Редакция «КИ» решила провести мини-расследование, чтобы узнать, кто ее создал и как она оказалась в забытом уголке города?
Вот такая арт-инсталляция
Для нашей творческой и креативной Эльвиры Мясищевой поиск необычных и антуражных локаций для фото — любимое занятие. В один из таких дней Эля забрела в переулок старых мастерских на ул. Зиповской, где и встретила «пионерку».

Наше маленькое расследование началось по всем правилам — с официального запроса. «КИ» обратились в Управление Государственной охраны объектов культурного наследия Краснодара, надеясь отыскать хоть какую-то зацепку. Но там нас разочаровали: скульптура городу не принадлежит, в реестрах ее нет — значит, узнать историю через официальные каналы не получится.
Что ж, раз бумажный путь завел в тупик, мы с Эльвирой решили вернуться туда, где все началось, на ул. Зиповскую. Место очень колоритное: слегка пугающее, но одновременно цепляющее своей атмосферой. Людей почти нет, тишина, которую лишь изредка нарушает шум сварки или гудение ветряка. На стенах граффити, временами довольно странные, временами — выразительные. За одним из зданий — похоронный венок. А над проводами — веревки с подвешенными кепками и… клавиатурой. Все это выглядит скорее как стихийная арт-инсталляция, нежели просто брошенный хлам.
Не оставили на произвол судьбы
Прямо напротив загадочной пионерки видим приоткрытую дверь. Стучимся. Тишина. Минуту постояли, переглянулись… и решились, журналисты ведь не из тех, кто разворачивается у порога.
За дверью оказалась мастерская. Внутри мужчина в маске сосредоточенно варил металл. Он работал не торопясь, с каким-то особым вниманием к деталям. Увидев нас, не удивился, не прогнал. Наоборот, аккуратно отложил инструмент, снял маску и подошел, будто ждал. «А вы не знаете, кто создал эту скульптуру?» — спросили мы почти шепотом, все еще не веря, что так просто можно попасть в нужную дверь. «Знаю. Я», — ответил он просто, без тени пафоса. Мы переглянулись уже в третий раз за пять минут, теперь с восторгом.

Марк — автор той самой пионерки, обаятельный, с легкой улыбкой и теплотой в голосе. Он охотно рассказал, как эта девочка с галстуком и отломанной рукой появилась в его жизни.
Мы нашли скульптуру прошлым летом где-то в одном из детских лагерей Краснодарского края. Она была в ужасном состоянии: без ног, со сломанным пополам туловищем. Мы с товарищем ее забрали, собрали по частям и аккуратно доработали. Не на продажу, не по заказу, а просто потому, что стало жалко оставлять ее в таком виде,
— рассказал Марк.
Парень работает художником по металлу, но иногда вместе с товарищем делает и скульптуры. Образование у него профильное — оканчивал институт культуры еще до того, как скульптурный факультет в 2005 году окончательно закрыли.
Сама фигура советских времен, бетонная. Долговечной ее не назовешь: для улицы материал не лучший, быстро крошится и теряет форму. Но в закрытом помещении она могла бы еще долго простоять,
— добавляет собеседник.
А вы знаете, что…
Скульптуры пионеров и пионерок в Советском Союзе являлись символами идеального детства, они украшали территории лагерей, школ, парков и дворов. Их создавали по типовым формам, но каждая фигура все равно получалась со своим выражением лица, своим настроением. Один из самых массовых образов — пионерка с поднятой рукой — отсылал к ритуалу торжественного приветствия, который сопровождался словами: «Будь готов!» — «Всегда готов!» В руках у пионеров могли быть горны, флаги, книги, цветы, и каждая деталь символизировала доблесть, труд и стремление к знаниям.
Вместо послесловия
Пионерка так и осталась теперь во дворе мастерской. Не музей, не парк —
просто улочка между промзоной и креативным беспорядком. Забрать ее должны были те самые представители лагеря, на территории которого ее и нашли, но вот уже много месяцев никто не приезжает. Поэтому она остается здесь радовать хотя бы рабочих или таких же прохожих, как мы.
Кстати
Отломанные пальцы у пионерки появились недавно. По слухам, в выходные там играли дети и случайно отбили кусок уже обновленной скульптуры.