гнездо владычества монгольского», — так писал современник Потемкина мемуарист и историк Сергей Глинка.

«Теперь вся тяжесть правления лежит на мне одной…»
Светлейший князь принял самое живое участие и в обустройстве вновь приобретенных земель на Тамани и правобережной Кубани.
Именно при поддержке малороссийского генерал-губернатора старшины бывшего запорожского войска Белый, Чепега и Головатый вручили императрице Екатерине II в Кременчуге прошение, в котором они просили воссоздать войско Запорожское. Время было выбрано не случайно, Россия стояла на пороге новой войны с Турцией. В результате 20 августа 1787 года князь Потемкин подписал ордер, согласно которому из бывших запорожцев стали набирать волонтерские команды — прообраз будущего войска. Таким образом, именно Григорий Потемкин стал одним из инициаторов создания славного Черноморского казачьего войска. В 1790 году он был удостоен звания Великого гетмана Екатеринославского и Черноморского казачьих войск.
Сегодняшние потомки черноморцев — кубанские казаки — не забыли заслуг светлейшего. По ходатайству Кубанского казачьего войска, Законодательным Собранием Краснодарского края был принят Закон Краснодарского края от 1 июля 2008 года № 1518-КЗ «О наградах Краснодарского края за вклад в дело служения Кубанскому казачеству», среди которых была учреждена медаль Краснодарского края «Князь Григорий Потемкин», которой за большой вклад в дело служения кубанскому казачеству награждены многие казаки Екатеринодарского отдела Кубанского казачьего войска.
Во время Русско-турецкой войны 1787-1791 годов фельдмаршал Потемкин командовал армией. Эта война ознаменовалась крупными победами русского оружия взятием Очакова и Измаила и других крепостей. Отпраздновав победы, Потемкин отбыл из Петербурга на юг. Вскоре в письмах он стал сообщать императрице о своей болезни. Несмотря на усилия врачей, 5 октября 1791 года Потемкин скончался.
После смерти князя императрица писала: «У него был смелый ум, смелая душа, смелое сердце. Благодаря этому, мы всегда понимали друг друга и не обращали внимания на толки тех, кто меньше нас смыслил. По моему мнению, князь Потёмкин был великий человек. который не выполнил и половины того, что был в состоянии сделать… Теперь вся тяжесть правления лежит на мне одной». Еще при жизни князя несколько раз она писала ему «я без тебя, как без рук».
На месте кончины князя у молдавского села Милешты его племянницей Александрой Браницкой был установлен памятный обелиск, возле которого много лет выставлялся вооруженный сторожевой пост. Первоначально он представлял собой каменный столб, который со временем разрушился, а на его месте в XIX веке возвели обелиск из ракушечника высотой 13 метров. Рядом с обелиском находится камень, высеченный в виде щита, с памятной надписью, раскрывающей символику памятника: «Hа семъ местъ преставился князъ Григорiй Александровичъ Потемкинъ Таврическiй. Октября 5, 1791…». В настоящее время обелиск утрачен.
По указу Екатерины князь Потемкин-Таврический был похоронен в склепе Херсонского собора Святой Екатерины, который он же и возвел. В мае 1787 года собор посетила императрица Екатерина Великая; в память об этом посещении в нем было оставлено стоящее под балдахином кресло, в котором она сидела во время богослужения.
Памятник украли фашисты
После смерти Екатерины Великой ее сын император Павел I повелел, чтобы «все тело без дальнейшей огласки в самом том же гробу погребено было в особо вырытую яму, а погреб засыпан землею и изглажен так, как бы его никогда не бывало». Однако склеп с гробом Потемкина не разрушили, а только засыпали землей и накрыли плитами пола. За прошедшие годы склеп трижды вскрывали и нанесли останкам графа жесточайший ущерб. Пропал подаренный императрицей ее миниатюрный портрет, осыпанный бриллиантами, который князь всегда носил с собой, а после смерти его положили с ним в гроб. Часть останков захоронена на родине, в Смоленской губернии.
Екатерининский собор был закрыт в 1930 году. Большую часть убранства церкви уничтожили, несколько икон достались местному краеведческому музею. В самом же храме открыли антирелигиозный музей. По свидетельству писателя Б. Лавренёва, в 1930-х гг. в нем как экспонат был выставлен череп Потемкина.
Во время войны собор Святой Екатерины снова открыли для прихожан, он был заново освящен и оборудован на средства жителей города. В 60-х его опять закрыли, а помещение использовали для хранения дров, позже — в качестве книжного склада. В 70-х здание отдали под Дом пропаганды общества охраны памятников, а в 90-х Екатерининский собор вернули Православной церкви. В последующем склеп был восстановлен, в нем находился символический деревянный гроб.
В 1836 году в Херсоне установили памятник князю Григорию Потемкину, автор скульпторы — И.П. Мартос. Фигуру высотой 3,5 метра отлили из бронзы в Академии художеств. Потемкин был изображен в виде античного героя в латах. Шлем лежал внизу, у его ног. В правой руке — фельдмаршалский жезл, левой рукой он опирался на меч. На пьедестале — медная доска с надписью «Князю Потемкину-Таврическому — Новороссийский край». Памятник окружала невысокая ограда, состоящая из 12 чугунных литых столбиков с цепями. В 1840 году вокруг памятника вырос бульвар, названный Потемкинским. После 1917 года монумент закрыли брезентом, а в 1921 году вовсе убрали во двор Херсонского историко-архитектурного музея. В годы Великой Отечественной войны памятник похитили фашисты. В 2003 году к 225-летию Херсона памятник восстановили.
Сегодня Херсон находится под контролем укронацистов. Установить, в каком состоянии находится памятник и склеп князя Потемкина, не представляется возможным.
В Краснодаре в Мариинском сквере установлен бюст князя Потемкина-Таврического. Память об этом величайшем военачальнике и государственном деятеле живет в сердцах жителей нашей великой страны.
Александр Бурмагин, кандидат исторических наук, войсковой старшина ККВ