Рынок недвижимости переживает очередную «эпоху турбулентности». Как чувствуют себя строительные компании в настоящее время? С какими трудностями сталкиваются? Какие пути решения видят? Эти и другие вопросы мы задали Артёму Кислице, директору компании ИНСИТИ девелопмент.
Покупательская активность сохраняется
— Артем Олегович, еще в прошлом году инфляция, высокая ключевая ставка и дорогая ипотека изменили планы застройщиков. Тем не менее, многие не откладывают в долгий ящик покупку жилья в нашем крае. На ваш взгляд, с чем это связано?
— Общие тенденции, безусловно, повлияли на региональный рынок. Тем не менее, рынок недвижимости в Краснодарском крае сохраняет относительно высокий уровень покупательской активности. В целом можно говорить и о том, что наш регион оказался менее уязвимым перед макроэкономическими изменениями по сравнению с центральной частью России.
— Почему?
— Причин несколько, в том числе из-за внутренней миграции из других регионов России, что поддерживает спрос на жилье. Климат, близость к морю и развивающейся курортной зоны делают наш регион привлекательным для инвестиций даже во время экономической нестабильности.
— На какое жилье сейчас самый большой спрос?
— Увеличился интерес к компактным квартирам площадью до 50 квадратных метров. Это связано с ростом стоимости квадратного метра и снижением доступности ипотечных кредитов. По данным наших исследований, доля таких объектов в общем объеме сделок увеличилась более чем на 10 %.
Повышение спроса на загородные дома и таунхаусы обусловлено изменением жизненных предпочтений населения в условиях постпандемии. Об этом говорят факты. Так, количество запросов на покупку индивидуальных домов в пригородах Краснодара выросло на 18% по сравнению с 2024 годом.
При этом отмечу и нестабильность спроса. Ведь меняющиеся потребительские настроения и снижение платежеспособности населения создают неопределенность в отношении продаж.
— Несмотря на сложности, многие из нас считают инвестиции в недвижимость лучшим вложением капитала. Как бы вы сейчас охарактеризовали потенциального покупателя?
— Как практичного и предусмотрительного. Рост инфляции усилил осторожность потребителей при принятии решений о покупке недвижимости. Люди предпочитают откладывать крупные покупки до стабилизации экономической ситуации. А ужесточение условий кредитования и повышение процентных ставок сделали ипотеку менее доступной для многих потенциальных покупателей. Это особенно заметно в сегменте массового жилья, где большинство сделок ранее заключалось с привлечением заемных средств. Таким образом, предпочтения покупателей смещаются в сторону более рациональных и экономически обоснованных решений, что отражается в изменении структуры предложения со стороны строительных компаний.
Фокус — на инновации
— Как найти путь к своему покупателю в условиях стагнации?
— Адаптация к новым реалиям требует от строительных компаний гибкости и внедрения инновационных подходов. В условиях ограниченного доступа к кредитным ресурсам и снижения покупательной способности населения особое значение приобретают стратегии оптимизации затрат и повышения производительности труда. В первую очередь, за счет цифровизации процесса строительства. По опыту «ИНСИТИ девелопмент» скажу, что внедрение BIM-технологий позволило нам значительно сократить сроки проектирования и строительства, уменьшить количество ошибок и улучшить координацию между различными участниками проекта. По нашим оценкам, использование BIM-систем уже позволило снизить затраты на проектирование на 20-30%. Немаловажным фактором выступают и энергоэффективные материалы и технологии. Повышение требований к энергоэффективности зданий стимулирует использование современных теплоизоляционных материалов, систем отопления и вентиляции с низким энергопотреблением. Это помогает снизить операционные расходы на содержание здания и сделать его более привлекательным для покупателя.
— Какие вызовы, стоящие перед строительной отраслью, вы считаете главными?
— Колебания рынков сырья и инфляция приводят к увеличению себестоимости строительства. Особенно остро эта проблема ощущается в сегменте массовых застроек, где маржинальность проектов изначально находится на невысоком уровне. Вторая проблема — трудности с финансированием. Ограниченный доступ к банковским кредитам и высокая стоимость заемных средств затрудняют реализацию крупных проектов. Застройщики вынуждены искать альтернативные источники финансирования и разрабатывать собственные программы лояльности для клиентов, такие как беспроцентная рассрочка.
— Как ваша компания минимизирует риски?
— Мы применяем различные стратегии. Среди них: долгосрочное планирование и управление запасами. К примеру, заключение контрактов с поставщиками на длительный срок позволяет фиксировать цены и избегать резких скачков затрат. Оптимизация логистических цепочек тоже способствует снижению издержек. Также активно используем цифровые платформы. В частности, маркетинговые кампании помогают привлекать клиентов даже в условиях ограниченных возможностей для личных встреч и демонстраций объектов. Для повышения прозрачности и доверия развиваем программы лояльности и предоставление гарантии. Это способствует укреплению доверия со стороны покупателей. Также делаем фокус на инновации. Инвестиции в современные технологии и улучшение качества строительства повышают конкурентные преимущества нашей компании и делают продукт более привлекательным для потребителей. Таким образом, эффективная адаптация к текущим экономическим условиям требует комплексного подхода.
Реклама
ООО «СЗ «ИНСИТИ» https://incitystroy.ru/
ИНН 2311146140