В аэропорту возложили цветы к памятнику «ночной ведьме», а в трамвае маршрута №9 рассказали о ее судьбе и подвигах.

Командир женского авиаполка в 28 лет

Евдокия Давыдовна Карабут родилась 6 февраля 1913 года в селе Добровольное (по другим данным, в селе Киевка) Ставропольской губернии в бедной крестьянской семье. Родители погибли в Гражданскую войну, и в 9 лет Евдокия с братом остались сиротами. До 1924 года они жили в детском доме Ставрополя, а потом их забрал к себе в село Благодарное на воспитание родной дядя, известный в тех местах комиссар краснопартизанского отряда Георгий Середа.

Как и многие советские дети тех лет, девочка грезила авиацией. Райком комсомола направил ее учиться в Ставропольский педагогический техникум, но она хотела летать. Лишь в 1931 году через ОСОАВИАХИМ Евдокию зачислили в Батайскую летную школу Гражданского воздушного флота.

После ее окончания в 1932 году девушка осталась работать здесь инструктором, стала командиром звена, а потом командиром отряда. В 1936 году Евдокия вышла замуж за Петра Бершанского. От этого брака родился сын. Скоро супруги расстались, но летчица оставила себе фамилию мужа.

В сентябре 1939 года Евдокию Бершанскую назначили командиром авиазвена 218-го авиаотряда специального применения. Отряд доставлял почту, возил грузы, тяжелобольных и т.д.

А в 1941-м ее призвали в ряды Военно-воздушных сил. Сначала направили в Энгельсскую военную авиационную школу пилотов, где формировались женские авиаполки. В январе 1942 года майора Бершанскую как опытного летчика с хорошими организаторскими способностями назначили командиром 588-го ночного бомбардировочного авиаполка. Ей тогда было всего 28 лет.

Формирование, прибыв на фронт 27 мая 1942 года, оставалось в составе действующих частей до конца войны. И все это время им командовала Бершанская. Девушки летали на бипланах У-2 (с 1944 г. стали называться По-2), созданных еще в 1927 году. Двухместный самолет имел фанерный фюзеляж, в нем отсутствовала радиосвязь, но тихоходная машина была очень эффективна в бою: могла на низкой высоте подлетать к вражеским позициям и сбрасывать на них бомбы.

В 1943 году за выдающиеся заслуги воинская часть была переименована в 46-й гвардейский Таманский ночной бомбардировочный полк (формирование особо отличилось при освобождении полуострова).

Пример опрятности и дисциплины

Корреспондент «КИ» Александр Сучков утром 6 февраля отправился на торжественное мероприятие к воздушной гавани города. В возложении цветов к памятнику легендарной летчице приняли участие ветераны боевых действий, члены первичной ветеранской организации «Аэропорт Краснодар», ученики-юнармейцы школы №7.

Уже который год не меняется место и время встречи: 6 февраля, возле памятника Евдокии Бершанской. Мы собираемся, чтобы принести цветы в память о нашей прославленной летчице, великом гражданине нашего города. Сегодня исполняется 112 лет со дня рождения не просто прославленной героини Великой Отечественной войны, но и нашей коллеги. В 1939 году она была командиром авиазвена аэродрома, тогда еще Пашковского,

— говорит Кирилл Осипов, пресс-секретарь Международного аэропорта Краснодар.

Выступили представители ветеранских организаций Карасунского округа, а также первичной ветеранской организации «Аэропорт Краснодар». Выступающие отмечали, что сослуживицы помнили Бершанскую как пример подтянутости, опрятности и дисциплины. Даже после бессонной ночи в небе, перед тем как лечь спать, летчицы сначала начищали своих «ласточек».

23 летчицы из ее полка впоследствии были удостоены звания Героя Советского Союза и две стали Героями России. При этом саму Евдокию Давыдовну так и не удостоили столь высокой награды. Оказалось, что у нее «мало» вылетов. Ей «не хватило» всего четырех. Героев тогда давали за 33 вылета, а у нее было только 29. Бершанская своей главной задачей видела организацию работы целого женского полка, а не личные награды. Но она единственная женщина, удостоенная ордена Суворова.

За годы войны летчики и штурманы полка Евдокии Бершанской совершили 24 тыс. боевых вылетов и сбросили на врага 3 тыс. тонн бомб и 26 тыс. зажигательных снарядов.

Долгие годы я работал здесь авиатехником, поэтому встречал многих выдающихся людей. В 1972 году видел Евдокию Давыдовну, которая произвела на меня неизгладимое впечатление. Она была в видавшей виды шинели, хромовых сапогах, папахе, с погонами подполковника на кителе. Даже не верится, что эта хрупкая женщина была той самой Бершанской, которую знает вся страна и которая вместе со своими боевыми подругами наводила ужас на фашистов,

— рассказал «КИ» Леонид Сергиенко, член ветеранского совета аэропорта.

Хрупкая девушка в бронзе

Боевые подвиги Евдокии Бершанской стали для многих людей ориентиром в жизни, и они выбрали профессию летчика. Во время церемонии возложения цветов присутствовали ветераны из числа военных летчиков.

С самого детства я знал о ее подвигах, читал много о ней, и мы изучали в школе историю женского полка Бершанской. Профессию летчика я выбрал во многом благодаря ее примеру. Вся моя карьера летчика была созвучна с ее принципами верности Родине. Службу закончил в звании подполковника на должности заместителя командира полка по летной подготовке. Считаю, что жизнь и подвиг Евдокии Бершанской служит хорошим стимулом нашему молодому поколению продолжать традиции женщин-летчиц,

— комментирует Николай Борзунов, военный летчик первого класса.
3 1 Краснодарские известия
Фото: Александр Сучков, «КИ»

Памятник командиру 46-го гвардейского Таманского женского авиаполка Евдокии Бершанской был установлен еще в 1988 году. Это один из самых красивых и известных памятников краевой столицы. Его создатель известный краснодарский скульптор Александр Аполлонов увековечил женщину-солдата. Образ хрупкой девушки в шлеме летчицы и гимнастерке с орденами, с развевающейся, как крылья, курткой пилота, стал символом женщин-летчиц времен Великой Отечественной войны.

Скульптура отлита из бронзы и возвышается на небольшом гранитном постаменте. На нем слова летчицы: «Победителем бывает тот, кто при выполнении боевого задания способен преодолеть любые трудности, проявляя умение, мастерство, храбрость, выдержку».

Возможно, кто-то из учениц школы №7 им. Е.Д. Бершанской после возложения цветов задумается связать свою жизнь с небом и поступить в Краснодарское военное летное училище.

Песни о войне из уст молодых

Тем временем автор «КИ» Юлия Банщикова приехала на остановку «Улица 8 Марта», откуда стартовала трамвайная экскурсия. Солисты ансамбля народной песни «Родня» из Пашковского городского Дома культуры начали свою программу с рассказа о биографии Евдокии Бершанской, перемежая его исполнением хитов военной эпохи: «Синий платочек», «То не веточка черешни», «Лизавета»…

photo 5283144399733254139 y Краснодарские известия
Фото: Александра Садовникова, «КИ»

На удивление, подпевали не только пожилые люди, но и молодежь.

Так приятно слышать произведения о войне из уст молодых красивых девушек! Спасибо вам за любовь к Родине,

— отметила пассажирка Людмила.

Путь лежал через продовольственный рынок, поэтому поездка за продуктами для многих жителей Пашковки превратилась в военно-патриотический променад. Некоторые и вовсе так заслушались, что чуть не проехали свою остановку.

Ой, как хорошо, что я зашла именно в этот вагон! Прямо-таки настроение поднялось от любимых казачьих мотивов,

— делится пенсионерка Светлана.

Среди пассажиров были и те, кто не столько подпевал, сколько внимательно слушал рассказ о жизни Евдокии Бершанской. Как правило, это краснодарцы, которые проживают на улице, названной в честь летчицы. И вот выдался отличный повод больше узнать о ней.

«Дунькин» полк

Из-за того, что 46-й бомбардировочный авиаполк был сформирован исключительно из женщин, коллеги-мужчины шутливо называли его «Дунькиным», но, убедившись в его эффективности и храбрости девушек, позже стали называть их «ласточками» и «сестричками». Немцы же прозвали советских летчиц «ночными ведьмами» за их искусство незаметно подкрадываться к ним в небе и бомбить.

Несмотря на небольшое число вылетов (28), Евдокия Бершанская пользовалась в полку большим авторитетом. В 1974 году ей присвоили звание «Почетный гражданин Краснодара» за участие в освобождении нашего региона от немецко-фашистских захватчиков. В Пашковском жилом массиве ее именем названа улица и школа №7, в которой создан музей. А на фасаде дома по ул. им. Федора Лузана, 41 нарисован портрет летчицы.

Трамвай подъехал к остановке «Хладокомбинат», конечной. Водителя вагона Сергея Золотого настолько впечатлила поездка, что он вышел из своей кабины со словами: «Обалденно! Аж душа нараспашку!» На обратном пути до улицы 8 Марта он исполнял песни уже сам — в водительский рупор.

Признаться, наш коллектив впервые выступал в вагоне трамвая. Порадовало, что пассажиры и даже сам водитель подпевали и аплодировали нам. Некоторые специально доехали до конечной остановки, чтобы дослушать всю музыкальную программу,

— сказала руководитель ансамбля Анастасия Кулик.

Авторы материала: Александр Сучков, Юлия Банщикова.