Во всех школах страны 24 мая 2025 года прозвенел Последний звонок. Нарядные выпускники с цветными лентами, звон украшенного бантом металлического колокольчика в руках первоклассницы с белыми бантами в косичках, растроганные учителя с охапками цветов… Кажется, что в российских школах торжественная линейка проходила всегда. Однако не многие знают, что праздник появился более полувека назад, а у истоков создания стоял директор краснодарской школы Федор Брюховецкий.
«Ничто так не сплачивает коллектив, как традиция»
Впервые Последний звонок прозвучал 25 мая 1948 года в 58-й школе Северо-Кавказской железной дороги Краснодара (нынешний лицей №12 им. А.С. Макаренко). Его инициатором стал выдающийся педагог и директор учреждения Федор Брюховецкий. Он следовал девизу своего предшественника Антона Макаренко: «Ничто так не сплачивает коллектив, как традиция».
По замыслу Федора Федоровича этот праздник должен был не только символизировать окончание школьной жизни и надолго запомниться выпускникам, но и стать примером для будущих поколений. Так на торжественную линейку собрались не только десятиклассники, но и младшие ученики. Первые выносили знамя школы, танцевали вальс, а провожал их во взрослую жизнь звон колокольчика. С напутственными словами к ребятам обратился сам Федор Федорович.
Федор Федорович — учитель от Бога. Для него образование и воспитание детей было смыслом всей его жизни. Благодаря ему в школе появилось много традиций, в том числе Последний звонок. Сегодня вся страна отмечает этот праздник,
— рассказала «КИ» директор лицея №12 им. А.С. Макаренко Наталья Дзюбейло.
Собирали сахар и отправляли на фронт
Летом 1943 года Федора Федоровича назначили директором железнодорожной мужской школы №58. Время было трудное — военное: сирены воздушной тревоги бесперебойно напоминали о наступлении вражеской силы. В семьях учеников отцы и старшие братья ушли на фронт, матери трудились в тылу. Что же делать обездоленным войной школьникам? Федор Федорович нашел ответ: он возглавил работу старшеклассников на полях пригородного хозяйства по уборке овощей.
В роковые сороковые годы ученики в школьном буфете получали кусочек хлеба, посыпанный сахаром. Тогда один из ребят предложил: хлеб получать, а сахар — экономить. Так и собрали школьники два пуда (32 кг) и отправили сладкую посылку на фронт.
На одной из архивных фотографий, которую нам показала Наталья Вячеславовна, за рабочим столом сидит Федор Федорович — строгий, подтянутый, в железнодорожном кителе. Однако грубого слова или повышенного тона от него не слышали, лишь негромкое: «Ч-ш-ш…». По воспоминаниям учеников, все, что рассказывал директор на уроках истории, они слушали с упоением. А те конспекты, которые писали на его занятиях, можно было использовать на первых курсах института, куда, впрочем, и поступали выпускники школы.
Помимо этого, директор отправлялся с детьми на археологические раскопки, а находки становились экспонатами школьного музея.
То на гитаре сыграет, то споет романс, то прочитает Омара Хайяма
Федор Федорович раньше всех приходил в школу, причем не только потому, что жил близко. Многие учителя были уверены: даже будь его дом вдали, директор по-прежнему приходил бы первым. Каждого ученика он знал по имени, а к родителям обращался по имени-отчеству.
Школьный день начинался с построения: ребята собирались на зарядку. После Федор Федорович рассказывал им новости из жизни страны, края, города, отмечал успехи своих подопечных. Вскоре построения стали проводить сами школьники, чередуясь классами.
Многие учителя отмечали, с каким тактом и уважением Федор Федорович относился к их работе. Например, после присутствия на уроках своих коллег он сначала спрашивал их мнение, а затем высказывал свое. Причем никогда не делал грубых замечаний, лишь советовал: «А я бы сделал так… Попробуйте, должно получиться». Если же во время урока шло что-то не так, Федор Федорович разряжал обстановку в классе: с последней парты доносилось: «Разрешите и мне ответить!» Учителя хотели, чтобы он как можно чаще приходил на их уроки, потому нередко и сами приглашали его.
По воспоминаниям коллег, Федор Федорович умел все: то на гитаре сыграет, то споет романс, то прочитает Омара Хайяма. Проводил немало времени с коллективом и во внешкольное время: например, выезжал на прогулку в осенний лес или на рыбалку.
«Пусть рисует, художником станет»
Федор Брюховецкий нередко напоминал о том, что родители должны стать союзниками учителей в общем деле — воспитании подрастающего поколения. Учителям и классным руководителям наказывал знать имена и отчества всех родителей. Если приглашать их на разговор, то не набрасываться с жалобами. А стоит, напротив, беседовать спокойно, причем начинать с хорошего — подчеркнуть достоинства ребенка, а уж после сообщить о том, что же послужило причиной вызова в школу.
Мне, бывшему батраку, сыну портового грузчика, хочется сказать огромное спасибо родной школе за то, что три моих сына и три дочери получили высшее образование и добросовестно трудятся на благо Родины. В школе учились все шесть моих детей по 10 лет. В общей сложности — 60. В народе говорят: «Есть люди, общение с которыми приносит счастье». Так вот таким человеком для меня был и остается директор школы Федор Федорович Брюховецкий»,
— написал один из родителей учеников о Федоре Федоровиче.
В некоторых ребятах директор школы замечал талант, который вскоре становился их призванием и делом всей жизни:
С детства Саша любил рисовать, а в школе и дома рисовал везде: в тетрадях, на парте, на стенах. В комнате на обоях разыгрывались настоящие танковые баталии. Рисовал машины, дома, деревья… Учительница, Зинаида Павловна, не раз вызывала в школу маму, но так как это не помогло, то решила отвести непослушного ученика к директору. Федор Федорович, выслушав учителя и глядя с улыбкой на Сашку, сказал: «Пусть рисует, художником станет». Саша стал не художником, а архитектором, но до сих пор не может ответить на вопрос, как угадал Федор Федорович его будущую профессию.
Свет погас, но письмо дочитали
Последний звонок не единственная традиция, которая родилась в учебном заведении Федора Брюховецкого. Все началось с большого праздника «За честь школы», который впервые прошел в стенах учреждения в 1944 году.
Так, в один из морозных январских дней на торжественном собрании учителей, учеников и родителей зачитали присланный «Боевой листок». В нем рассказывалось о подвиге Александра Мироненко — выпускника этой школы. «…А.А. Мироненко совершил 711 боевых вылетов. Провел 40 воздушных боев, лично сбил 13 самолетов противника… Высоко оценило Советское правительство его заслуги: помимо присвоенного звания Героя Советского Союза, награжден орденом Ленина, тремя орденами Боевого Красного Знамени и медалями…».
В зале — тишина… Вдруг гаснет свет (нередкий случай военного времени). Мгновенно темноту прорезают лучи карманных фонариков, при свете которых «Боевой листок» был дочитан до конца: «А.А. Мироненко защищал честь, свободу и независимость нашей Советской Родины, а также честь школы, которая воспитала его».
Тогда коллектив решил, что каждый год 23 января будут проводить праздник «За честь школы».
По словам учителей, много лет проработавших в этом учебном заведении, эта традиция сплачивает всех: учителей, учащихся, родителей, шефов-железнодорожников и выпускников разных лет.
Также в школе Брюховецкого родились и получили распространение по всей территории СССР «Прощание с букварем» и День знаний. Некоторые праздники остались внутришкольными: День памяти учеников и учителей, погибших в годы Великой Отечественной войны (8 мая), праздник творчества и труда (вторая суббота мая), школьный пикник (с учителями и родителями).
За свою педагогическую и трудовую деятельность Брюховецкий награжден орденами Трудового Красного Знамени, Октябрьской Революции, медалью Ушинского. Почетный житель Краснодара, заслуженный учитель РСФСР, кандидат педагогических наук, Федор Брюховецкий до последних дней (умер 18 марта 1991 года) трудился на благо жителей родного города.