Выехать со двора — целый квест
В Сети все чаще можно встретить жалобы краснодарцев на «баррикады» из арендных самокатов. Они буквально лежат у подъездов, перегораживают тротуары, подпирают детские площадки. Иногда кажется, что компании кикшеринга превратили дворы в свои филиалы проката, только без спроса и платы за аренду территории.
Для мам с колясками и пожилых людей это настоящая полоса препятствий. Приходится лавировать между самокатами. Кстати, и для техники такое отношение не есть хорошо: дети, воспринимая СИМ как игрушку, могут толкнуть, чтобы железная махина с грохотом упала. — Мало того, что сломается, — током ударить может, так как внутри аккумулятор.
Проблема не только в невнимательных пользователях, которые оставляют технику, где придется. Есть и другая сторона: сотрудники компаний сами расставляют СИМ во дворах, чтобы техника была ближе к клиентам. Но при этом никто не учитывает удобство и безопасность жителей. Фактически дворы многоквартирных домов превратились в бесплатные стоянки для бизнеса. Это общее имущество жителей, и использовать его без договоров неправильно. Более того, это противоречит Жилищному кодексу.
Парковка только в определенных местах
При этом кикшеринговые компании проблему не признают.
Парковки появляются там, где они действительно нужны, а транспортное пространство используется эффективнее. Если вам не хватает парковки в определенном месте или, наоборот, парковка мешает, можно написать специальное обращение на сайте. Наша команда оперативно разберется,
— рассказали представители сервиса Whoosh.
По их словам, начать и завершить поездку можно только в особых точках, отмеченных в приложении знаком «Р».
Все места парковки выбираются так, чтобы не мешать движению. За неправильную парковку предусмотрен штраф. Если самокат все-таки стоит неудачно или упал, круглосуточные сервисные команды переставляют технику. Хотя на практике в Сети часто появляются десятки фото и видео с брошенными самокатами,
— пояснили в компании.
К слову, новые решения для парковок уже тестируют в других регионах.
В Сочи при поддержке властей стартовал пилотный проект «Парковочные карманы» для самокатов рядом с переходами. Там же появился первый в России дорожный знак «Парковка для самокатов». Надеемся, что этот опыт станет примером и для других городов,
— подытожили в компании.
«Красные зоны» нужны и во дворах
Город, в свою очередь, постепенно учится регулировать движение СИМ. Уже сейчас:
- участок улицы Красной между Главной городской площадью и кинотеатром «Аврора» полностью закрыт для прокатных самокатов;
- в парках «Чистяковская роща» и 30-летия Победы действует запрет;
- на набережной Кубани введены ограничения и зоны низкой скорости;
- возле школ и детсадов выделены «красные зоны».
И эти меры работают. Количество жалоб и аварий в «закрытых» точках заметно снизилось. Компании учли замечания и изменили карты парковки и маршрутов. Теперь жители все чаще требуют, чтобы дворы тоже стали «красными зонами», чтобы прокатные самокаты и велосипеды нельзя было оставлять на территории МКД.
Дети и пожилые люди должны чувствовать себя в безопасности. Двор — это территория жителей, а не парковка для кикшеринга,
— пишут краснодарцы в комментариях под постом с жалобами в местных пабликах.
Не препятствие, а лекарство от пробок
А вот урбанист Мирослав Гриценко предлагает смотреть шире:
Лучшее, что можно сделать, чтобы самокатный сервис помогал городу, а не доставлял хлопоты, — это обособление велодорожек от тротуаров и проезжей части. Когда у самокатчиков появится своя законная колея, навести порядок с правилами пользования и парковки будет гораздо легче.
По словам эксперта, приложения уже сейчас не позволяют бросать транспорт где попало, а при сбоях с геолокацией нужны запасные способы завершения поездки.
В местах парковки можно установить указатели с QR-кодом, чтобы завершать аренду даже при сбое навигации. А дисциплинированных пользователей стоит поощрять бонусами за правильную парковку и безопасное вождение, как это делают страховые компании с автомобилистами.
Что касается дворов, то здесь решение должно быть адресным:
Если жители конкретного дома решили отказаться от самокатов во дворе, стоит ограничить сервис именно там, а не во всех дворах подряд.
И главное — не забывать о плюсах:
Самокаты при правильном использовании имеют колоссальный потенциал для города. Нулевая эмиссия, низкий уровень шума, мобильность. Это одно из лекарств от пробок,
— подчеркивает Мирослав Гриценко.
«Запретить — не решение проблемы»
Так же считает и начальник отдела департамента транспорта и дорожного хозяйства города Роман Мануйлов:
Запретить — не решение проблемы. Мы работаем над созданием безопасной инфраструктуры и правил пользования,
— отмечает представитель городской администрации.
По его словам, сейчас готовят техническое задание для научной работы, которая станет основой обновленной транспортной концепции Краснодара.
В нее войдут все меры по развитию инфраструктуры для самокатов и велосипедов: создание велодорожек, парковок и других необходимых элементов. По словам Мануйлова, организация, которая выиграет конкурс на выполнение этой работы, должна будет предусмотреть полную инфраструктуру для таких транспортных средств. На основе новой схемы власти смогут внести эти решения в планы по развитию городской инфраструктуры и благоустройству территорий.
Не проходите мимо
В то же время в управляющих организациях тоже признают, что проблема назрела и жалоб становится все больше.
По каждому обращению собственников мы направляем жалобы в администрацию города с требованием принять меры. Ищем законные пути запрета и регулирования подобных размещений на территории МКД. Начали тестировать специального телеграм-бота для жалоб на неправильно припаркованные самокаты и рекомендуем его вам,
— сообщили в группе управляющих компаний «Территория комфорта».
В УК напоминают: порядок во дворе зависит не только от чиновников и сервисов, но и от самих жителей.
Если вы видите несанкционированно припаркованный самокат или велосипед на территории вашего дома, сообщите об этом в телеграм-бот Samokat_ru_bot. Чем больше сигналов, тем быстрее будет реакция со стороны кикшеринговых сервисов и контролирующих органов. Не проходите мимо: фиксируйте адрес, фото и отправляйте через бот, сообщайте администратору или через обратную связь УК. Придомовая территория — это место для жителей, а не склад для бизнеса без разрешения. Давайте вместе противостоять беспорядку и сохранять порядок в нашем общем доме.